Использование проектной технологии в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс)

Сударикова Наталья Александровна

Использование на занятиях только традиционных технологий обучения иностранным языкам является недостаточным для достижения высокого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности. Целесообразно использование не только классических технологий обучения, но и новых, инновационных технологий. Особенно это касается учащихся младших классов, где главной целью обучения является привитие интереса к изучению иностранного языка ,а также  формирование положительной мотивации к  дальнейшему  совершенствованию языковых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya_v_nachalnyh_klassah.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

          Слово «технология» происходит от греческих – мастерство, искусство и

наука, закон, знания. По мнению Н.Ф. Талызиной, сущность современной технологии обучения заключается в определении рациональных способов достижения учебной цели.          В то же время учебный процесс следует рассматривать комплексно, как систему, и нельзя ограничиваться анализом только отдельных ее составляющих. Комплексное использование современных методов обучения, технических средств обучения и носителей учебной информации является одной из главных особенностей современной технологии обучения [6].

Н. Суворова отмечает, что «технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, методик, средств, которые позволяют гарантированно достичь запланированного результата. Итак, в этом контексте формы и методы, методики и средства, приемы обучения являются теми структурными элементами, с которых конструируется технология обучения в соответствии с целями и запланированными (желаемыми) результатами учебного процесса» [5].

Полат Е.С. рассматривает технологию как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями учебной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике, т.е. если метод - это совокупность операций и действий, определенная логика их выполнения. При этом исследователь утверждает, что педагогическая технология вовсе не предполагает жесткой алгоритмизации действий. Она не исключает творческого подхода, развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии правильного следования логике и принципами, заложенными в том или ином методе [3].

Таким образом, анализ авторских определений понятия «технология» дает нам основание считать, что технология –  это применение научных знаний для решения практических задач.

Анализ литературы дает основание рассматривать понятие «технология» и в связи с обучением иностранным языкам. Впервые понятие «технология обучения английскому языку» ввела Г.В. Рогова. Она определяет технологию «как науку техники обучения английскому языку» [4]. По ее мнению, «технология обучения иностранным языкам благодаря научному подходу к учебному процессу, вооружает учителя требуемыми знаниями». Обучение должно осуществляться на научной основе, знания иностранного языка для обучения недостаточно, нужны знания технологии обучения.

Инновационные методы и технологии обучения сегодня приобретают все большую значимость в изучении детьми иностранного языка. В педагогической науке появляются новые возможности, связанные с установлением межличностного взаимодействия в форме диалога в процессе усвоения учебного материала, что способствует реализации принципа непрерывности передачи знаний, формированию компетенций и личностных качеств обучающихся.

В данной статье мы рассмотрели технологию проектной деятельности. Эта технология открывает большие возможности для внедрения коммуникативных, интерактивных, групповых технологий обучения, делает весь учебно-воспитательный процесс высокоэффективным.

  В последние годы в методике преподавания иностранных языков наблюдается тенденция к активному использованию интерактивного подхода. К базисным инновационным технологиям обучения иностранному языку относятся языковой портфель, проектный метод в обучении иностранному языку, информационно-коммуникационные технологии, технология коммуникативного обучения, технология индивидуализации обучения, технология тестирования, технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления, игровая технология и т.д.

        В современных условиях обучения иностранным языкам, при использовании интерактивных технологий, создаются благоприятные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность и интеллектуальную способность, а учитель видит заинтересованность детей, что влияет на высокие показатели овладения новыми знаниями.

Интерактивные технологии обучения иностранным языкам – это такая организация иноязычного речевого общения субъектов обучения, которая предусматривает соответственно цели обучения, индивидуальные особенности тех, кто учится, рациональное комплексное применение методов, приемов, средств и форм обучения с целью достижения заранее запланированного соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции [2].

Среди исследовательских методов обучения иностранному языку можно выделить метод проектов, который мы выбрали в качестве исследования и применения на уроках иностранного языка в младших классах.

Метод проектов появился в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип обучение посредством делания (Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Идея научной школы заключалась в том, чтобы выполняемая ребёнком учебная деятельность строилась по принципу: всё из жизни, всё для жизни.

Основным мотивом учебной деятельности для младших школьников является познавательный интерес, который необходимо постоянно поддерживать. Использование разнообразных методов обучения позволяет учесть эти особенности, а метод проектов, как один из дидактических методов, как нельзя лучше подходит для обучения младших школьников.

        По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, Д.Б. Эльконин и др.) младший школьник обнаруживает полную готовность к проектному методу.

Проектный метод помогает развивать:

 1)языковые и интеллектуальные способности,

 2) устойчивый интерес к изучению языка,

 3)создаются условия для свободы выражения своих мыслей.

Целью проектной работы является достижение определенного, запланированного результата. Проектная технология не просто содержит новые методы, формы и средства, а предполагает постоянное обновление и варьирование активности как учителя, так и учеников. Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания. Обучающиеся учатся самостоятельно решать проблемы, принимать и обосновывать решения, выполнять работу по сложным проектам. Это дает им уверенность в себе. Ученики предлагают или выполняют проекты потому, что это им интересно [1].

  Общеобразовательной ценностью проектных работ является :

-развитие у учащихся инициативы, воображения, творчества,

-самодисциплины,

-сотрудничества с другими учащимися,

- формирование исследовательских навыков.

Проектная работа является практическим путем реализации этих образовательных целей на уроке и во внеурочное время, согласно требованиям школьных программ.

Ключом к успеху проектной работы является хорошая подготовка и организация. Учеников следует поощрять собирать и приносить в класс материалы: журналы, брошюры, карты, открытки и т.д., даже если все эти материалы написаны на родном языке. Школьники должны научиться самостоятельно находить нужную информацию и обращаться за помощью к учителю только в тех случаях, когда они сами не могут найти ответ на вопрос.

Проектная деятельность, как одна из инновационных форм, эффективна для учащихся практически любой возрастной группы.

В отличие от других образовательных технологий, проектная методика дает преподавателю возможность включать учащихся в реальное общение на иностранном языке, которое базируется на исследовательской деятельности и сотрудничестве.

Таким образом, мы рассмотрели  использование  проектной технологии как инновационной формы обучения в начальных классах, позволяющий ученикам применять накопленные знания по предмету, обеспечивает личностно-ориентированное обучение Мы выявили значимость данной технологии, которая обладает высоким потенциалом и имеет широкую область применения в работе с детьми начальных классов как на занятиях, так и во время внеурочной деятельности.

Список использованных источников

1. Абышев Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе/Абышев Н.Ю.// Уральский государственный педагогический. – 2009. – С.116 -121.

2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск: Белорусский верасень, 2005. - 176 с.

3.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 31–36.

4.Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях /Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2000. – 232с.

5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая; художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7–197.

6.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология/Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников

мастер-класс по применению тестовых технологий на уроках в начальных классах...

Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников.

В данном докладе описывается, как я использую информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников....

Доклад «Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников»

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ?1. Социальная функция тестов проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. В ходе...

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...