«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»
учебно-методический материал по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Мурашова Мария Олеговна

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно устойчивым вниманием, испытывают трудности с его переключением. Из-за снижения вербальной памяти страдает продуктивность запоминания. Словесные инструкции и обязательный наглядный материал намного облегчают процесс обучения таких детей. Весомой проблемой является и то, что дети с ТНР зачастую испытывают существенные затруднения в коммуникации. Во всеми этими проблемами дети с ТНР сталкиваются в родном языке, на котором говорят с детства. Поэтому обучение английскому языку неизменно ставит их в «тупик» буквально с первых же уроков. Данный учебно-методический материал об использовании мнемотехники призван помочь сделать урок иностранного языка для детей с ТНР наиболее эффективным и плодотворным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx72.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал, разработанный учителем английского языка МБОУ БСОШ №3 Мурашовой Марией Олеговной

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

(К.Д.Ушинский)

Актуальность

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. В 2019 году количество таких детей в РФ составило в 731 248 человек, из них дети 27,9 % составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с ТНР обладают недостаточно устойчивым вниманием, испытывают трудности с его переключением. Из-за снижения вербальной памяти страдает продуктивность запоминания. Словесные инструкции и обязательный наглядный материал намного облегчают процесс обучения таких детей. Весомой проблемой является и то, что дети с ТНР зачастую испытывают существенные затруднения в коммуникации. Во всеми этими проблемами дети с ТНР сталкиваются в родном языке, на котором говорят с детства. Поэтому обучение английскому языку неизменно ставит их в «тупик» буквально с первых же уроков.

Своими целями при обучении детей с ТНР я ставлю следующие:  

          1. подготовка детей к общению на английском языке в социально-бытовых ситуациях на базовом уровне.

2. создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их англоязычной грамотности

3. формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению английского языка

Для достижения целей мной ставятся следующие задачи:

  • развивать воображение, художественное восприятие и память;
  • уметь связно мыслить, перекодировать информацию, соотносить знаковые символы с образами;
  • расширять словарный  запас, умение говорить, рассказывать стихи, желание общаться;
  • воспитывать самостоятельность и творческую активность

В поисках наиболее эффективных технологий, учитывающих особый статус детей с ТНР, я нашла, на мой взгляд, одну из наиболее эффективных – мнемотехнику.

Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, история которой насчитывает более 2000 лет. Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост и общеизвестен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем воспроизводит все ранее соединённые образы.

Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что обилие приемов мнемотехники позволяет учителю найти «свои», «неизменно работающие».

Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения интересным и нетрадиционным, развивающим. У детей улучшается память. Остановлюсь на описании приемов мнемотехники, которые я использую в своей работе.

  1. Зрительные ассоциации. Перевод слова в образ. Например, «PURSE» (кошелек). Ребенок мысленно рисует картинку: большой пес держит в пасти кошелек).

100.jpg

  1. Фонетические ассоциации. Подбор созвучных русских слов к запоминаемым английским. Слово «SLEEP» (спать) ассоциируется со словосочетанием  «слипаются глаза». «FISH» (рыба) ассоциируется с русским словом ФИШка.
  2. Прием рифмизации. Хочу остановиться на этом методе подробнее. Для преподавателей английского языка особо остро стоит вопрос эффективного и долгосрочного запоминания трех форм неправильных глаголов. Тем более, что соответствующего аналога в русском языке нет.

Неподдельный интерес вызывает у детей с ТНР метод рифмовок.

1.Сначала ребята учатся правильно произносить слова из рифмовки на английском языке и переводить их по памяти на русский язык (уровень знания)

2.Затем они переводят с русского языка на английский слова рифмовок в том же порядке, что и с английского на русский (уровень умения)

3.Конечный продукт - воспроизведение английских слов рифмовок наизусть (уровень навыка)

Пошаговая инструкция работы с рифмовками

1. Внимательное чтение рифмовки (3 раза)

2. Высказывание догадки о значении всех 3-х форм глагола

3. Изображение иллюстрации и  проговаривание рифмовки

4. Нахождение отличий в написании 3-х форм глагола

5 Написание рифмовки  по памяти

Примером такой рифмовки является следующая: 

Крокодил go-went-gone (идти)

Ранним утром на балкон.

Научиться он мечтает

Fly-flew-flown (летать)

Как белый аист.

Как крылом взмахнул хвостом

И fall-fell-fallen (падать) на газон

  1. Мнемотаблицы. Заучивание стихотворений вызывает у детей с ТНР большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их. С помощью мнемотаблиц этот процесс становится по-настоящему увлекательным, а результат радует не только учителя, но и детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить все то, что считаем нужным. На начальном этапе я создаю мнемотаблицы сама, затем каждый из детей пробует делать это самостоятельно.

Spring is green.
Summer is brigth,
Autumn is yellow,
Winter is white.

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники мне удалось достичь следующих результатов:

  • Дети стали проявлять неподдельный интерес к заучиванию стихотворений, стали охотнее пересказывать тексты на английском языке,
  • активизировался лексический запас,
  • улучшилась память детей,
  • дети научились бороться со страхом и свободно держаться перед аудиторией.

Память –лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тотчас же уносит назад.

Китайская мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей

Повышение эффективности обучения младших школьников с учётом их психологических особенностей.Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только учеба, а мир общения, радо...

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)...

Пути повышения эффективности обучения младших школьников

На уроках математики при использовании дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неус...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

Статья "Приемы для повышения эффективности урока английского языка"

В статье  подробно описаны некоторые приемы и техники, позволяющие повысить учебную мотивацию учащихся и уровень овладения ими иностранного языка....

Статья "Приемы для повышения эффективности урока английского языка"

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, ...