Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке в начальной школе
статья по русскому языку (4 класс)

Князев Максим Николаевич

В статье излагаются применяемые учителем на уроке виды рефлексии. Особенностью данной работы является сопряжение этапа рефлексии с работой учителя в младших классах и с применением информационно-коммуникационных технологий. Теоретическая польза работы: применение рефлексии подкрепляется общедидактическими принципами. Практическая польза работы: в статье даются рекомендации по заполнению технологических карт и рабочие ссылки на онлайн-ресурсы ведущих университетов мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рефлексия начальная школа ИКТ80 КБ

Предварительный просмотр:

Князев М

аксим Николаевич


Применение информационно-коммуникационных технологий на этапе рефлексии на уроке по английскому языку в начальной школе

Любой урок должен иметь цель, т.е. ожидаемый учебный результат, который в зависимости от уровня усвоения материала формулируется как «иметь представление о чём-либо», «знать что-либо», «формировать…» или «развивать умение делать что-либо», «владеть чем-либо». Цель всегда диагностируема, т.е. учитель должен предусмотреть некие инструменты диагностики степени достижения учащимися поставленных целей урока для того, чтобы впоследствии, если этого требует ситуация, скорректировать приёмы подачи материала или рабочую программу.
Одним из таких инструментов диагностики может служить рефлексия. В русле развивающего обучения для учащегося рефлексия – это не закрепление и обобщение знаний, а особый вид самоанализа, позволяющий зафиксировать в своей памяти достигнутые образовательные результаты урока, а также вывести на сознательный уровень все ступени их достижения в ходе урока («скажи, как тебе удалось…», «скажи, что помешало тебе…»), оценить себя. Таким образом достигаются общедидактические принципы сознательности, прочности знаний, активности, индивидуального подхода.
Специфика обучения детей начальной ступени образования заключается в наличии доминирующей игровой и воспитывающей составляющих урока. Любой материал будет усваиваться учащимися лучше, если он «прочувствован» ими на уровне моторики, если учащиеся на уроке сами смогли в ходе игровой деятельности поучаствовать в получении значимых для конкретного урока и для них самих знаний. На этапе рефлексии игровая деятельность не менее значима. Каждый учитель вправе выбирать наиболее увлекательный способ проведения рефлексии и сопрягать его с использованием различных информационно-коммуникационных технологий, создавая эффект увлекательности и занимательности.
Рефлексия бывает разной:
1) Рефлексия настроения и эмоционального состояния – использование цветных карточек, смайликов, цветов, музыкальных фрагментов.
Общедидактический принцип наглядности здесь ведущий. При помощи мультимедийных устройств ученик под руководством учителя может воспроизвести моделирующую своё настроение звукозапись или зрительные образы на проекционном экране.

2) Рефлексия содержания учебного материала – дописать предложение («теперь я знаю, что…», «я понял, что…»), дорисовать звенья блок-схемы, график, картинку персонажа/ сцены/сюжета/предмета, о чём шла речь; написать план урока; восстановить идею по ключевым словам.
Общедидактический принцип сознательности здесь ведущий. Ученик под руководством учителя, используя возможности редакторов paint и poplet, сможет нарисовать сцену, простой сюжет или предмет. Платформа oxfordlearn.com позволит учащемуся иметь свою собственную онлайн-тетрадь и графически увидеть своё продвижение в овладении иностранным языком. Учителю следует пройти по ссылке www.oxfordlearn.com, зарегистрироваться, получить код авторизации, создать онлайн-класс, выбрать степень сложности материала и просмотреть содержание своего курса.    

3) Рефлексия способов действия («мне было трудно…», «я выполнял задания так…», «мне удалось…, мне не удалось…», «я себе поставил оценку…»).
Общедидактический принцип воспитывающего обучения здесь ведущий. Можно использовать возможности платформы google forms, которая формирует культуру интеллектуального труда.
Учителю следует обратить внимание, что в начальных классах
дети могут писать в тетради цветным карандашом, неправильно держать ручку; начинать слова в середине предложения писать с большой буквы; неправильно располагать слова на странице, например, посередине. Также дети могут неправильно располагать учебные материалы на столе (нерационально использовать учебное место), сидеть неправильно за столом, сгорбившись, наклонившись низко (портить осанку и зрение), нерационально распределять режимы труда и отдыха, работая с планшетным компьютером, ноутбуком, компьютером, смартфоном.

4) Рефлексия перспектив дальнейшего процесса познания и его результатов («ещё хочу узнать», «сделаю таким образом»).
Общедидактический принцип активности здесь ведущий. Учитель может предложить своим учащимся на уроке использовать возможности платформы cambridgeenglish.org, доступной по ссылке http://www.cambridgeenglish.org/learning-english/games-social). Игровая направленность данного ресурса может сохранять и развивать мотивации учения младших школьников. Доступна без регистрации.

        В технологической карте урока учитель, применяющий приём рефлексии, вправе прописать формирование или развитие следующих универсальных учебных действий (УУД):
1) познавательных – если учащийся в результате обобщения своего личного опыта, полученного на уроке, приходит к некоему новому знанию, но на более высокой степени обобщения; к получению классификации изучаемых явлений;
2) регулятивных – если учащийся самостоятельно приходит к обобщению наиболее рациональных способов действия, эффективно приводящих к некоему образовательному результату;
3) коммуникативных – если обсуждение образовательных результатов урока происходит в групповой или в парной работе;
4) личностных – если учащийся приёмом рефлексии формирует свою культуру интеллектуального труда, формулируя дальнейший путь своего познания.

Итак, использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка, может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным, которое предполагает создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Опыт работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»

В данном материале описывается опыт работы учителя начальных классов на тему  "Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе"....

Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"

ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии....