Использование электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения
методическая разработка по информатике

Ревнева Дарина Юрьевна
Содержание: Электронные образовательные ресурсы в современной школе. Современные информационные инструменты. Сетевые социально-педагогические сообщества. Основные требования к созданию электронно-образовательных ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения

Содержание: 

Электронные образовательные ресурсы в современной школе. Современные информационные инструменты. Сетевые социально-педагогические сообщества. Основные требования к созданию электронно-образовательных ресурсов.

Лекция

1.1 Электронные образовательные ресурсы в современной школе

В федеральном государственном стандарте начального общего образования[1] указывается необходимость активного использования в информационных технологий образовательном процессе. Это в свою очередь возможно только при наличии соответствующих технических средств информационных технологий (компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивные доски, датчики и т.д.); кроме того, необходимо создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, а также электронных учебно-методических материалов.

Согласно ГОСТ Р 52653 – 2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Однако на практике понятие ЭОР определяется достаточно широко, оно может трактоваться как:

  • элементарный информационный объект:
  • различные фотографии и картинки;
  • видеоролики;
  • звукозаписи;
  • текстовый документы;
  • анимация;
  • интерактивная модели;
  • комбинация элементарных информационных объектов (например, несколько объектов, объединенные определённой темой, конкретным учебником, предметной областью и т.д.);
  • инновационная конструктивная среда, нацеленная на поддержку творческой индивидуальности и коллективной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • электронный учебник, включающий в себя последовательное изложение учебного материала, соответствующий государственному стандарту и образовательной программе.

Прежде всего, среди ЭОР можно выделить информационные источники и информационные инструменты.

Информационный источник – это общее определение, подразумевающее под собой различные виды информационных объектов. При использовании в процессе обучения необходимо различать простые информационные источники:

  • звуковые дорожки;
  • графические материалы;
  • текст;
  • видеоролики;
  • различные учебные модули;

Также выделяют и комплексные информационные источники, которые содержат в себе простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Под информационным инструментом учебной деятельности понимают программное средство, которое позволяет ученику или учителю совершать активные действия над информационным объектами, создавать их, изменять их, связывать, передавать и т.д.

1.2. Современные информационные инструменты

Современные стандарты образования, которые представлены в ФГОС, могут быть достигнуты с использованием широкого спектра компьютерных технологий и информационных инструментов.

Среди информационных инструментов особое место занимают цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, которые созданы и функционируют на базе цифровых технологий.

Если давать более развернутое определение, то цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.[2]

Таким образом, правильное использование возможностей ЦОР позволит вывести процесс обучения на более высокий уровень. В настоящее время имеется большее количество сайтов, на которых собраны коллекции цифровых образовательных ресурсов различной направленности.

Одним из более популярных образовательных порталов является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/. В коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) имеются разработки циклов занятий практически по всем предметам.

Портал ФЦИОР является одним из часто посещаемых образовательных ресурсов, интерес к представленной здесь коллекции материалов отражается в статистике скачиваний и просмотров учебных модулей.

Данный образовательный сайт создавался с целью решения следующих предметных задач:

  •  воспитание гражданственности и национальной идентичности на базе данного учебного предмета;
  •  развитие междисциплинарных и предметных знаний и навыков, способности иметь индивидуальную позицию по отношению к окружающей действительности;
  •  создание целостного знания о сути, основных чертах и особенностях изучаемой предметной области;
  •  изучение навыков поиска, систематизации и комплексного подхода к анализу учебной информации;
  •  развитие способности рассматривать события с исторической точки зрения, сравнивать разнообразные версии и оценки явлений и событий, формировать собственное отношение к обсуждаемым проблемам прошлого и современности.

Кроме обозначенных методических задач, электронные образовательные ресурсы (модули) позволяют решить следующие задачи, которые связаны с увеличением эффективности процесса образования:

  •  эмоциноальнонасыщенная познавательная деятельность, создаваемая на базе мультимедиа технологий, способствует решению вопроса о качественной активизации познавательной деятельности учащихся;
  •  подход к обучению с учетом личных особенностей и уровня образования учащихся предоставляет возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям;
  •  проблема наглядности, возникающая при изучении каждого конкретного предмета, практически решается за счет возможности использования разнообразных материалов;
  •  возможность предоставления самостоятельно определять свой уровень подготовки по предмету способствует развитию самодисциплины;

1.3. Сетевые социально-педагогические сообщества

На данный момент очень популярно создание социально-педагогических сообществ в сети Интернет. Такие группы объединяют в себе учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей. Как правило создание социально-педагогического сообщества направлено на решение следующего ряда задач:

  • активное участие в процессе перехода школ к компьютерному образованию;
  • профессиональная подготовка учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • распространение среди школ электронных образовательных ресурсов, ведение новых методик;
  • переход к новой системе методического обеспечения школ.

Одним из наиболее успешных и постоянно развивающимся социально-педагогическим сообществом является сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Группа была создана для поддержки учителей, которые используют в своей преподавательской деятельности компьютерные и информационные  технологии. На портале находятся ресурсы, способствующие развитию педагогов с точки зрения использования ими электронные ресурсы.

Большая часть аудитории ресурса– учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты. Для того, чтобы найти на портале качественный образовательный ресурс, стоит ориентироваться на материалы, отмеченные знаком «Логотип портала». Очень удобно, что на сайте имеется открытая проверка индивидуальных материалов участников проекта. После успешного прохождения экспертизы, образовательный ресурс подлежит регистрации и ему присваивается логотип. Поскольку данная проверка осуществляется при поддержке Института научной информации и мониторинга РАН, то этим обеспечивается высокое качество представленных работ.

Кроме полноценных образовательных порталов, где вы можете найти комплексную информацию по интересующей вас тематике, существует и огромное количество ресурсов для обучения, в которых представлены разрозненные материалы. Так, например, с легкостью можно найти методические разработки педагогов, как правило, такая информация может находиться на сайте образовательного учреждения или на личных сайтах учителей.

1.4. Основные требования к созданию электронно-образовательных ресурсов

Развитее информационных и компьютерных технологий не стоит на месте, в связи с этим, для современного образовательного процесса становятся доступны многие функции, не использовавшиеся раньше. С другой стороны, при создании образовательных ресурсов с использованием компьютера необходимо ориентироваться на ряд требований, выполнение которых обеспечит высокое качество при их использовании. Выделим основные критерии:

  • материалы, используемые в образовательном ресурсе должны удовлетворять примерным образовательным программам по данному предмету;
  •  учебный курс должен строиться последовательно, в зависимости от образовательной методики;
  •  материалы должны соответствовать принципам педагогической эргономики визуальных пособий;
  •  ЭОР необходимо создавать, принимая во внимание целесообразность, мотивационную составляющую, функциональность;
  • использование различных элементов наглядности с целью обеспечения вариативности содержания;
  • использование учебных модулей, позволяющих проводить небольшие эксперименты;
  • использование модулей для контроля знаний.

Как показывает практика, на настоящий момент, подавляющей организационной формой образовательного процесса является фронтальная работа во время урока. Однако с развитием компьютерных технологий, и внедрением их в школы появляются и другие средства обучения. Использование ЭОР возможно не только непосредственно на уроке, но для самостоятельной работы учащихся.

Интернет-источники для изучения:

  1. http://fcior.edu.ru/
  2. https://it-n.ru/
  3. http://festival.1september.ru/


[1] ФГОС НОО, утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, изменения внесены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241

[2] http://festival.1september.ru/articles/411543/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...

Электронные образовательные ресурсы в учебной деятельности

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности....

Применение электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Статья посвящена применению ЭОР в образовательном процессе...

Использование электронных образовательных ресурсов в реализации основной образовательной программы  начального общего образования

Материал из опыта работы заинтересует учителей при подготовке к аттестации по теме "Электронная форма учебников в начальной школе"....

Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе

Использование ЭОР в начальной школе...