РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Баскетбол Уровень начального общего образования Класс 2-4 классы
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Чаплыгин Олег Игоревич

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_basketbol_1.docx55.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МКОУ «Нижнеждановская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

УМО учителей естественно математического цикла

________________________

Е.Н. Ульянцева

Протокол №1 от «31» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Решение педагогического совета Директор школы

________________________

Анпилогов Ю.А

Протокол №1 от «31» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Анпилогов Ю.А.

Приказ № 1-77/9 от «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности

Баскетбол

Уровень начального общего образования

Класс 2-4 классы

                                                   Программа разработана

                                       Чаплыгин О.И.

                                                                 учителем физической культуры

Железногорский район  2023

Пояснительная записка

Программа  по баскетболу составлена для углубленного изучения данного раздела. Программа направлена на оздоровление учащихся в  режиме учебного дня, посредством занятий в спортивной секции баскетбола.

     Новизна заключается во введении в программу психологической подготовки для определения амплуа каждого занимающегося.

    Актуальность.  Баскетбол – это игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).  Противоборства в игре вызывают проявление всех жизненно важных для человека: скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости и координационных способностей. В работу вовлекаются практически все функциональные системы организма, включаются основные механизмы энергообеспечения.  Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.  Баскетбол – одна из любимых игр у учащихся. Поэтому, открытие секции по баскетболу на базе школы актуально.

     Цель занятий: на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным занятиям спортом.

Задачи работы секции:

  1. Расширение  двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
  2. Совершенствование  функциональных возможностей организма;
  3. Формирование  позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
  4. Формирование  умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

Отличительные особенности программы – психологическое тестирование занимающихся (для определения микроклимата в команде, для устранения агрессивного поведения, свойственного данному подростковому возрасту), проведение аутотренингов (для снятия стрессовых состояний до и после соревнований).

Возрастной диапазон детей, участвующих в реализации данной образовательной программы девочки и мальчики 14-17 лет.

     Программа рассчитана на 3 года. Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 65 и 70 минут (1год), 90 мин. (2,3 год). Объём программы 264 часа:

- первый год обучения –102 часов

- второй год обучения – 102 часов

- третий год обучения – 102 часа.

Наполняемость групп – 15-20 человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разную степень интеллектуальной и физической подготовки учеников.

Формы учебной деятельности учащихся: 

-  Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного материала всей группе учеников);

 - Индивидуальная  (индивидуальная форма предполагает     самостоятельную работу учащихся);

-  Групповая (в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);

Виды контроля:

вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения отдельных тем или разделов программы.

текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

   Оценка результатов:  тестирование и соревнования.

  После изучения данной программы, обучающиеся должны

Знать:

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры;
  • историческое развитие физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиции;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Методическое обеспечение

Форма занятий: тренировка, беседа, ИКТ.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: наглядные, практические, создание проблемных ситуаций.

Оборудование: Мячи баскетбольные, набивные мячи, теннисные мячи, стойки.

     Этапы подготовки:    

1.Начальное обучение 2020-2021 учебный год (освоение элементарных знаний и навыков, развивающих необходимые двигательные качества).

2.Совершенствование 2021-2022 учебный год (обеспечение последовательного роста спортивного мастерства и достижение максимальных спортивных результатов).

      Виды подготовки: теоретическая, физическая, психологическая и морально-волевая, организационно – методическая и судейская.

Учебно-тематический план

(1 год обучения)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.Теоретические занятия

5

1.1

Правила безопасности на занятиях;

1

1.2

Основные правила игры в баскетбол.

1

1.3

Гигиенические основы занятия физическими упражнениями.

1

1.4

Значение физических упражнений для развития организма.

1

1.5

Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья.

1

Практические занятия

2.Физическая подготовка

15

2.1

Упражнения для развития силы;

3

2.2

Упражнения для развития быстроты;

3

2.3

Упражнения для развития прыгучести;

3

2.4

Упражнения на развитие координации;

3

2.5

Упражнения для развития выносливости;

3

3.Техническая подготовка

23

3.1

Перемещения баскетболиста;

2

Техника владения мячом:

3

3.2

- ловля мяча;

3

3.3

- передача мяча;

3

3.4

- броски в корзину;

3

3.5

- ведение мяча;

5

3.6

- финты;

3

3.7

- техника овладения мячом.

3

4.Тактическая подготовка

21

Игра в нападении:

4.1

- индивидуальные действия;

4

4.2

- групповые действия;

4

4.3

- командные действия.

4

Игра в защите:

4.4

- индивидуальные действия;

3

4.5

- групповые действия;

3

4.6

- командные действия.

3

5.Психологическая подготовка

2

5.1

Тесты

1

5.2

Аутотренинг

1

ИТОГО:

68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)

(1 год обучения)

Основы знаний о физкультурной деятельности.

    В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.

Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы занятий физическими упражнениями.

Способы физкультурной деятельности (68 часов)

 В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.

ОФП 

 Развитие силовых способностей: комплексы Общеразвивающие и локально воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.); прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой направленностью.

Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.

Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег.

Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.

Технико-тактическая подготовка

  В разделе «Специальная подготовка представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.

  • Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге.
  • Упражнения с мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение «штрафного» броска.
  • Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
  • Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.

Психологическая подготовка

 Предусматривает проведение тестов и аутотренингов

Учебно-тематический план

(2 год обучения)

Тема урока

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

Техника передачи мяча на месте

1

3

Техника передачи мяча на месте

1

4

Совершенствование техники передачи мяча на месте

1

5

Совершенствование техники передачи мяча на месте

1

6

Совершенствование техники передачи мяча на месте

1

7

Техника ведения мяча на месте и в движении

1

8

Техники ведения мяча на месте и в движении

1

9

Техники ведения мяча на месте и в движении

1

10

Совершенствование техники владения мячом на месте и в движении

1

11

Совершенствование техники владения мячом на месте и в движении

1

12

Броски мяча в кольцо

1

13

Броски мяча в кольцо

1

14

Броски мяча в кольцо

1

15

Совершенствование бросков в кольцо

1

16

Ловля и передача мяча на месте и в движении

1

17

Ловля и передача мяча на месте и в движении

1

18

Ведение мяча на месте в движении

1

19

Ведение мяча на месте в движении

1

20

Подвижные игры

1

21

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой

1

22

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой

1

23

Ловля и передача мяча на месте и в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой

1

24

Броски мяча двумя руками с места

1

25

Броски мяча двумя руками с места

1

26

Броски мяча двумя руками с места

1

27

Подвижные игры

1

28

Ведение правой (левой) рукой в движении

1

29

Ведение правой (левой) рукой в движении

1

30

Подвижные игры

1

31

Ловля и передача мяча на месте и в движении

1

32

Ведение мяча на месте в движении

1

33

Броски в кольцо

1

34

Броски в кольцо

1

                                                         

35

Перемещения баскетболиста

2

36

Техника владения мячом

3

37

- ловля мяча;

3

38

- передача мяча;

3

39

- броски в корзину;

3

40

- ведение мяча;

5

41

- финты;

3

42

Игра в нападении:

2

43

- индивидуальные действия;

3

44

- групповые действия;

3

45

- командные действия.

3

46

Игра в защите:

3

СОДЕРЖАНИЕ (68часов)

(2 год обучения)

    В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.

Основы знаний о физкультурной деятельности.

  Физические качества – общие и специфические признаки. Характеристика физических качеств силы, быстроты и выносливости, общие основы их воспитания. Понятие «утомление» и «переутомление». Активный и пассивный отдых как средство восстановления активной деятельности организма. Характеристика вредных привычек, причины их возникновения и последствия. Правила техники безопасности, страховка и  самостраховка.

Способы физкультурной деятельности.

 В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.

ОФП .

 Развитие силовых способностей: бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального упражнения; специальные прыжковые упражнения с дополнительными отягощениями; прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов; прыжки в полуприсяде (на месте, с продвижением в разные стороны).

Развитие скоростных способностей: бег с максимальной скоростью на дистанции 30-60 метров; прыжки через скакалку в максимальном темпе; ускорения переходящие в многоскоки; баскетбол и мини-футбол по упрощённым правилам.

Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной интенсивности; «кроссовый» бег;

Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.

Технико-тактическая подготовка.

  В разделе «Специальная подготовка представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.

  • Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую; передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения;
  • Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом;
  • Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении), с шагом, в прыжке;
  • Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»);
  • Бросок мяча в корзину: «штрафной» бросок; броски в движении после двух шагов; в прыжке с места.
  • Тактические действия: индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч); командные действия в нападении («быстрый прорыв»);
  • Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.

Психологическая подготовка: тесты и аутотренинги.

Учебно-тематический план

(3 год обучения)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.Теоретические занятия

2

1.1

Правила безопасности на занятиях;

1

1.2

Правила игры в баскетбол.

1

2.Практические занятия

Физическая подготовка

15

2.1

Упражнения для развития силы;

3

2.2

Упражнения для развития быстроты;

3

2.3

Упражнения для развития прыгучести;

3

2.4

Упражнения на развитие координации;

3

2.5

Упражнения для развития выносливости;

3

3.Техника игры в баскетбол

21

3.1

Перемещения баскетболиста;

3

Техника владения мячом:

3.2

- ловля мяча;

3

3.3

- передача мяча;

3

3.4

- броски в корзину;

3

3.5

- ведение мяча;

3

3.6

- финты;

3

3.7

- техника овладения мячом.

3

4.Тактика игры в баскетбол

18

Игра в нападении:

4.1

- индивидуальные действия;

3

4.2

- групповые действия;

3

4.3

- командные действия.

3

Игра в защите:

4.4

- индивидуальные действия;

7

4.5

- групповые действия;

6

4.6

- командные действия.

4

5.Психологическая подготовка

2

5.1

Тесты

1

5.2

Аутотренинг

1

ИТОГО:

68

СОДЕРЖАНИЕ (68 ч)

(3 год обучения)

Основы знаний о физкультурной деятельности .

  Формы физической культуры. Их цель и задачи, место и значение в культурном образе жизни человека.

  Общая характеристика, цель, задачи и формы организации, специфика содержания и направленность современных оздоровительных систем физической культуры;

  Правила техники безопасности, страховка и  само-страховка, использование подводящих и подготовительных упражнений;  

Способы физкультурной деятельности.

 В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.

ОФП.

 Развитие силовых способностей:  подтягивание в висе на перекладине; отжимание в упоре на низких брусьях; лазание по канату; комплексы атлетической гимнастики на основные мышечные группы; комплексы упражнений с локальным отягощением на отдельные мышечные группы; сгибание туловища в положении лежа на спине и животе;

Развитие скоростных способностей: ходьба и бег в различных направлениях в максимальном темпе с внезапными остановками и выполнением различных заданий; кувырки вперед, назад, боком с последующим рывком на 3-5 метров; выполнение освоенных тактических действий и технических приемов в быстром темпе;

Развитие выносливости: повторное пробегание скоростных дистанций 100-150 метров с изменяющимся интервалом отдыха; «кроссовый» бег; игра в баскетбол с увеличивающимся временем игры;

Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на развитие координации.

Технико-тактическая подготовка.

  В разделе «Специальная подготовка представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.

  • Действия без мяча: прыжок вверх толчком одной ноги и приземлением на другую; передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости и направления движения; перевод с передвижения правым боком на передвижение левым боком; передвижение в основной стойке; остановка в шаге;
  • Ловля мяча: от пола (с отскока и полуотскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом;
  • Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте, в движении), с шагом, в прыжке;
  • Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»); с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока от пола;
  • Бросок мяча в корзину: двумя руками снизу (выполнение штрафного броска) и от груди в движении после двух шагов; одной рукой после ловли мяча и после ведения;
  • Тактические действия: индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч); командные действия в нападении («быстрый прорыв»);
  • Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.

Психологическая подготовка: тесты и аутотренинги.

Контроль двигательной подготовленности по годам обучения:

1 год обучения

Контрольные упражнения

(задания)

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,5

9,0

9,5

9,0

9,5

10,0

Прыжок в длину с места, (см)

1,70

1,50

1,20

1,60

1,30

1,00

Подтягивание, количество раз

5

3

0

-

-

-

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

-

-

-

10

5

2

2 год обучения

Контрольные упражнения

(задания)

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,4

8,9

9,4

8,9

9,4

9,9

Прыжок в длину с места, (см)

1,75

1,55

1,25

1,65

1,35

1,05

Подтягивание, количество раз

5

3

1

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

10

6

3

3 год обучения

Контрольные упражнения

(задания)

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Челночный бег 3 Х 10 м, (сек)

8,4

8,9

9,4

8,9

9,4

9,9

Прыжок в длину с места, (см)

1,75

1,55

1,25

1,65

1,35

1,05

Подтягивание, количество раз

5

3

1

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу, количество раз

10

6

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дулин А.Л. Баскетбол в школе. Ижевск 1996год.Журнал « Физическая культура в школе» № 1, 2, 3, 4,. 2004 год.                                        
  2. Ю.Д.Железняк, Ю,Н. Портнова. Спортивные игры ( техника и тактика игры) Москва 2001 год.
  3. Казаков С.В. «Спортивные игры». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
  4. Матвеев А.П. «Примерная федеральная программа содержания видов спортивной подготовки» - М, 2005г.
  5. Портнова Ю. Теория и методика баскетбола.  Москва, 2004г.
  6. Яхонтов Е.Р., Кит Л.С. Индивидуальные упражнения баскетболиста.

Тематическое планирование. 1 год обучения. 2023-2024 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Математика» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Математика" (автор В.Н.Рудницкая, М: Вентана-Граф, 2013)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)

  Программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Рабочая программа по окружающему миру на уровень начального общего образования (1-4 классы)

Рабочая программа по окружающему миру на уровень начального общего образования (1-4 классы)...

Рабочая программа по физической культуре на уровень начального общего образования

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и примерной программой по предмету "Физическая культура"....