Подвижные игры на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста. 1-4 класс
учебно-методический материал по физкультуре

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, нормального физического развития, укрепления и сохранения здоровья. Данный материал содержит большое количество подвижных игр, которые можно применять как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_1-4_klass.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры на уроках физкультуры

для детей младшего школьного возраста.

1-4 класс

«Перестрелка»

Играют на волейбольной площадке. Играющие делятся на 2 равные команды, в каждой назначается капитан. Капитаны становятся в квадраты за лицевыми линиями площадки, на противоположных сторонах, то есть так, чтобы между капитаном и его командой находилась команда противника. Играют волейбольным мячом.

Игрок, задетый мячом, который в него бросили, должен покинуть поле и перейти к своему капитану. Попадание не засчитывается, если мяч попал в голову или от земли. При ловле или другом попадании в игрока отскочивший или уроненный мяч может быть поднят, но если он выкатился за пределы площадки на сторону противника, команда теряет его. Когда в команде все игроки выбиты с поля, на поле выходит капитан. Выигрывает команда, выбившая с поля всех игроков, включая капитана.

«Два и три»

Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал «Два!» играющие образуют пары с любым рядом стоящим. На сигнал «Три!» встают тройками.

«Чай, чай, выручай!»

Выбирается водящий из числа детей. Те дети, которых он коснулся, считаются пойманными. Они встают, широко расставив ноги, руки в стороны и произносят: «Чай, чай, выручай!» Любой игрок может выручить пойманного, если он пролезет между его ног.

 «Пустое место»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру он пробегает мимо игроков, одного из них хлопает по плечу и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в кругу, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Лучший круг»

Все игроки делятся на четыре команды, берутся за руки и образуют четыре круга. Эти круги должны быть равно удалены от нарисованного в центре площадки круга. По сигналу команды пытаются, не расцепляя рук, как можно скорее попасть в центральный круг.

Команды не должны мешать друг другу. Побеждает команда, которой удалось попасть в круг, не расцепив рук.

«Мышеловка»

Участники распределяются на две неравные подгруппы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг - мышеловку. Остальные - мыши, они находятся за кругом. Игроки, образующие круг-мышеловку, поднимают вверх сцепленные руки. Игроки-мыши вбегают в круг и тут же выбегают. По сигналу «Хлоп!» играющие в кругу опускают руки и приседают. Мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они становятся в круг, и игра продолжается. Когда поймана большая часть мышей, играющие меняются ролями.

«Руки соседа»

Играющие встают в круг. Руководитель игры ходит внутри круга и, остановившись около какого-нибудь играющего, говорит: «Руки!»

Играющий, к кому обращены слова, должен стоять спокойно, но играющий, стоящий справа от него, должен поднять вверх правую руку, а стоящий слева - левую.

Если кто-либо из играющих ошибется (поднимет не ту руку или замешкается), то выбывает из игры.

«Совушка»

Подготовка. Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо – в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно «совушка в гнезде».

 По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих. Затем «Совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего – поймавшего большее количество игроков.

 «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному – вырываться.

После 2-3 выходов «Совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались. 

Салки «Ноги от земли»

Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся , ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

Салки «Давай руку»

В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из играющих возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего. 

«Найди себе пару»

Участники встают в пары, взявшись за руки. По сигналу водящего играющие разбегаются. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища.

Запрещается толкаться, вставать не со своей настоящей парой.

 «Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: Дедушка водяной, Что сидишь ты под водой, Выгляни на чуточку, На одну минуточку. Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

«Берег и река»

Эта игра требует от ребят внимательности. На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями –река, а по краям- берег. Все ребята стоят на берегах. Ведущий подает команду: река, и все ребята прыгают в реку. По команде берег все выпрыгивают на берег. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: берег, река, река, берег, река, река, река…Если по команде берег кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также невнимательные игроки, которые во время команды река оказались на берегу. Игра продолжается до тех пор, пока не определится самый внимательный участник. Его можно поздравить и начать игру заново.

«Капканы»

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы захлопываются, т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выявляется самый ловкий и быстрый из ребят - тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

«Коршун и наседка»

Одного из играющих выбирают «коршуном», другого – «наседкой», остальные – «цыплята». Они становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга. По сигналу «коршун» вылетает из гнезда и старается поймать «цыпленка», стоящего последним в колонне. «Наседка», вытягивая руки в стороны, не дает «коршуну» схватить «цыпленка». Все «цыплята»следят за движениями «коршуна» и быстро двигаются за «наседкой». Нельзя: расцеплять руки и держать «коршуна» руками.

«Караси и щука»

Половина детей образуют круг – «камешки в пруду». Расстояние между играющими – два шага. Остальные играющие делятся на 2щуку». Которая находится за кругом, и «карасей». Бегающих внутри круга. По сигналу «щука» быстро взбегает в круг, стараясь поймать «карасей».Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу («камешки»). «Щука» ловит тех, кто не успел встать за «камешек». После 3-4 повторений подсчитывают пойманных «карасей»; дети, изображающие «камешки», и дети, изображающие «карасей», меняются ролями; назначается новая «щука».

«Вороны и воробьи»

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров, и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - домики. Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется воробьи, а вторая - вороны. Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: вороны, то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в домик. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит воробьи, то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идёт определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

«Здравствуйте»

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Заяц без логова»

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это - логово зайца. Выбираются двое водящих - заяц и охотник. Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в логово, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник» осалит зайца, то они меняются ролями.

 «Волки во рву»

На площадке чертится коридор (ров) шириной до 1 метра. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие - волки. Их немного - всего 2 или 3. Все остальные играющие - зайцы - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или становится волком. Волки могут осалить зайцев только находясь во рву. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

«Шишки, жёлуди, орехи»

Играющие становятся в круг по 3 один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре. Руководитель даёт всем играющим название: первые в тройках - шишки, вторые –жёлуди, третьи –орехи. По сигналу водящий говорит, допустим «Орехи!» Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами. Водящий стремиться стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «Желуди!» меняются играющие, стоящие вторыми, а если «Шишки!», то первые играющие. Можно крикнуть все три названия не по порядку. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими. Можно каждую тройку построить не в колонну, а в кружок.

 «Перемена мест»

Играющие разделяются на две равные команды. На двух противоположных лицевых сторонах зала отмечаются две границы для обеих команд. Одна команда становиться за другой границей, другая – за другой. Расстояние между командами не менее 12-15 метров. По сигналу руководителя каждая команда одновременно перебегает за противоположную границу, т. е. команду меняются местами. Передвигаться можно разными способами: бегом, подскоками, на двух ногах, на одной и т. д. Способ передвижения определяется заранее. Побеждает команда сумевшая быстрее занять места на противоположной стороне.

«Самые быстрые»

Играют две команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Они становятся в общий круг(через одного) лицом к центру. В центре круга лежит мяч. Ведущий называет любой номер, игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одном направлении),а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы завладеть им. Кто сделает это первым, приносит своей команде выигрышное очко. Игра проводиться 3-5 мин. Выигрывает команда, игроки которой набрали больше очков.

 «Салки»

Простой вариант. Играющие свободно располагаются в зале (на площадке). Один из участников — водящий. Ему дают мяч, который он поднимает вверх и громко говорит: «Я — салка!» Салка старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из играющих. Осаленному передается мяч, он громко говорит: «Я — салка» — и игра продолжается.

Новому водящему не разрешается тотчас касаться рукой осалившего его игрока. Победителями считаются ребята, которые не были осалены.

При проведении игры с большим числом участников лучше разделить площадку на три-четыре самостоятельных участка. Тогда салка и группа играющих бегают только в пределах своего участка.

Усложненные варианты: а) Выручая товарища, можно пересекать дорогу водящему, Тогда салка начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу, или другого игрока; б) имеется один-два дома (очерченных круга), где салить игроков не разрешается. Находиться в доме больше 10 с. не разрешается; в) салке не разрешается касаться рукой того, кто впрыгнул на снаряд, залез на гимнастическую стенку, уцепился за перекладину, словом, оторвал ноги от земли. Правила запрещают салке караулить убегающего более 5с. Осаленный меняется ролью с преследователем.

«Вызов номеров»

Игроки строятся колоннами перед стойками, расположенными в 15-20 м, и рассчитываются по порядку. Учитель громко называет какой-нибудь номер, например «5». Пятые номера команд бегут к стойке, выполняя различные задания с мячом, обегают ее и возвращаются на свои места. Кто первым пересечет финишную линию (она проводится в четырех шагах перед колоннами), получает одно очко. Если играют больше двух команд, итог подводится так же, как и в предыдущей игре. Если играют две команды, то финишировавший вторым не получает зачетных очков.

Учитель вызывает игроков в любом порядке и не прекращает игру, пока каждый не стартует по одному - два раза. Подсчет очков может вести помощник.

«Мяч среднему»

Играющие образуют несколько кругов. В центре каждого круга - средний, который поочередно бросает мяч своим товарищам, а те передают ему обратно, по кругу. Получив мяч от последнего игрока, средний поднимает его вверх. Выигрывает команда, первой закончившая передачу мячей. После этого можно поменять центрального игрока.

Если при передаче мяча он выпал из рук, его надо поднять и продолжать игру. Среднему не разрешается пропускать кого-либо из игроков, он должен передавать мяч поочередно каждому.

 «Метко в цель»

Две команды выстраиваются в две шеренги, одна против другой, на расстоянии 10—12 м. Посередине чертят линию, вдоль которой ставят десять городков. Игроки одной команды получают по мячу (теннисному, тряпичному) и по сигналу все одновременно бросают мячи так, чтобы попасть в городки и сбить их (как можно больше). Сбитый городок ставят на один шаг ближе к той команде, которая бросала мячи.

Другая команда подбирает мячи и так же сбивает городки. Теперь сбитые городки отставляют на шаг ближе к этой же команде. Затем броски выполняет снова первая команда, и так поочередно по четыре раза.

Выигрывает команда, которая собьет больше городков (в сумме за четыре броска).

«Охотники и утки»

Играющие делятся на две команды, одна из которых — «охотники» — становится по кругу (перед чертой), вторая — «утки» — входит в середину круга. У «охотников» волейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам передать мяч для броска партнеру по команде. «Утки», бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить «уток» за меньшее время.

Учитель может установить время игры для метания мяча в «уток». Тогда итог подводится по количеству «уток», выбитому за это время.

Правила игры запрещают, метая мяч, заступать за черту. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. Они не считаются выбитыми, если мяч отскочи в них от пола.

В «Круговой лапте» игрокам, находящимся в круге разрешается ловить бросаемый в них мяч. При неудачной попытке игрок покидает круг, но если мяч оказался в руках, игрок, ранее выбитый, возвращается в круг. Если за пределами круга никого нет, то команде, поймавшей мяч, начисляется запасное очко и выбитый через некоторое время остается в круге.

Попадание в игрока от земли также не засчитывается, не разрешается при метании заступать за черту круга. 

«Успей поймать»

Игра проводится в четырех подгруппах, стоящих в кругах. В центре каждого круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удается, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идет в середину круга.

ВНИМАНИЕ:

Учитель следит, чтобы дети долго не держали мяч, не бросали одному и тому же ребенку. Если водящий не может долго поймать мяч, назначается новый. Игру можно усложнить: ввести двух водящих и перебрасывать два мяча.

«Перепрыгни»

Играющие выстраиваются в колонну по одному у стены на расстоянии 3-4 м. Первый бросает мяч в стену, после отскока перепрыгивает его, второй ловит после удара о землю и так же посылает мяч в стену и перепрыгивает и т.д.

ВНИМАНИЕ:

Учитель конкретными замечаниями помогает детям правильно выполнить задание. Если мяч плохо отскакивает от пола, говорит: «Выше бросай мяч в стену!» Если дети задевают мяч при прыжке: «Не опаздывай с прыжком».

 «Не дай мяч водящему»

Водящий в начале игры находится в середине площадки. Остальные игроки, бегая по площадке в произвольном порядке, перебрасывают друг другу мяч. Водящий старается завладеть мячом. С того места, где ему удалось поймать мяч, он бросает мяч в любого игрока. В случае попадания игрок становится водящим, а прежний водящий участвует в игре наравне со всеми.

Правила игры: 1. Игрок, в которого водящий попал мячом, поднимает руку и громко произносит: «Я водящий».

2. Любой игрок имеет право поднять или поймать мяч, отскочивший от игрока, ставшего водящим, и продолжать игру.

«Мяч вдогонку»

Играющие образуют круг. Преподаватель дает игрокам, стоящим в разных местах по мячу. Затем говорит: «Мяч вдогонку!» Играющие одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках у одного играющего, то он выходит из игры.

Каждый игрок быстро передает мяч, не пропуская других играющих.

«Стой»

Игроки выбирают водящего, который становится в круг. Вокруг него становятся все играющие рассчитываются по порядку номеров. По сигналу руководителя водящий ударяет мяч о пол и вызывает любой номер. Играющий номер, которого вызвали бежит в середину круга и старается поймать мяч. Остальные игроки разбегаются в разные стороны. Как только новый водящий поймает мяч, он говорит: «Стой!». Играющие, должны остановится и стоять неподвижно на месте, а водящий старается попасть мячом в любого игрока. Игроки могут увертываться от мяча, не сходя со своего места. Если водящий не попадает в игрока, он должен бежать за мячом; игроки опять разбегаются по площадке. Поймав мяч, водящий говорит: «Стой!». Если водящий попадает в кого-либо, они меняются местами и игра продолжается.

«Найди мяч!»

Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!» По этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед.

Водящим становится тот, у кого оказался мяч, или кто уронил мяч.

«Салка и мяч»

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч, задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался в руках водящего, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча.

«Мяч соседу»

Играющие становятся в круг лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По установленному сигналу руководителя играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево по кругу в одном направлении так, чтобы один мяч догнал другого. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Затем игра начинается сначала, мячи получают два игрока, стоящих на противоположных сторонах круга. В конце игры отмечают лучших игроков. Мяч нужно передавать каждому игроку, не пропуская ни кого, игрок уронивший мяч должен поднять его и вернуться на свое место, передав дальше.

Литература.

  1. Культура здоровья с детства С. А. Исаева «Переменки и динамические паузы в школе», Практическое пособие, Москва АЙРИС ПРЕСС, 2010г.
  2. Популярное пособие для родителей и педагогов Л. П. Фатеева «300 подвижных игр для младших школьников».
  3. В помощь педагогам ДОУ. О.Б. Казина «Физическая культура в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста. (1-4 класс)

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры...

«Подвижные игры на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста».

«Подвижные игры на уроках физкультуры для детей младшего школьного возраста»....

Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста по ФГОС НОО.

Презентация для методичекого объединения учителе начальных классов....

Подвижные игры на свежем воздухе для детей младшего школьного возраста

Я, мучаясь, собирал для практики в шараге все это, ну а студенты, которые это нашли, пусть радуютсяʕ •ᴥ• ʔ   ʕ •ᴥ• ʔ   ʕ •ᴥ• ʔВот блен, время 1:15, а ...

Игры на развитие внимания для детей младшего школьного возраста.

В данном материале приводятся некоторые упражнения на тренировку основных свойств внимания.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объём, распределение, концентра...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...

Дидактическая игра «Страны и континенты» для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пелле с углубленным изучением отдельных предметов

Дидактическая игра «Страны и континенты»для детей младшего школьного возраста подготовила Сторожева И.С учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 им.Е.Ю Келле-Пеллес углубленным изучение...