Игры для тренировки внимания будущему школьнику
материал

Макаревич Наталья Вячеславна

К школьному возрасту (примерно к 7 годам) у ребенка формируется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Время удержания внимания на объекте сильно увеличивается, возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Т.е. психологически возникает множество благоприятных условий для образовательной деятельности.
Умение читать и писать еще  не показатель готовности к обучению. Прежде всего, необходимо оценить психологическую готовность ребенка. Есть разные методики для такой оценки, например, Чейни, Тест Керна-Йерасика и тд. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_trenirovki_vnimaniya_mladshim_shkolnikam.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для тренировки внимания младшим школьникам

К школьному возрасту (примерно к 7 годам) у ребенка формируется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Время удержания внимания на объекте сильно увеличивается, возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Т.е. психологически возникает множество благоприятных условий для образовательной деятельности.
Умение читать и писать еще  не показатель готовности к обучению. Прежде всего, необходимо оценить психологическую готовность ребенка. Есть разные методики для такой оценки, например, Чейни, Тест Керна-Йерасика и тд. 

Ниже приводятся игры, помогающие ребенку развить концентрацию и внимание, увеличить способность следовать инструкции и контролировать импульсивные действия.  

Эти игры можно проводить как в группах, так и на индивидуальных занятиях.  

«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.
Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.


«Гвалт» (Коротаева Е.В.)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите ребенку следующее. « я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?»

«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И. )
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Также подойдут любые игры по типу: «Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировка внимания

Внимание - вещь коварная. До сих пор психологи не могут договориться о том, существует ли оно в действительности, и если да, то, что же это такое. В са...

Тренировка внимания

Рекомендации родителям по тренировке внимания....

Презентация на тему: "Тренировка внимания"

Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...

Презентация на тему: "Тренировка внимания". Занятие 24.

Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...

Игры на развитие внимания младшего школьника

Игры на развитие внимания младшего школьникаВ настоящее время проблема изучения развития внимания младшего школьника становится все более актуальной. Прежде всего,  это связано с высокой динамико...

Упражнение для развития и тренировки внимания.

В работе представлено упражнение для тренировки внимания из пособия для учитеклей, подготовленного экспертами Фоксфорда....

Рекомендации родителям по развитию и тренировке свойств внимания у школьников

Рекомендации по развитию и тренировке свойств внимания у школьников...