Формы организации учебно-воспитательного процесса с воспитанниками ГПД.
учебно-методический материал

Потаранова Валентина Николаевна

Воспитательная работа  в группе продлённого дня требует тщательного планирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_organizatsii_uchebno.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  организации учебно-воспитательного процесса с воспитанниками ГПД.

Воспитательная работа  в группе продлённого дня требует тщательного планирования. Необходимо затронуть в воспитательной работе  такие направления как:  духовно-нравственное воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, воспитание  позитивного отношения к здоровому образу жизни, формирование положительных межличностных отношений и. т. д.

Самая распространенная классификация форм  организации учебно-воспитательного  процесса  - это воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра, клубный час, самоподготовка.

На практике использую разные формы работы с воспитанниками ГПД:

конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы общения, праздники, КТД (коллективно-творческая деятельность), презентации, практикумы, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры-путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, спортивные соревнования, диспуты, встречи с интересными людьми, проектная деятельность учащихся, индивидуальные консультации, самоподготовка.

Воспитательные мероприятия создают большие возможности для развития способностей детей, как в обучающих целях, так и в целях воспитательных. При организации воспитательных мероприятий педагогу  необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и способности.

Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре:

Первый этап - подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Второй этап - создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент.

Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.

Четвертый этап -  эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать, усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

            Воспитание учащихся невозможно представить без игр. В жизни детей младших классов они занимают значительное место. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.

             В своей работе  для развития личностных качеств ребёнка использую дидактические игры. В дидактических играх развивается память, мышление, речь, внимание, легче и интереснее происходит усвоение новых знаний. Они позволяют плавно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

               Большим потенциалом в плане воспитания у детей любознательности, интеллектуальной активности, развития познавательной сферы являются интеллектуальные игры. Особенно детям нравятся игры - аналоги телевизионных программ «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и др. При проведении таких игр создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплочения участников игры, выявляются личностные качества, развивается воображение, импровизация. Дети получают положительный мощный эмоциональный заряд.

                 В сюжетно-ролевых играх развивается речь, воображение, фантазия, воспитывается уверенность в себе, усваиваются определённые нормы взаимоотношений со своими сверстниками, закрепляются нравственные качества личности.

                  Но особое место среди них занимают подвижные игры с использованием здоровьесберегающих технологий. Достоинство подвижных игр состоит в том, что они задействуют и развивают все движения ребёнка: бег, ходьбу, прыжки, метание, бросание и ловлю, борьбу и т. п. Подвижные игры считаются основным средством физического воспитания детей, они имеют ярко выраженный эмоциональный характер.

               Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя в игры, дети получают навыки сплочения в группе, происходит развитие их коммуникативных способностей, создается радостное настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Клубные часы,   грамотно организованные и проведённые педагогом, играют важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания. Клубный час воспитатель готовит заранее, при необходимости привлекает к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива, педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Примерная программа занятии клубного типа:

Занятие 1. О дружбе, товариществе, о хороших людях.

Здесь идет разговор о дружбе, кого считать своим другом, о ком можно сказать: «Это мои товарищи»; что чувствует человек, когда он вместе со всеми делает общее дело, кого мы называем хорошим человеком

Дети делятся своими мыслями о дружбе, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Когда разговор идет активно, учитель дает возможность самостоятельно высказаться. Он слушает и направляет беседу вопросами.

В заключении занятия дети читают стихи, поют песни (задания даются заранее). Можно использовать пословицы, поговорки.

Занятие 2. «Героев помнят вечно».

Беседа о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Можно использовать грамзаписи песен революции и гражданской войны, рассказы о создании этих песен. Можно провести занятие в форме литературно-музыкальной композиции. Дети могут рассказать, зачитать о подвигах героев. Слушая же воспитателя, они получают полное представление о том или ином человеке, отчетливее осознают прошлое нашей страны.

Занятие 3. Клуб юных путешественников. «Путешествие по родной стране».

За две-три недели до проведения занятия дети получают задания: подобрать плакаты, рассказы о гербе, флаге, городах-героях, замечательных людях нашей страны, первооткрывателях и т. д. Затем подготовленный материал они рассказывают всему классу и все вместе обсуждают.

В конце занятия можно поиграть в разные игры, например: дети по очереди называют города (реки, озера) нашей страны, начинающиеся с одинаковой буквы (или последняя буква названия одного города начинает название другого) и т. д.

Или можно организовать путешествие-игру, то есть «поехать» на север, на юг, на восток, на запад, а на следующих занятиях рассказывать об этих путешествиях: что узнали интересного о растениях и животных и т. д.

Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатель приучает детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность применеия современного учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе.

В статье рассказывается об эффективности применения учебно-лабораторного оборудования....

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...

Формы организации учебно-воспитательного процесса с воспитанниками ГПД

В статье описаны формы организации учебно-воспитательной работы в группе продленного дня....

Презентация по учебно -воспитательной работе на тему: "Виды УУД в воспитательном процессе на уроке"

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.Обучение обязательно воспитывает, формирует ...