Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности
статья

Минеева Елена Ивановна

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_vyyavleniya.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучение результатов деятельности (работ учащихся);

- диагностика познавательных интересов. Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребёнка»;

- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

- учет мнений учителей – предметников и родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности

- одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность;

- включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии (проблемно- диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио»;

- формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности. НОУ (планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, участие в НПК).

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А. И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка);

- «Карта одаренности»

- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»)

- Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (поделок, творческих работах и т.д.) учащихся

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;

- разноуровневые домашние задания (задания с * )

- привлечение одаренных детей в предметные кружки;

- проведение интеллектуальных игр;

- проведение конкурса исследовательских работ учащихся;

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»;

- участие в школьных выставках, творческих работах, смотрах.

Выявление интеллектуальных способностей:

- Диагностика способностей к обучению (тест «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой Интегрированная диагностическая работа)

Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

Использую диагностическую методику «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов.

- проведение классных мини-олимпиад, викторин. Викторина «Хочу все знать»;

- «В мире ребусов, шарад, загадок»

-участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, проектах

- участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах («День Здоровья», «Веселые старты», конкурс рисунков, чтецов и т. д.)

Использую познавательную деятельность в группе, команде, сотрудничать при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий.

Для выявления способности к физкультурно- оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих учеников, тесты для определения физической подготовленности (бег, подтягивание, подъем туловища, прыжки в длину)

- динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.

- физкультурно -оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы;

- посещение предметных, творческих кружков, спортивных секций

Беседа с родителями

Диагностика творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей)

Педагогическое наблюдение (использование методики мозгового штурма, игровых методов, КТД).

Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.)

Анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка

- анкетирование, достижения учеников фиксируем в их портфолио;

- соревнования, сюжетно - ролевые игры, КВН, КТД;

- организация психолого - педагогического просвещения родителей одаренных детей;

- круглые столы;

- информационно- практические беседы

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой деятельности строится по двум направлениям:

выявление и развитие.

1 – выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов, кружков и др . Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы

учащихся М.В.Матюхиной.

Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой __________самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях...

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной  деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

Форма 2«Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

1.Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5) 2. Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п. 2.6)...

Форма №2 "Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной),творческой, физкультурно - спортивной деятельности"

1 .Участие обучающихся в олимпиадах,конкурсах, соревнованиях(п.п.2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.5)2.Результаты участия обучающихся в проектной (социально значимой) деятельности (п.2.6)...

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях творческий

УровеньНазвание мероприятияГодМестоУчастники, призеры, победителиМуниципальныйКонкурс потначально-техническому моделированию и моделированию20162 местоШивит-Доржу АдельРегиональныйТаланты и поклоники2...

Выявление развития у обучающихся способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Результативность участия обучающихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.)...