Открытый урок по технологии «Пластилинография. Краски осеннего леса»
план-конспект урока (2 класс)

Кирсанова Мария Витальевна

Урок технологии 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Пластилинография. Краски осеннего леса».

Предметные умения

УУД

  1. Развивать навыки работы с пластилином.
  2. Использовать различные техники в работе.
  3. Научиться оформлению различных видов работ с помощью природных материалов.

 Познавательные: Умение осуществлять анализ предметов, обобщение полученных знаний.

Регулятивные: Организовать свое рабочее место, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить дополнения или изменения в свою работу, если она расходится с образцом.

Коммуникативные:  Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог, работать парами и в группах.

Личностные: Формирование положительного эмоционального настроя

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Лепка, техника работы с пластилином

Природный материал

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

         Окружающий мир

Фронтальная, индивидуальная.

 Наглядный материал, пластилин,

стека, клеенка, природный материал, картон голубого цвета, фартук или защитное полотно на колени, чтобы не испачкаться

Этапы урока

Содержание (ход урока)

Примечания

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь, пожалуйста, меня зовут Мария Витальевна.

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

На столе у вас должны быть:

-пластилин

-стека

-клеенка

- природные материал: осенние листья березы

- картон голубого цвета

- фартук или защитное полотно на колени, чтобы не испачкаться

 Готовы?

Ребята, какое время года сейчас у нас за окном? (Осень)

Правильно!

  1. Введение в тему

  1. Анализ изделия

  1. Техника безопасности

  1. Физминутка. Пальчиковая разминка-игра «Ёжик»

  1. Практическая  работа учащихся

  1. ФизминуткаПальчиковая разминка-игра «Паучок»

  1. См. работа учащихся

-Как вы видите, у нас за окном прекрасная пора – золотая осень. Давайте представим, что мы находимся в лесу.

-  Скажите, а как нужно вести себя в лесу. (не оставлять мусор в лесу, не разжигать костер, не разорять птичьи гнезда, не забирать из леса домой животных, не рвать редкие цветы, не ловить бабочек и стрекоз, не бить стекло и т. д.)

- Если соблюдать все эти правила поведения, то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будут продолжать радовать нас своей красотой и дальше.

- Какие месяцы мы называем осенними? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Природа в эту пору особенна прекрасна. А кто мне скажет, что происходит с природой в осеннюю пору? (Желтеют и опадают листья, птица улетают в теплые края, животные готовятся к зиме, делают запасы) .

Перед вами картины известного представителя русской пейзажной живописи, великого русского художника, мастера «пейзажа настроения» И. Левитана «Золотая осень»

- Что вы видите на них? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему осень называют золотой? (Потому, что золото желтого цвета, а листья осенью желтеют, и приобретают золотистый цвет)

- Листья, каких деревьев желтеют? (Березы, клена …)

- А каких цветов бывают еще листья? (Красный – рябина, зеленый – ель, сосна, коричневый - дуб) – на доске появляются листья этих пород.

- А как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке? (Осенний пейзаж из пластилина)

Только что вы побывали в воображаемом лесу. А теперь давайте попробуем создать собственную картину и передать все краски осени в пейзаже осеннего леса.

Ребята, а поднимите руку, кто уже успел погулять в осеннем лесу?

 Какие деревья вы видели?

Может,  встретили каких-нибудь животных?

Вы готовы создать с помощью пластилина каждый свою картину? (Да)

Перед вами образец осеннего пейзажа, который должен у нас получиться.

 - Перечислите все, что вы видите на картине?

- Назовите самую большую деталь. Какую форму она имеет? (ствол – в форме прямоугольника)

- Перечислите детали, которые имеют форму шара. Из чего они сделаны? (солнце)

- А как выполнены ветви березы и грибы на поляне?  Из чего можно их сделать? (Из жгутиков пластилина)

- А какой природный материал я использовала? (Березовые листья)

- Вы ответили на вопросы, рассказали всё об изделии, проанализировали изделие.

Приступаем к работе!

 Но прежде чем начать давайте вспомним правила техники безопасности на уроке:

  1. Каждый работает на своем рабочем месте.
  2. Внимательно слушать объяснение учителя.
  3. Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
  4. На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
  5. Во время работы содержи рабочее место в порядке.
  6. Научился сам – помоги товарищу.
  7. Работать надо дружно.
  8. Закончил работу – убери свое рабочее место.

– С какими материалами мы сегодня будем работать на уроке? (Пластилин и природный материал.)

– Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином и стекой:

  1. Работать пластилином на клеенке.
  2. Руки вытирать тряпкой.
  3. Стеком пользоваться осторожно.

Чтобы работать с пластилином, нам нужно разогреть наши ручки и размять пальцы рук.

Смотрим, слушаем внимательно и повторяем за мной:

Наши ручки друг о дружку мы потрем, мы потрем

Сложим ручки мы в замок, пальцы разомкнем

 Вдруг откуда не возьмись, ёжик получился тут у нас  (сложить ладони, пальцы выпрямлены)

Ёжик маленький замёрз (прижать пальцы – ёжик убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело (выпрямить пальцы – ёжик показал иголочки)

Ёжик потянулся, солнцу улыбнулся.

Молодцы!

Итак, мы будем создавать наши картины пошагово вместе, поэтому слушаем внимательно и выполняем все действия вместе со мной. Ваша задача сделать пейзажи аккуратными, красивыми, красочными, передав всю красоту осеннего леса, и  похожими на образец.

- Положите перед собой лист голубого картона в горизонтальном положении.

Начнем с фона. С помощью пластилина и мазков пальцем.

Положите перед собой целый брусочек белого пластилина, к краю пластилина приложите указательный пальчик (показ), стеком отрежьте кусочек пластилина по линии пальчика (показ). Большой кусочек уберите в коробочку. 
- Возьмите в ладошки оставшийся кусочек, отрежьте т него небольшой кусочек. Достаточно.

Берем маленький кусочек и, отщипывая от него по чуть-чуть, растираем на поверхности картона вверху, придавая форму облаков.

Хорошо. Теперь возьмем оставшийся кусочек белого пластилина и тем же способом выполним ствол березы в левом углу нашей картины вместе со мной. Молодцы.

Далее нам необходимо выполнить поляну в ярких цветах осени. Берем зеленый пластилин и пальчиками щиплем пластилин,  растирая его по поверхности мазками и делая границы поляны, бугорки.

Теперь, придадим нашей поляне тем же способом яркости красным, желтым и оранжевым пластилином, будто она осыпана осенними листьями.

Молодцы!

Нам сталось придать объема нашей картине.

Осенью светит солнце? (Да)

А какого оно цвета? (Более тусклое, осеннее, не ярко желтое, а более оранжевое)

- Положите перед собой целый брусочек оранжевого пластилина, к краю пластилина приложите указательный пальчик (показ), стеком отрежьте кусочек пластилина по линии пальчика (показ). Большой кусочек уберите в коробочку. 
Скатываем пластилин в комок (показ), затем раскатываем из него жгутик или колбаску на клеенке и откладываем в сторону(показ).  

Теперь, стеком отрезаем небольшой кусочек желтого пластилина. Большой кусочек убираем в коробочку. 
Скатываем пластилин в комок (показ), затем раскатываем из него жгутик или колбаску на клеенке (показ).  

Теперь берем две получившиеся колбаски и соединяем их вместе, затем в ручках скручиваем их в спираль и прикрепляем наше солнце в правом верхнем углу картона.

Затем, отщипывая несколько кусочков от желтого, затем оранжевого пластилина, делаем лучики, растирая по поверхности картона пластилин.

Молодцы.

- Давайте придадим форму нашей поляне. Для этого стеком отрезаем небольшой кусочек от оранжевого, желтого и красного пластилина, остальное убираем в коробочку.   

И из каждого цвета скатываем пластилин в комок (показ), затем раскатываем из него жгутик или колбаску на клеенке (показ).  

Теперь берем три получившиеся колбаски и соединяем их вместе, затем в ручках скручиваем их в единый жгут или колбаску и обозначаем границы поляны, ее рельеф. Берем стек и плоской стороной размазываем диагональными мазками получившийся жгут или колбаску, тем самым у нас поляна получается зрительно объемной.

 Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”)
А за ним ходили детки.        ( По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                 стряхивающие )
Паучков на землю смыл. (Движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
 (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,           (Пальцы растопырены, качаем руками.) 
А за ним ползут все детки,      
 (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке.        
 (“Паучки” ползают по голове.)

Молодцы! Продолжаем работу.

Итак, нам осталось придать объем нашей березе.

Чем отличается береза от других деревьев? (окраской, она как зебра в черную полоску и с черными ветвями)

  - Достаньте из коробки брусочек черного пластилина, отрежьте от него небольшой кусочек.

Скатываем пластилин в комок (показ), затем раскатываем из него тоненький жгутик или колбаску на клеенке (показ).  Делим получившуюся колбаску на 9 частей. И прикрепляем их на ствол березы в горизонтальном положении, после придавливаем.

Берем стеку и делаем на стволе березы и пятнах прорези по диагонали, чтобы получить некий рисунок коры дерева.

-Перед нами лежит кусочек черного пластилина. Стеком отрезаем от него кусочек, делим этот кусочек на 4 равные части. Сколько кусочков у нас получилось?(4)

 Давайте вместе посчитаем (считаем вслух и показываем пальчиком каждый кусочек).

 Из каждого кусочка скатаем шарик (сначала катаем в ладошках, а затем на доске для лепки). Сколько шариков у нас получилось? А теперь из каждого шарика скатаем колбаски.

Четвертую колбаску делим на 4 части.

Делаем из жгутиков ветви дерева. Берем 1 жгутик, делаем самую длинную ветвь. Берем 2 жгутик, делаем вторую более короткую ветвь, лишнюю часть отрываем и прикрепляем сук к ветви. Берем 3 жгутик, эта ветвь самая короткая, мы отрываем от нее лишнюю часть и делаем сук. Из последнего жгута мы делаем сучья для ветвей разного размера и прикрепляем к ветвям, делая березу объемной.

Нам осталось нарядить нашу березу листьями, но листья мы будем не лепить и используем для оформления картины настоящие березовые листья, т.е. природный материал.

Листья крепим на пластилин, украшаем ветви и поляну.

Молодцы, очень хорошо . 

Дети выполняют все указания. (Отстающим учащимся помогаю по ходу работы детей).

Пока дети доделывают, рассказываю интересные факты об осени.

Итак, ребята, время вышло! Выходите к доске с получившимися картинами. Посмотрите, какие великолепные осенние пейзажи у нас получились. Садитесь, пожалуйста.

Молодцы!

  1. Подведение итогов

  1. Рефлексия

  1. Прощание

Наше занятие подходит к концу, поэтому давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке, где побывали?

Как нужно вести себя в лесу?

Какие краски преобладают в осеннем лесу?

А что еще нового вы узнали или с кем познакомились?

Молодцы!

Наш урок я хочу закончить такими строками стихотворения об осеннем лесе:

Осенний лес, играя красками,
Плетет из кроны древ венки,
Своими солнечными ласками
Балуют теплые деньки.

Вот наслаждение безмерное –
Идти по праздничной тропе
Вдоль кленов радужных, наверное,
С букетом лиственным в руке.

И очень тихо, доверительно
На ушко осень ветерком
Прошепчет то, с чем умозрительно
Давно уж каждый был знаком.

Встаньте, пожалуйста, кто доволен своей работой  и у кого поднялось настроение от сегодняшнего занятия.

На прощание я попрошу вас улыбнуться друг другу. Помните, что каждое время года завораживает своей красотой, а лесные жители нуждаются в доме, поэтому берегите природу и любуйтесь ей каждый день.

Спасибо вам за занятие, мне было приятно с вами поработать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение Краски осеннего леса

Данный урок представлен для учащихся  3 класса.   Это один из уроков по развитию речи. На данных уроках учащиеся учатся составлять правильно  предложения, излагать свои мысли письм...

Проект "Волшебные краски осеннего леса"

Разработка проекта включает в себя поэтапную работу:1.  Экскурсия2. Посещение библиотеки3. Интегрированная работа на уроках литературы, окружающего мира4. Создание гербария5. Создание коллективно...

Технологическая карта урока по ИЗО Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг основные и составные цвета цветовой контраст. 2 класс УМК "Перспектива"

.Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о цветовом круге (6 цветов) основных и составных цветов, цветовом контрасте пары дополнительных цветов...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о цветовом круге, ознакомление с основными и составными цветами, формирование умения применять цвета цвет...

Открытый урок на тему "Пластилинография"

В конспекте урока описано выполнение ряда упражнений на закрепление навыков работы с пластилином применяемых обучающимися для самостоятельной композиции в технике пластилинография из цветного пластили...

Технологическая карта урока технологии "Пластилинография. Изделие: Осень в лесу" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся  знаний по освоению техники пластилинографии на примере изготовлении  изделия «Осень в лесу».Задачи урока:Дидактические:1. Усвоить и п...