Календарно-тематический план для групп ОНР ( ФФН ) .Профилактика нарушений письменной речи .
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Стук Ольга Николаевна

В календарно-тематическом планировании представлена система работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНр и ФФН .

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП ОНР(ФФН).

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Тема занятия

Часы

Направления работы

Фонетика

Лексика

Грамматика

 Первый этап60-80 часов

Подготовительный этап 15 часов

Развитие фонематического слуха

2

Игры, упражнения на развитие фонематического слуха. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Игрушки»

 Предложение из 2-ух слов

Развитие фонематического анализ

2

Игры и упражнения на развитие фонематического анализа. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Мебель»

Предложение из 2-ух слов

Развитие фонематического восприятия

3

Игры, упражнения на развитие фонематического восприятия. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Посуда»

Предложение из 2-ух слов

Развитие зрительно-пространственного восприяти

2

Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Продукты»

Предложение из 2-ух слов

Развитие наглядно-образного мышления

2

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Коррекция звукопроизношения

Словарь на тему «Одежда»

Предложение из 2-ух слов

Развитие графо-моторных навыков

1

Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации .Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему  «Обувь»

Предложение из 2-ух слов  

Развитие сукцессивных способностей

2

Игры и упражнения на развитие сукцессивных способностей. Коррекция звукопроизношения

Словарь на тему «Части тела»

Предложение из 2-ух слов  

Развитие способностей к концентрации  распределению и переключению внимания

2

Игры и упражнения на развитие внимания. Коррекция  звукопроизношения

Словарь на тему «Школьные принадлежности»

Предложение из 2-ух слов  

Речь. Предложение. «Семья»

1

Развитие фонематического восприятия. Выделение предложений из потока речи.

Словарь на тему «Семья»

Предложение из 2-3 -х слов  

Предложение. Слово. «Игры и забавы детей.»

1

Развитие фонематического восприятия.  

Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных. «Игры и забавы детей.»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Деление слов на слоги. «Осень»

1

Развитие фонематического восприятия. Знакомство с признаками гласных и согласных звуков. Слого различительная роль гласных звуков.Дифференциация гласных и согласных.

Словарь на тему «Осень»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «И». « Овощи».

1

Развитие фонематического восприятия Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных.

Словарь на тему «Овощи».

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Глухие и звонкие согласные »Фрукты».

1

Знакомство с признаками звонких и глухих согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Словарь на тему  «Фрукты».

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Ударение. «Сад-огород».

1

Роль ударения. Выделение ударного слога

Словарь на тему «Сад-огород».

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Звуки «п-пь».Буква «П» «Природа родного края».  

1

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «п-пь». Конструирование и реконструирование буквы «П»

Словарь на тему «Природа родного края»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Звуки «б-бь».Буква»Б».»В осеннем лесу»

1

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «б-бь». Выделение звуков «б -бь» в начале конце середине слова. Укрепление связи звук-буква. Конструирование и реконструирование буквы.

Словарь на тему «В осеннем лесу»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Звуки «п-б» «пь-бь».Буквы»П-Б». «Труд людей осенью.»

1-3

Сравнительная характеристика звуков. Дифференнциация звуков в слогах словах фразах. Составление слов из 2-ух открытых слогов. Сравнение элементов букв «П-Б».Конструирование и реконструирование букв. Развитие  зрительно-моторных координаций.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Труд людей осенью.»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

 Звуки «т-ть». Буква»Т»Звуки «д-дь» Буква «Д».»Перелетные птицы.»

3-5

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Дифференциация звуков  в слогах словах предложениях. Составление слов  из 3-х  открытых слогов.  

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Перелетные птицы.»

Составление предложений из 3-хслов(Сущ. в им.п. +согл. глаг. + прям. доп.в вин. п.)

Звуки «к-кь».Буква»К». Звуки «г-гь». Буква «Г». «Зимующие птицы».

3-5

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Развитие зрительно-моторных координаций Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков  в слогах, словах , предложениях. Работа со словами  состоящими из одного слога

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зимующие птицы».

Работа с предложением состоящим из 3-х слов(сущ. в им. п. +согл. глаг. +прям. доп. в вин. п. на –у- ю).

Звуки «с-сь».Буква «С». Звуки «з-зь».Буква «З». «Зима. Зимние развлечения»

3-5

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков  .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(откр. + закр.).

 Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зима. Зимние развлечения»

Работа с предложением  из 4-х слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола  слова(вин. п. ед. ч.+ дат. п.ед.ч.))

Звуки»ш « «Ж». Буквы «Ш» «Ж».»Домашние животные».»Забота о животных.»

2-5

Знакомство с  нормами произношения  и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков  в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(закр.   слог +закр. слог).

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Домашние животные». «Забота о животных.»

Работа с предложением из 4-х слов(им.п.сущ. в ед.ч.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола слова(вин. п. ед.ч. +ТВ. п.ед.ч.

Звуки «с-сь».Буква»С». Звук «Ш». «Дикие животные .Охрана природы»

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Развитие фонематического восприятия.  Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях.  Работа с 3-х сложными словами»(откр. +откр. + закр.) восприятия.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные. Охрана природы»

Составление предложений из 4-х слов по картинкам.

 Звуки «з-зь», «ж».Буквы «З», «Ж».«На реке. Речные обитатели.»

3-4

Сравнительная характеристика звуков. Закрепление звуко -буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций в .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 3-х сложными словами(закр. +откр. +откр

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «На реке. Речные обитатели.»

Предложение с предлогом «В»

Звуки «ч» ,«ть».Буквы «Ч» ,«Т». «Наш город».

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв. Дифференциация  звуков в слогах словах предложениях

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему» «Наш город».

Предложения с предлогом «НА».

Звуки «ц», «с».Буквы»Ц» «С». «Москва-столица России».

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко- буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций. Дифференциация  звуков в слогах словах предложениях Работа с 3-х сложными словами(закр. +закр. +откр.)

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему « Москва-столица России».

Предложения с предлогом «Под»

Звуки «ч», «щ».Буквы «Ч» «Щ». «Профессии». «Профессии  родителей».

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков.   Сравнение букв. Закрепление звуко-буквенных связей Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа  с односложными словами со стечениями согласных в начале или середине слова

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему  «Профессии». «Профессии  родителей».

Составление предложений по вопросам(все пройденные конструкции)

Звуки «Ч», «Ц».Буквы «Ч», «Ц». «Транспорт».

3-4

Сравнительная характеристика звуков Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв.. Дифференциация звуков   в слогах словах предложениях Работа с 2-у сложными словами с двумя стечениями согласных.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Транспорт».

Составление предложений по сюжетным картинкам(все пройденные конструкции)

Звуки « Ф -ФЬ» .Буква «Ф». Звуки «в -вь».Буква «В». «Весна.Труд  людей весной.»

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Дифференциация  звуков в слогах, словах, предложениях Работа с 4-хсложными  словами (откр. +откр.+ откр.+откр.)

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Весна. Труд  людей весной.»

Составление предложений из 3-х-5-и слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+инфинитив+1или 2-а  слова  в косвенных падежах.)

Буквы «Ь», «Ъ». «Растения сада.»

1

Звук  не соответствует букве. Развитие фонематического восприятия Обозначение мягкости согласных при помощи «ь». Работа  со словами  различной слоговой структуры.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Растения сада.»

Восстановление деформированных предложений

Звуки «л –ль».Буква «Л».Звуки «р-рь» Буква « Р». «Машины- помощники  человека.»

3-5

Знакомство  с нормами произношения и  характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных  связей. Развитие  фонематического восприятия. Дифференциация  звуков в слогах, словах, предложениях.

Уточнение и расширение словаря на тему: «Машины- помощники  человека.»

Восстановление деформированных предложений

 

2-й  этап (35-45 часов)

 Органы  речи. Звуки  речи.»Человек и его имя»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему: «Человек и его имя»  

Составление предложений из 2-ух слов  (повторение).

Артикуляция    звуков.  Звуки гласные и согласные. « Части  тела человека.»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему: « Части  тела человека.»

Составление предложений  состоящих из 3-5 слов.

Различение  гласных  и согласных звуков по способу образования и звучанию. «Семья»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему «Семья»

 Составление предложений из 3-5 слов (повторение)

 Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных. «Время»  

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему «Время»  

Составление  предложений  из 4-5  слов(повторение)

Ударение. Смыслоразличительная  роль ударения. «Времена года. Осень»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Времена года. Осень»

Составление предложений из 4-5 слов. (повторение)

Графическое изображение слогов. «Природа родного края»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Природа родного края»

Упражнения в распространении простого предложения однородными членами.

Слово. Слова  обозначающие предмет. «Дикие животные»

2

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные»

Упражнения в распространении простого предложения  однородными членами.

Слова, обозначающие  действия  предметов. « Домашние  животные»

2

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему « Домашние  животные»

 Упражнения в согласовании  глагола с существительным в роде и числе.

Слова ,обозначающие признаки  предметов. «Дикие и  домашние животные»    

2

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие и  домашние животные»

Упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. Упражнения в распространении  предложения словосочетанием

 Образование слов посредством  суффиксов.

 « Профессии»

5

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия    

Уточнение и расширение словаря на тему « Профессии» Упражнения в образовании слов посредством суффиксов

Упражнения в распространении   предложения словосочетаниями.

Образование  слов    при помощи приставок. « Зима. Зимние развлечения»

5

 — развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия    

Уточнение и расширение словаря на тему « Зима. Зимние развлечения» Упражнения в образовании слов посредством приставок...).  Развитие  временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений.

Упражнения в составлении  сложносочиненного предложения с противопоставлением со словами «сначала….,а  потом…»;сложносочиненного предложения с союзом «или.»

Родственные слова. Корень. « Дикие животные холодных стран»

5

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия    

Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные холодных стран» Упражнения в подборе родственных слов, выделении корня

 Упражнения в составлении   сложных предложений  с союзами «и, а, но.»(Ответы на вопросы, завершение предложений, составление предложений с опорой на слова; составление предложений из 2-ух простых ,используя союзы «и, а, но.»;подстановка нужного союза в предложения.)

Предлоги. « Дикие животные жарких стран»

 7

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

  Развитие временных  и пространственных отношений. Упражнения в дифференцированном употреблении приставок   и предлогов. Уточнение и расширение словаря на тему « Дикие животные жарких стран»

Составление словосочетаний  по типу управления(Винительный падеж прямого объекта. Творительный совместности  и орудия. Дательный косвенного падежа. Родительный  части и принадлежности. Предложный  мысли ,чувства, речи и места. Работа с деформированным  предложением.

   Антонимы. «Цирк»

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Упражнения в подборе антонимов  Уточнение и расширение словаря на тему «Цирк»

Составление словосочетаний  по типу управления(подбор слов парами, вставка предлогов) Упражнения в  составлении сложных предложений с союзом  «потому что».

Синонимы. «Отдых»

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Упражнения в подборе синонимов Упражнения в подборе антонимов  Уточнение и расширение словаря на тему «Отдых»

Упражнения в подборе синонимов. Составление словосочетаний по типу управления(Закрепление всех  падежных конструкций. Вставка  пропущенных слов, ответы на вопросы)Упражнения в  составлении сложных предложений с союзом «чтобы». Развитие временных и пространственных отношений  я в подстановке  наречий в предложении. Упражнения в составлении сложных предложений с  союзом «что».

Многозначные слова. «Взаимопомощь Дружба»

  5

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Упражнения в различении прямого и переносного значения слов

Составление словосочетаний по типу примыкания на

материале наречий. Пространственные наречия -близко, высоко, справа, слева….Наречия,

обозначающие  бытовое время: вчера, сегодня….Наречия

образа действия: быстро, тихо, медленно, громко, шумно…Развитие пространственно-временных отношений. Упражнения в подстановке  наречий в предложения.

Упражнения в составлении сложных предложений с

союзом «что».

Третий  этап (21 час

Разговорная речь. Диалог. «Игры и развлечения детей.»

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Игры-диалоги. Действия с диалогом. Инсценированные диалоги. Чтение диалогов. Чтение  по ролям.

Текст.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Составление текста из предложений. Сравнение текста и набора слов;  текста и набора предложений. Составление плана рассказа. Составление   рассказа-описания. Составление рассказа по началу, концу, опорным  словам ,серии картин. Составление рассказа по плану.

Подробный пересказ текста.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Деление текста на части; озаглавливание; словесное рисование; составление текста из частей; из предложений; сравнение текста и его искаженных различных вариантов( пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений ,раскрывающих  основную мысль текста)

 Краткий пересказ текста.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Упражнения в сжатии текста, предложений. Развитие умений и навыков анализировать текст(установление смысловой зависимости  между предложениями)

Творческий  пересказ текста

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Упражнения в составлении рассказа по аналогии. Развитие умений и  навыков построения  самостоятельного связного высказывания(упражнения в подборе языковых средств, адекватных замыслу высказывания)

Устные сочинения.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Упражнения в составлении  рассказов по серии сюжетных картинок; по началу; по аналогии с прочитанным текстом; по опорным словам. Упражнения в подборе средств выразительного оформления фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников

Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Данный материал включает в себя опыт совместной работы логопеда и родителей по предупреждению дисграфии у первосклассников....

Профилактика нарушений письменной речи

о нарушениях письменной речи...

Профилактика нарушений письменной речи

Профилактика нарушений письменной речиСпецифическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия)- одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в общеобраз...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...