Артикуляторно- акустическая форма дисграфии
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Стук Ольга Николаевна

В учебно - методической разработке " Артикуляторно-акустическая форма дисграфии " представлены : определение понятия " дисграфия " , причины появления данного нарушения , классификация  дисграфий , характеристика  нарушения устной и письменной речи при артикуляторно- акустической дисграфии , основные направления , задачи и этапы коррекционной работы .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляторно – акустическая форма дисграфии

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из актуальных в современной педагогике .

Частичное расстройство письма обозначают термином дисграфия . Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве , а о трудностях овладения письменной речью .Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок , возникновение которых у учащихся общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллекта , ни с нарушениями слуха и зрения , ни с педагогической запущенностью . Встречается  полная или почти полная аграфия : дети не знают всех или части букв .В ряде случаев письмо резко замедленно, прежде , чем написать букву ребёнок долго вспоминает её изображение. Письменные работы содержат большое количество ошибок .Наиболее распространёнными среди них являются замены гласных :» дети-дити» , « часто-чосто « и др. Часты аграмматизмы ( искажения окончаний) и расщепления йотированных гласных ёлка-( йолка )  .В большом количестве встречаются ошибки на правописание безударных гласных .На втором месте по распространённости стоят два вида ошибок: пропуски гласных и нарушения выделения слов в предложении .Слова могут состоять из одних согласных ( «машина – мшн» ). Имеет место слитное написание предлогов , раздельное написание частей слова( « идёт- и дёт» ), слитное написание нескольких слов( « идёт в школу- идёвшко-лу « ). Другие специфические ошибки ( замены согласных по акустико-артикуляционному сходству звуков или графическим признакам ) встречаются реже .

 Дисграфия обычно встречается в сочетании с дислексией ( нарушением чтения ).

Нарушения письма и чтения могут быть обусловлены целым рядом причин : органическим поражением речевых зон коры головного мозга ( центры Вернике и Брока ), трудностями становления процесса латерализации ( функциональной ассиметрией в деятельности парных сенсомоторных органов ) ,формирования  зрительно-пространственных ориентировок, их вербализации (дети не используют в речи  предлог» над»  и прилагательные « широкий « , « узкий « , « короткий « , « длинный « , « толстый « , « тонкий « ), незрелостью изобразительно- графических способностей .

Исследователи выявляют  у детей с нарушениями чтения и письма несформированность произвольной моторики , недостаточность зрительно-моторных координаций и чувства ритма , слабую ориентировку во времени( незнание либо нетвёрдое знание основных временных единиц: времён года, месяцев , дней недели в их последовательности .

Недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при  сохранном физическом слухе является причиной затруднений многих детей в различении сходных звуков , отличающихся одним признаком . Трудности в формировании звукового анализа и синтеза слов  приводят к пропуску , перестановке букв и слогов .Словарный запас у данной категории детей отличается неполнотой и замедленностью формирования . Трудности в формировании грамматического строя проявляются в бедности синтаксических конструкций  и аграмматизмах (ошибках согласования и управления ) .

Ошибки чтения и письма не являются ни постоянными ,ни идентичными  для конкретного слова . ни один из патогенетических факторов не является решающим , но каждый имеет значение в совокупности с другими .Невозможно найти универсальное объяснение , применимое ко всем случаям  нарушений  письменной речи .  

Тем не менее продолжаются попытки классификации нарушений письменной речи . Одна из последних  разработана ЛГПИ им . Герцена и выделяет следующие формы : артикуляторно- акустическую ; аграмматическую ; оптическую ; дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза ; дисграфию на почве нарушения фонемного распознавания .

 В основе данной квалификации лежит несформированность определённых операций письма .

Коррекция дисграфии производится но определённому плану  , который учитывает механизм нарушений и их соответствие  какой-либо форме .

Особенности письменной  речи у детей с артикуляторно- акустической формой дисграфии

Нарушения письма при этой форме дисграфии связано с аномальным развитием устной речи .  Не все расстройства устной речи  в одинаковой мере влияют на овладение письмом . Те из них , которые препятствуют развитию дифференцированных фонематических представлений , дезорганизуют фонематическое восприятие , затрудняют овладение фонематическим анализом , являются наиболее неблагоприятными . Поскольку фонематические представления формируются на основе интеграции артикуляторных и акустических дифференциальных признаков  , при подобных нарушениях межанализаторного взаимодействия они оказываются неполноценными . Речевой слух не только не способствует самокоррекции , но и искажается под действием дефектного звукопроизношения .Сочетание таких нарушений приводит к дисграфии: дефекты произношения проявляются в письме , и ребёнок пишет слова так ,как произносит их . У детей этой группы обычно имеются полиморфные нарушения  звукопроизношения . Наряду с заменами и смешением встречаются искажения и упрощения звуков . Упрощения звуков количественно преобладают( « чашка- тяшка « , « щенок- сенок « и т.п. ) . Это явление отражает общую незрелость артикуляционного аппарата , что обычно сопровождается артикуляторной диспраксией . В ряде случаев это приводит к нарушению слоговой структуры слова :  пропускам и перестановкам слогов . Встречаются замены и смешения звуков , которые ребёнок произносит правильно .

Для детей этой группы характерна повышенная отвлекаемость , слабость произвольной концентрации внимания  и волевых процессов .Интеллектуальная сфера неравномерна .Вербально-логические  способности гораздо ниже невербальных .В наибольшей степени страдают : способность к воспроизведению ритмов , тонкая пальцевая моторика и сукцессивные функции .

Основными направлениями коррекционной работы при этом виде дисграфии будут : совершенствование речевых навыков ,  формирование соответствующих предпосылок интеллекта , формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма .

Часто ребёнок , имеющий неполноценную речевую моторику  и кинестезию целиком опирается на проговаривание , что является причиной стойких ошибок . Поскольку у ребёнка с артикуляторно-акустической формой дисграфией  страдает не только речедвигательный , но и слуховой анализатор работа должна вестись параллельно : над формированием кинестезий и развитием фонематического восприятия .

В процессе коррекции данного вида дисграфии решаются следующие задачи :    

-коррекция нарушений звукопроизношения ;

- формирование фонематического восприятия ;

- формирование навыков  фонематического анализа и синтеза ;

- формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза ;

формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза ;

- формирование представлений  о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях ;

-развитие пространственно- временной ориентации ;

- развитие зрительного и слухового восприятия ;

- развитие связной речи ;

- развитие процессов чтения и письма.

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи при артикуляторно –акустической дисграфии.

1 . Звуки. Гласные –согласные звуки ;

2 . Гласные 1-2-го ряда ;

3 . Дифференциация гласных А-Я ;

4 . Дифференциация гласных О-Ё ;

5 . Дифференциация гласных У-Ю

6 . Дифференциация гласных Э-Е ;

7 . Дифференциация гласных Ы-И ;

8 . Мягкий знак ;

9 . Твёрдый знак ;

10 . Звуки П-Пь, Б-Бь ;

11 .  Звуки ф-Фь, В-Вь ;

12 . Звуки К-Кь , Г-Гь ;

13 . Звуки Т-Ть , Д- Дь ;

14 . Звуки С-Сь , З –Зь ;

15 . Звуки Ш-Ж ;

16 . Звуки С-Ш ;

17 . Звуки З-Ж ;

18 . Звуки Ч-Ть ;

 19 . Звуки С-Ц ;

20 . Звуки Ц- ТС ;

 21 . Звуки Ч-Щ ;

22 . Звуки Ч- Ц ;

23 . Звуки Р-Рь  , Л- Ль ;

24 . Звуки Й- Л-Ль ;

25 .  Звуки Л- В

Работа на уровне слога  , слова , словосочетания  ,предложения  , текста  проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных фонем.

К концу обучения дети должны уметь :

-различать гласные и согласные звуки ;

- различать твёрдые и мягкие звуки ;

- различать акустически близкие звуки ;

-различать звонкие и глухие согласные ;

-обозначать смешиваемые звуки схематично  ;

- производить фонетический разбор ;

- подбирать слова на заданный звук ;

- объяснять значения слов – паронимов  ;

-  дифференцировать смешиваемые звуки на всех этапах в устной и письменной речи ;

- писать слуховые и зрительные диктанты ;

- пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи .

Литература :

1. Ястребова  А .В . , Бессонова Т.П . Инструктивно- методическое письмо о работе учителя- логопеда  при общеобразовательной школе . –М.КОГИТО-ЦЕНТР , 1996

2 . Корнев А. Н .Нарушения чтения и письма у детей . –СПб., 1997

3 .Садовникова И.Н . Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников .-М. 1995



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУПП ОНР(ФФН).

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Тема занятия

Часы

Направления работы

Фонетика

Лексика

Грамматика

 Первый этап60-80 часов

Подготовительный этап 15 часов

Развитие фонематического слуха

2

Игры, упражнения на развитие фонематического слуха. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Игрушки»

 Предложение из 2-ух слов

Развитие фонематического анализ

2

Игры и упражнения на развитие фонематического анализа. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Мебель»

Предложение из 2-ух слов

Развитие фонематического восприятия

3

Игры, упражнения на развитие фонематического восприятия. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Посуда»

Предложение из 2-ух слов

Развитие зрительно-пространственного восприяти

2

Игры и упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия. Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему «Продукты»

Предложение из 2-ух слов

Развитие наглядно-образного мышления

2

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления. Коррекция звукопроизношения

Словарь на тему «Одежда»

Предложение из 2-ух слов

Развитие графо-моторных навыков

1

Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации .Коррекция звукопроизношения.

Словарь на тему  «Обувь»

Предложение из 2-ух слов  

Развитие сукцессивных способностей

2

Игры и упражнения на развитие сукцессивных способностей. Коррекция звукопроизношения

Словарь на тему «Части тела»

Предложение из 2-ух слов  

Развитие способностей к концентрации  распределению и переключению внимания

2

Игры и упражнения на развитие внимания. Коррекция  звукопроизношения

Словарь на тему «Школьные принадлежности»

Предложение из 2-ух слов  

Речь. Предложение. «Семья»

1

Развитие фонематического восприятия. Выделение предложений из потока речи.

Словарь на тему «Семья»

Предложение из 2-3 -х слов  

Предложение. Слово. «Игры и забавы детей.»

1

Развитие фонематического восприятия.  

Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных. «Игры и забавы детей.»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Деление слов на слоги. «Осень»

1

Развитие фонематического восприятия. Знакомство с признаками гласных и согласных звуков. Слого различительная роль гласных звуков.Дифференциация гласных и согласных.

Словарь на тему «Осень»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Твердые и мягкие согласные. Звук и буква «И». « Овощи».

1

Развитие фонематического восприятия Роль гласных 2-го ряда в обозначении мягкости согласных.

Словарь на тему «Овощи».

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Глухие и звонкие согласные »Фрукты».

1

Знакомство с признаками звонких и глухих согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Словарь на тему  «Фрукты».

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Ударение. «Сад-огород».

1

Роль ударения. Выделение ударного слога

Словарь на тему «Сад-огород».

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Звуки «п-пь».Буква «П» «Природа родного края».  

1

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «п-пь». Конструирование и реконструирование буквы «П»

Словарь на тему «Природа родного края»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Звуки «б-бь».Буква»Б».»В осеннем лесу»

1

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков «б-бь». Выделение звуков «б -бь» в начале конце середине слова. Укрепление связи звук-буква. Конструирование и реконструирование буквы.

Словарь на тему «В осеннем лесу»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

Звуки «п-б» «пь-бь».Буквы»П-Б». «Труд людей осенью.»

1-3

Сравнительная характеристика звуков. Дифференнциация звуков в слогах словах фразах. Составление слов из 2-ух открытых слогов. Сравнение элементов букв «П-Б».Конструирование и реконструирование букв. Развитие  зрительно-моторных координаций.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Труд людей осенью.»

Составление предложений из 2-х- 3-х слов

 Звуки «т-ть». Буква»Т»Звуки «д-дь» Буква «Д».»Перелетные птицы.»

3-5

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Дифференциация звуков  в слогах словах предложениях. Составление слов  из 3-х  открытых слогов.  

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Перелетные птицы.»

Составление предложений из 3-хслов(Сущ. в им.п. +согл. глаг. + прям. доп.в вин. п.)

Звуки «к-кь».Буква»К». Звуки «г-гь». Буква «Г». «Зимующие птицы».

3-5

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Сравнение букв Развитие зрительно-моторных координаций Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков  в слогах, словах , предложениях. Работа со словами  состоящими из одного слога

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зимующие птицы».

Работа с предложением состоящим из 3-х слов(сущ. в им. п. +согл. глаг. +прям. доп. в вин. п. на –у- ю).

Звуки «с-сь».Буква «С». Звуки «з-зь».Буква «З». «Зима. Зимние развлечения»

3-5

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков  .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(откр. + закр.).

 Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Зима. Зимние развлечения»

Работа с предложением  из 4-х слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола  слова(вин. п. ед. ч.+ дат. п.ед.ч.))

Звуки»ш « «Ж». Буквы «Ш» «Ж».»Домашние животные».»Забота о животных.»

2-5

Знакомство с  нормами произношения  и характеристиками звуков .Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков  в слогах словах предложениях. Работа с 2-х сложными словами(закр.   слог +закр. слог).

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Домашние животные». «Забота о животных.»

Работа с предложением из 4-х слов(им.п.сущ. в ед.ч.+согл.глаг.+2-а зависимых от глагола слова(вин. п. ед.ч. +ТВ. п.ед.ч.

Звуки «с-сь».Буква»С». Звук «Ш». «Дикие животные .Охрана природы»

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Развитие фонематического восприятия.  Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков в слогах словах предложениях.  Работа с 3-х сложными словами»(откр. +откр. + закр.) восприятия.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные. Охрана природы»

Составление предложений из 4-х слов по картинкам.

 Звуки «з-зь», «ж».Буквы «З», «Ж».«На реке. Речные обитатели.»

3-4

Сравнительная характеристика звуков. Закрепление звуко -буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций в .Дифференциация звуков в слогах словах предложениях. Работа с 3-х сложными словами(закр. +откр. +откр

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «На реке. Речные обитатели.»

Предложение с предлогом «В»

Звуки «ч» ,«ть».Буквы «Ч» ,«Т». «Наш город».

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв. Дифференциация  звуков в слогах словах предложениях

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему» «Наш город».

Предложения с предлогом «НА».

Звуки «ц», «с».Буквы»Ц» «С». «Москва-столица России».

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Закрепление звуко- буквенных связей. Сравнение букв. Развитие зрительно-моторных координаций. Дифференциация  звуков в слогах словах предложениях Работа с 3-х сложными словами(закр. +закр. +откр.)

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему « Москва-столица России».

Предложения с предлогом «Под»

Звуки «ч», «щ».Буквы «Ч» «Щ». «Профессии». «Профессии  родителей».

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков.   Сравнение букв. Закрепление звуко-буквенных связей Дифференциация звуков в слогах словах предложениях Работа  с односложными словами со стечениями согласных в начале или середине слова

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему  «Профессии». «Профессии  родителей».

Составление предложений по вопросам(все пройденные конструкции)

Звуки «Ч», «Ц».Буквы «Ч», «Ц». «Транспорт».

3-4

Сравнительная характеристика звуков Закрепление звуко-буквенных связей. Сравнение букв.. Дифференциация звуков   в слогах словах предложениях Работа с 2-у сложными словами с двумя стечениями согласных.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Транспорт».

Составление предложений по сюжетным картинкам(все пройденные конструкции)

Звуки « Ф -ФЬ» .Буква «Ф». Звуки «в -вь».Буква «В». «Весна.Труд  людей весной.»

3-4

Знакомство с нормами произношения и характеристиками звуков. Дифференциация  звуков в слогах, словах, предложениях Работа с 4-хсложными  словами (откр. +откр.+ откр.+откр.)

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему: «Весна. Труд  людей весной.»

Составление предложений из 3-х-5-и слов(им.п.сущ.+согл.глаг.+инфинитив+1или 2-а  слова  в косвенных падежах.)

Буквы «Ь», «Ъ». «Растения сада.»

1

Звук  не соответствует букве. Развитие фонематического восприятия Обозначение мягкости согласных при помощи «ь». Работа  со словами  различной слоговой структуры.

Работа со словами- паронимами. Уточнение и расширение словаря на тему «Растения сада.»

Восстановление деформированных предложений

Звуки «л –ль».Буква «Л».Звуки «р-рь» Буква « Р». «Машины- помощники  человека.»

3-5

Знакомство  с нормами произношения и  характеристиками звуков. Закрепление звуко-буквенных  связей. Развитие  фонематического восприятия. Дифференциация  звуков в слогах, словах, предложениях.

Уточнение и расширение словаря на тему: «Машины- помощники  человека.»

Восстановление деформированных предложений

 

2-й  этап (35-45 часов)

 Органы  речи. Звуки  речи.»Человек и его имя»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему: «Человек и его имя»  

Составление предложений из 2-ух слов  (повторение).

Артикуляция    звуков.  Звуки гласные и согласные. « Части  тела человека.»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему: « Части  тела человека.»

Составление предложений  состоящих из 3-5 слов.

Различение  гласных  и согласных звуков по способу образования и звучанию. «Семья»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему «Семья»

 Составление предложений из 3-5 слов (повторение)

 Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных. «Время»  

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия;

Уточнение и расширение словаря на тему «Время»  

Составление  предложений  из 4-5  слов(повторение)

Ударение. Смыслоразличительная  роль ударения. «Времена года. Осень»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Времена года. Осень»

Составление предложений из 4-5 слов. (повторение)

Графическое изображение слогов. «Природа родного края»

1

— развитие фонематического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Природа родного края»

Упражнения в распространении простого предложения однородными членами.

Слово. Слова  обозначающие предмет. «Дикие животные»

2

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные»

Упражнения в распространении простого предложения  однородными членами.

Слова, обозначающие  действия  предметов. « Домашние  животные»

2

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему « Домашние  животные»

 Упражнения в согласовании  глагола с существительным в роде и числе.

Слова ,обозначающие признаки  предметов. «Дикие и  домашние животные»    

2

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия

Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие и  домашние животные»

Упражнения в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. Упражнения в распространении  предложения словосочетанием

 Образование слов посредством  суффиксов.

 « Профессии»

5

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия    

Уточнение и расширение словаря на тему « Профессии» Упражнения в образовании слов посредством суффиксов

Упражнения в распространении   предложения словосочетаниями.

Образование  слов    при помощи приставок. « Зима. Зимние развлечения»

5

 — развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия    

Уточнение и расширение словаря на тему « Зима. Зимние развлечения» Упражнения в образовании слов посредством приставок...).  Развитие  временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений.

Упражнения в составлении  сложносочиненного предложения с противопоставлением со словами «сначала….,а  потом…»;сложносочиненного предложения с союзом «или.»

Родственные слова. Корень. « Дикие животные холодных стран»

5

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия    

Уточнение и расширение словаря на тему «Дикие животные холодных стран» Упражнения в подборе родственных слов, выделении корня

 Упражнения в составлении   сложных предложений  с союзами «и, а, но.»(Ответы на вопросы, завершение предложений, составление предложений с опорой на слова; составление предложений из 2-ух простых ,используя союзы «и, а, но.»;подстановка нужного союза в предложения.)

Предлоги. « Дикие животные жарких стран»

 7

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

  Развитие временных  и пространственных отношений. Упражнения в дифференцированном употреблении приставок   и предлогов. Уточнение и расширение словаря на тему « Дикие животные жарких стран»

Составление словосочетаний  по типу управления(Винительный падеж прямого объекта. Творительный совместности  и орудия. Дательный косвенного падежа. Родительный  части и принадлежности. Предложный  мысли ,чувства, речи и места. Работа с деформированным  предложением.

   Антонимы. «Цирк»

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Упражнения в подборе антонимов  Уточнение и расширение словаря на тему «Цирк»

Составление словосочетаний  по типу управления(подбор слов парами, вставка предлогов) Упражнения в  составлении сложных предложений с союзом  «потому что».

Синонимы. «Отдых»

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Упражнения в подборе синонимов Упражнения в подборе антонимов  Уточнение и расширение словаря на тему «Отдых»

Упражнения в подборе синонимов. Составление словосочетаний по типу управления(Закрепление всех  падежных конструкций. Вставка  пропущенных слов, ответы на вопросы)Упражнения в  составлении сложных предложений с союзом «чтобы». Развитие временных и пространственных отношений  я в подстановке  наречий в предложении. Упражнения в составлении сложных предложений с  союзом «что».

Многозначные слова. «Взаимопомощь Дружба»

  5

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Упражнения в различении прямого и переносного значения слов

Составление словосочетаний по типу примыкания на

материале наречий. Пространственные наречия -близко, высоко, справа, слева….Наречия,

обозначающие  бытовое время: вчера, сегодня….Наречия

образа действия: быстро, тихо, медленно, громко, шумно…Развитие пространственно-временных отношений. Упражнения в подстановке  наречий в предложения.

Упражнения в составлении сложных предложений с

союзом «что».

Третий  этап (21 час

Разговорная речь. Диалог. «Игры и развлечения детей.»

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Игры-диалоги. Действия с диалогом. Инсценированные диалоги. Чтение диалогов. Чтение  по ролям.

Текст.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Составление текста из предложений. Сравнение текста и набора слов;  текста и набора предложений. Составление плана рассказа. Составление   рассказа-описания. Составление рассказа по началу, концу, опорным  словам ,серии картин. Составление рассказа по плану.

Подробный пересказ текста.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Деление текста на части; озаглавливание; словесное рисование; составление текста из частей; из предложений; сравнение текста и его искаженных различных вариантов( пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений ,раскрывающих  основную мысль текста)

 Краткий пересказ текста.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Упражнения в сжатии текста, предложений. Развитие умений и навыков анализировать текст(установление смысловой зависимости  между предложениями)

Творческий  пересказ текста

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Упражнения в составлении рассказа по аналогии. Развитие умений и  навыков построения  самостоятельного связного высказывания(упражнения в подборе языковых средств, адекватных замыслу высказывания)

Устные сочинения.

3

— развитие фоне  матического слуха;

— развитие фонематического анализа;

— развитие фонематического восприятия  

Словарь по теме занятия

Упражнения в составлении  рассказов по серии сюжетных картинок; по началу; по аналогии с прочитанным текстом; по опорным словам. Упражнения в подборе средств выразительного оформления фразы.



Предварительный просмотр:

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Одной из трудоёмких тем в работе учителя-логопеда, работающего над устранением нарушений  письменной речи  является тема « Дифференциация твердых и мягких согласных « . Все усилия учителя и логопеда  при объяснении темы « Обозначение мягкости согласных посредством  гласных второго ряда»  будут тщетны , если ребенок на слух не слышит разницы между твердым и мягким согласным . Овладение дифференциальными признаками твердость-мягкость  представляет некоторые трудности , в связи нечеткостью кинестетических ощущений  .Понятия твердость – мягкость являются коррелятивными .В  русском языке по этим признакам соотносится большинство согласных фонем.  Этим определяется важность овладения четкими представлениями  о данных дифференциальных признаках . С целью воспитания умений  различать твердые и мягкие согласные на основе кинестетических ощущений выделяется три доступных для ощущений положения органов артикуляции ,возникающих  при произнесении мягких : прижатие кончика языка к передним зубам ( преимущественно нижним ); поднятие спинки языка к твердому небу ; растянутые в улыбку , вследствие чего прижатые к зубам , губы .Ощутимой является и общая напряженность мышц артикуляционного аппарата .

В работе над этими дифференцировками  широко  используются навыки правильного произношения звуков т- ть , д –дь , н –нь . й.

В содержание работы включается : повторение названий органов артикуляции ,обеспечивающих дифференциацию звуков по твердости и мягкости , усвоение этих понятий  и воспроизведение основных положений речевого аппарата , обеспечивающих дифференцировку  пар звуков ; воспитание умения контролировать эти положения .

С целью воспитания достаточно четких представлений о данных дифференциальных признаках широко используются словесные инструкции( «Прижмите  кончик языка  к нижним зубам « , Растяните губы в улыбку « и т.п .); воспроизведение положения органов артикуляции по подражанию, сравнение артикуляций твердого и мягкого согласного ( т-ть , п-пь ) с акцентированием внимания на разнице в положении кончика языка  , спинки языка  и губ , напряженности мышц ; словесный отчет об ощущениях  , возникающих при  произнесении мягких ;сравнение ощущений  , возникающих при произнесении пар звуков ( т-ть , д – дь); различение мягких и твердых согласных на основе слухового восприятия в речи логопеда и своей ( предлагаются слоги и слова типа та-тя, да-дя,  ат- ать , сад-сядь )повторение за логопедом с одновременной маркировкой звуков синим и зеленым цветом ( « Рисуем бусы « ) , записыванием  слогов , слов с твердыми и мягкими согласными .

Успех в овладении дифференциальными признаками твердых и мягких согласных  достигается при максимальной опоре на кинестетические и слуховые ощущения  . В связи с тем , что поднятие средней части языка является малоощутимым  моментом произнесения звука , необходимо использовать соответственно артикулируемые  предшествующие и последующие звуки  . Таким звуком  может быть звук  « И «( иди , нити ) , который обеспечивает высокий подъём средней части языка.

Сформированные таким образом представления о дифференциальных признаках  твердость-мягкость используются в процессе воспитания правильного произношения отдельных звуков  и с целью предупреждения и преодоления ошибок на письме . Для их закрепления используются следующие упражнения :                                

Упражнения с использованием наглядных опор

1 . « Камень-вата «Холмик кисти руки означает произнесение мягких согласных , расслабление её – воспроизведение твердых звуков ) ;

2 . « Солнышко « (плотно сжатые кончики пальцев обозначают произнесение мягких губных согласных , их разведение служит знаком  для воспроизведения твердого варианта звука );

3 . «Сигнальщики « ( сигнал пробкой от бутылки синего цвета в ответ на произнесение твердого звука , зелёного цвета – мягкого согласного );

4 . « Рисуем бусы « (маркировка  звуков синим и зеленым цветом );

5 . « Немое кино « ( различение « мягкий- твердый звук « по беззвучной артикуляции)

Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в слогах :

1 . « Скажи наоборот « ( с перебрасыванием мяча )

Та- тя , ка- кя , са – ся , за , зя , фя- фа , вя – ва , ля – ла , ря – ра и т.

2 . Чтение прямых слогов  с сочетанием  согласного попарно с гласными первого и второго ряда ( ма- мя , мэ – ме , мо – мё , му – мю , мы – ми  и т. П . )

3 . Письмо слогов под диктовку в две колонки под точки синего либо зеленого цвета соответственно твердости – мягкости :

- запись только гласной ( ма – а , мя – я ,  мэ – э , ме – е , мо – о ,  мё – ё ,  му – у , мю – ю , мы – ы , ми – и  и т. П . ) ;

-запись слогов  ( ма- мя , мэ- ме , мо – мё , му- мю , мы – ми  и т. П. )

4 .-« Доверши словечко « ( устно , с перекидыванием мяча ):

- « слова заканчиваются на слог  «  ма « или на слог « мя «( ма -……, и-….., ра-….., вре-…., То-….,те-….,Ди-…., се-…., пле-……,зи-……., и т.д .)

-составление и чтение , письмо  под диктовку слов , начинающихся на одинаковый слог : ма-ки,ло , ша , ма , ты ,шу , жу , як , зут , ляр , рал ; мя – чи , та ,со , ли ,киш , коть , теж

- составление и чтение , письмо  под диктовку слов , заканчивающихся на одинаковый слог : и ,те , вре , се , пле , бре , стре , вы – мя ;

5 .  « Путаница « ( составление и записывание слов из данных в беспорядке слогов ) : мар , о ; мар , ко ; мять, раз ; ка , мян , стре ; мян , ка , вре ;

6 . Чтение и записывание слов с пропущенным слогом  а\ под соответствующей картинкой  б\ без картинки : …..ки ( маки ) , …..ты (маты),….ляр (маляр), …..чи ( мячи ) , ….та  ( мята ) , …..со ( мясо )

7 . Составление  и записывание слов ,составленных из слогов взятых из слов : корма ( 2 ) , катер ( 1 ) , аэродром ( 3 ) ,  нырок ( 1 )  -макароны ;

8. Чтение слов и определение количества слогов  а\ с твердой согласной б \ с мягкой согласной :

Мял         мяли        замяли

Мал       малы         малыши

Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах :

1 . Объяснить смысловое различие данных слов . Определить какими буквами  различаются эти слова ( мал – мял , мол – мёл , мыл – мил ), составить предложения с каждым из них .

2 . Прочитать ряды слов . Объяснить чем близки эти слова .Назвать общую часть в этих словах .

Мял- смял – замял ; мёл – смёл ; мыл – смыл – замыл – перемыл – отмыл ( записать слова , подчеркнув зеленым карандашом мягкую согласную вместе с последующей гласной и синим карандашом твердую согласную вместе с последующей гласной )

3 . Придумать слова , начинающиеся на мягкий согласный ( мь- мёд , мёл , мил , мир , Миша , миска , мяч , мясо , мята , мех , метро, мюсли , мера , метка , метла , механик ,механизм )

4 . Придумать слова , начинающиеся на твердый звук ( м- мол , мох , мор , молоко , море , мороженое , Москва , мама , матрешка  , мамонт , макароны , машина , муха , мука , мышь )

5 . Устный диктант ( услышав слово  , поднять соответствующую букву  а- я , э- е , о-ё , у- ю , ы – и ):

Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил )

6 . Записать слова в две колонки под точками синего и зелёного цвета в соответствии с твёрдостью или мягкостью звука :

Мал , мял , мат , мять , матч , мяч , мел , мэр , мот , мёд ,мост , смёл, муж, мыл , мил

7 .выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат мягкий звук мь :

Макароны , время , дом , имя , сова , бремя , кровать , семена , порода , гремит ;

8 . выборочно записать из ряда диктуемых слов те , которые содержат твердый звук м :

Мяч , мох , сумка , время , солома , зонт , кромка , крахмал , мёд , клеймо , самокат;

9 . Работа с цифровым рядом -определение  места звука в слове ( выдвинуть соответствующую цифру ):

М-ремонт ,карман , солома , панорама , макраме , аэродром ,гамак , кардиограмма ;

Мь- мир , домино ,стремя , парламент ,карамель , немец , кремень , хомяк ,соломинка ;

10 .вписать пропущенный слог  ма  или мя :

И- , вре - , пана-, стре- , -кароны ,  соло- , пле- , - газин , те -  , пла - , - лина , бре - , -кет , -чик ;

Упражнения на дифференциацию твердых и мягких согласных в предложениях :

1 . Прочитать и записать предложения , вставляя пропущенные гласные  . Подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные вместе с последующим гласным цветными карандашами :

А-я : М-ша ела яйца всм-тку . В-ля в-жет жакет . В в-зе зав-ли в-сильки . Дети  встали р-но на зар-дку . Д-ша тащит санки- лед-нки . Дети видели д-тла в саду на д-че . М-ша м-ло ест м-са . М-ленькие кот-та жалобно м-укали .

О-ё : Бокс-р занимается  бокс-м .Т-ма пустилась наут-к . Спрос-нок  вскочил порос-нок . Ам-ба м-жет двигаться в воде . Плаксу называют « р-ва- кор-ва «. Мама купила сл-йки и масл-нку .

У-Ю : Не прячь р-ки в бр-ки . Л-ше нужна гл-коза . На бл-де лежит рахат-л-кум .  На этом болоте л-чшая кл-ква . Мама налила в кр-жку кр-шон . В сумке лежит кл-ч от кл-ба .

Литература :

1 .Савченко М.А .Пути повышения эффективности преодоления дефектов произношения \Дефектология . -1978 . № 6 .- с. 41- 42 .

2 . Гусева А. Н . Дифференциация твёрдых и мягких согласных на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми \Дефектология . -1985 . -№ 2.- с. 46 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"

В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения.  Брошюра б...

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Всем  известно,  что  невозможно  получить полноценное образование при несформированном навыке  письма.  Способность  человека  грамотно писать  имее...

«Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников»

Рекомендую применять для учеников 2-4 классов .Планирование подходит для работы,но не считаю его идеальным из года в год веду работу над её коррекцией....

Конспект логопедического занятия по устранению артикуляторно – акустической дисграфии во 2 классе.

Конспект логопедического занятия  по устранению артикуляторно – акустической  дисграфии во   2 классе.    ...

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Способность  человека  грамотно писать  имеет  огромное  значение  не  только  для успешного обучения в школе и для поступления в высшее  учебное  зав...

«Развитие творческой активности у обучающихся с ОВЗ на занятиях по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии. Педагогические привычки, как способ мотивации к обучению».

В публикации освещены некоторые приёмы работы с обучающимися с ОВЗ на занятиях по артикуляторно-акустичнской дисграфии. Цель публикации- рассказать о тех педагогических привычках, которые помогают орг...