Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мокроусова Наталья Ивановна

   Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений с первых дней пребывания ребёнка в школе.Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать контрольно-оценочные действия у младших школьников в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kontrolno-otsenochnoy_deyatelnosti.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

                                                п. Каджером

«Формирование  контрольно – оценочной деятельности  

младших школьников

как основы  учебной самостоятельности школьников

( основы умения учиться)»

Мокроусова Н.И.

учитель начальных классов

                                                                                МОУ «СОШ»  п. Каджером

                                                             2018г.

     ФГОС НОО содержит  чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов:

1.Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практикуВ зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

   2.Оценивание может быть только критериальным.

    Основными критериями оценивания выступают ожидаемые   результаты,

   соответствующие учебным целям.

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4.Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

        Главная задача учителя – научить учеников  самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

         Формирование оценочной самостоятельности  начинается  с первых дней пребывания  ребёнка в школе.

          Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших в оценке своих знаний и умений

                  1 этап становления контрольно-оценочной самостоятельноти (первый класс).

             В контрольных действиях – основная задача научиться ребенку сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). На этом этапе дети учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие; договариваются о выборе образца для сопоставления. Постепенно дети переходят от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.        

                  К концу первого года обучения учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях большая часть детей класса могут:

- сравнивать действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

 - предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

 - отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом), задать «умный» вопрос.

                 Второй этап контрольно-оценочной самостоятельности (2-3 классы): происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. На этом этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Учащиеся на этом этапе работают над освоением разных типов заданий, направленных на освоение рефлексивного контроля (контроля за способом действия).

                 На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п. Ученик внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности  с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание.

         Таким образом, на конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут:

- определять возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;

- устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

- устанавливать границу применимости того или иного способа действия (рефлексивный контроль), выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

- классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

- формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

        На заключительном третьем этапе становления контрольно- оценочной самостоятельности (4-5 классы) учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки. Предметом совместных усилий становится способ конвертирования разных детских оценочных шкал в общепринятые в социуме оценочные шкалы.

    Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать контрольно-оценочные действия у младших школьников в начальной школе:

- «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- «задания-ловушки» (задания на анализ (рефлексию) освоения способа) действия);

- «составление заданий с ловушками» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

 - «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задаче);

- «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);

 - «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);

- «письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);

- «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);

- «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями);

- «умные вопросы» (определение «дефицита» в той или иной задаче: « я этого не знаю, но могу узнать, если…»);

 - «многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»);

 - «орфографические или математические софизмы» (обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи);

- «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени).

        Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.  

        Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.  

        Выводы:

  • Происходит развитие оценочных умений.
  • Снижается уровень общей и учебной тревожности.
  • Осуществляется дифференциация  процесса  результата обучения.
  • Система оценивания позволяет увидеть личностный рост достижений ученика.        

Литература

1.Пинская М.А.,Улановсеая И.М. Новые формы оценивания. М. : Просвещение, 2013

2.https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/14/podhody_k_organizatsii_kontrolno-otsenochnoy_deyatelnosti.pdf  Воронцов А.Б. Подходы к организации контрольно-оценочной деятельности школы в условиях модернизации российского образования ( методические рекомендации)

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/04/27/innovatsionnyy-podhod-k-organizatsii-kontrolno-otsenochnoy   Бушуева Е.В. «Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО» (районное МО) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Формирование  контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников...

Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Доклад на районном семинаре педагогов начальной школы...

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...