Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
методическая разработка на тему

Кутибаева Вероника Темуралиевна

В данном исследовании рассмотрен основные приемы использования системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе и представленные практические пути их реализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_kutibaeva.docx71.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

        

Курсовая работа

Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики

   Выполнила:

   Кутибаева Вероника Темуралиевна,

   студентка 31 группы,

   специальность 050146

   Преподавание в начальных классах

   Научный руководитель:

   Ненашева Марина Михайловна.

Допустить к защите:

«___»_____________2014г.

Руководитель

_________________Ненашева М.М.

Курсовая работа защищена

«___»_____________2014г.

Оценка ________________

Председатель ПЦК математических и технических дисциплин

Родионова Т.В. _____________

г.о. Самара, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Системно-деятельностный подход в образовании………………..…………..5

1.2 Принципы системно-деятельностного подхода ………………….………….12

ГЛАВА 2  РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

2.1 Системно-деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий…………………………………………………………..…………………16

2.3 Построение урока математики в рамках системно-деятельностного подхода………………………………………………………….………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….……...33


ВВЕДЕНИЕ

«Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведёт его за собой», а не служит просто обогащению ребёнка новыми сведениями, легко  входящими в его сознание».  

Л.С. Выготский

Следует заметить, что из года в год не уменьшается количество младших школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не последнее место занимает несформированность у младших школьников умений учиться, низкий уровень учебной мотивации, недостаточно адекватное отношение к школе, к роли и обязанностям ученика. Данная ситуация заставила нас взяться за разработку проблемы повышения качества обучения на этапе начального образования путем создания условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Конструктивно же выполнить задачи образования двадцать первого века помогает деятельностный метод обучения [2. c18]. Поэтому в качестве темы нашей курсовой работы мы выбрали «использование системно-деятельностного подхода на уроках математики». 

Объектом  исследования является системно-деятельностный подход к обучению.

Предмет исследования – урок математики в начальной школе.

Цель исследования – теоретически обосновать необходимость использования системно-деятельностного подхода  и рассмотреть пути его реализации на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

 - изучить понятие «системно-деятельностный поход» и его значение в современном образовании.

 - раскрыть принципы системно-деятельностного подхода.

 - рассмотреть пути реализации системно-деятельностного подхода.

 - дать сравнительный анализ урокам, построенным в рамках системно-деятельностного и традиционного подхода.

При проведении исследования нами была выдвинута гипотеза – обучение математике младших школьников будет более эффективно, если изучение материала осуществлять в соответствии с системно-деятельностным подходом.

Работая на данной темой, нами были использованы следующие методы исследования:

 -  по данной теме изучались литературные источники,

 - проводился их детальный анализ,

 - на основании которого синтетическим путем строились выводы.

Новые образовательные стандарты начального общего образования были приняты в 2009г. и прошло недостаточное количество времени для того,  чтобы педагогическое сообщество в полной мере осознало пути реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения.

Значимость исследования состоит в том, что в нем сделана попытка систематизации всего имеющегося на данный момент «багажа» психологической, педагогической и методической литературы.

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

  1.   Системно-деятельностный подход в образовании

В основе системно-деятельностного подхода лежит  принцип развивающего обучения, который  сформулирован Л.С.Выготским. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок,  они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». В статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте», Л.С Выготский изложил основные теории соотношения обучения и развития, сформулировал гипотезу о характере этого отношения. [5] Благодаря исследовательским усилиям научно-практического коллектива Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова эта теория превратилась в развёрнутую теорию развивающего обучения.  [7]

Для того, чтобы понять, что же такое системно-деятельностный подход, необходимо рассмотреть системный и деятельностный подход отдельно.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

Системный подход  отражает всеобщую связь  и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.  [15. с 99]

Итак, системный подход требует реализации принципа единства теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. 

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода:

- Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

 - Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

 - Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

         - Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы. [3.c 124]

        Таким образом, системный подход —  это универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.

Деятельностный подход или теория деятельности.

В 1920—1930 гг. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев независимо друг от друга  разрабатывали теорию деятельности, опираясь на труды Л. С. Выготского,  поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом:  не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней».  [10. c 432]

Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева, который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.         Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну). [14, c 96]

Результат анализа представленных источников дан в схеме.

Схема 1

Системно-деятельностный подход.

 Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году, но ещё  в 1926 году Л.С. Выготский в своей книге «Педагогическая психология» говорил о том, что в педагогике жизнь «раскрывается как система творчества…Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к чему-то новому». [5. с 346]  Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребёнка от привычного и устоявшегося к чему-то новому, необычному, пока ещё не оценённому. Именно деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всех возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности  в достижении цели (или нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребёнка и его социальной среды).  Иными словами, установки на творчество.

В.В.Давыдов писал, что «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно измениться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы его углубить и расширить». [7. c 179]

В наше время системно-деятельностный подход положен в основу разработки Концепции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, приоритетным направлением которых является «реализация развивающего потенциала общего среднего образования, формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается учащимися путём сознательного, активного освоения  социального опыта. При  этом знания, умения и навыки  рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.  [2. c 21]

  Курс математики в системе развивающего обучения построен на основах, принципиально отличающихся от существующих ранее в практике. Он ставит целью «формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии), поэтому он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических знаний и умений».  [20. c 95]

Как пишет В.В.Давыдов, «психическое развитие человека – это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих»  их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т.д.) .  Безусловно, развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Из курса дидактики мы знаем, что деятельность эта может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей.  [8. c 430]

Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её, запоминает, воспроизводит. Основная цель такой деятельности – формирование у детей знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами  мышления.

Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения, поскольку продуктивная  (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций. Как пишет И.С.Якиманская «…организация развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приёмами  умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но даёт существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка. Овладев этими приёмами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний».  [20. c 37]

Идея деятельности и идея системности тесно связаны, тяготеют друг к другу. В соединении с системным деятельностный подход обретает большую эффективность, методологически усиливается. Причем их связь наиболее интересна не в тех случаях, когда они действуют как два объяснительных принципа, а в тех, когда системные принципы привлекаются для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности, то есть когда системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения.

В 2009 году были приняты федеральные государственные стандарты второго поколения. При их разработке приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

  1.   Принципы системно-деятельностного подхода

 Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

 - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;

 - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;

-  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 

 - разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Приемы, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода в начальной школе и способствующие актуализации у детей младшего школьного возраста потребности, связанной с результатом их учебной деятельности:

Создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес. Добиться данного эффекта можно различными способами: необычно оформить группу, предложить детям интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на занятие гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание детей.

Эмоциональное “заражение” учащихся - это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успехе (по механизму подражания). Поведение педагога, желающего создать у детей положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для воспитанников и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать детей к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание непременно приступить к работе.

Возвращение к предыдущему опыту учащихся - это установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется учащимся чрезмерно сложной, когда они не уверены в своих силах.

• Разъяснение значимости изучаемой темы.  [3. c 197]

Данные приемы активно используются учителями начальной школы на уроках, являются эффективными и демонстрируют работу системно-деятельностного подхода.

        Таким образом, системно-деятельностный подход базируется на трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Л. Леонтьева и В.В. Давыдова.

Мы считаем целесообразным для нашей работы определить системно-деятельностный подход как такую систему методических приемов обучения, которая учитывает психологические особенности детей и реализуется через формирование универсальных учебных действий, достижение планируемых результатов и планирование урока.


ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

2.1  Системно-деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий

Анализ методических источников в первой главе позволил выделить  следующие пути реализации системно-деятельностного похода.

        Системно-деятельностный подход к результатам образования, означает, в частности, что изменяется представление о содержании образования. Его состав, в соответствии с принятым подходом к формированию стандарта и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации.

Основой в образовательно-воспитательном процессе является развитие личности ребёнка. Современному государству нужна личность, всесторонне развитая, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы, владеющая базовым набором социальных компетенций, способная стать полноценным гражданином своей страны.

        А это значит, что необходимы новые средства, способные помочь в реализации этой цели.

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
  • изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
  • изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).  [2]

Рассмотрим первые два средства более подробно.

Для этого проанализируем педагогический инструмент, созданный в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000». Научным руководителем данного центра является Людмила Георгиевна Петерсон.

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и универсальных учебных действий, возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). Действительно, невозможно научиться плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.

Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и находить значения выражений. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: алгоритмы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

Следовательно, для того, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие, необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Для прохождения этапов формирования УУД по разным учебным предметам авторский коллектив «Школы 2000»  (он же авторский коллектив «Перспективы» под руководством Л.Г.Петерсон) разработал новую технологию деятельностного метода обучения.

Технология деятельностного метода – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

1. формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

2. формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

3. формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1)  Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
        К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

 - личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

 - метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

         Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

         Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

          В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

         В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

         В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

         В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
        В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.  [1. c 67]

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

2.2  Построение урока математики в рамках системно-деятельностного подхода

        Системно-деятельностный подход на практике в достаточной мере реализуется в программе обучения математике Л.Г.Петерсон.  В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.  [11.c 13]

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.  [9]

Таким образом, предложенная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, научности и др.). В ней отражены идеи об организации развивающего обучения: В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности). Взаимосвязь всех принципов способствует реализации современных образовательных целей.

В данной системе уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены на четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока математики, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  1. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим более подробно, каким образом в дидактической системе «Школа 2000…» организуется каждый из этапов формирования УУД.

         1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

         На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

         - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

         - выделяется содержательная область («могу»)

         2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

         Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

  1. актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа математических действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

         3. Постановка учебной задачи.

         На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

         4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

         На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

        Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и общепринятыми обозначениями. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

         5. Первичное закрепление во внешней речи.

         Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ математических действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

         При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа математических действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.

         Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Особенностью такого урока  является включение ученика в каждый этап. Преимущество урока в рамках системно-деятельностного подхода над традиционным уроком мы представили в виде таблицы.

Таблица 1

Сходства и различия структур современного и традиционного урока

Структура урока

В рамках системно-деятельностного  подхода

В соответствии с традиционным подходом

Самоопределение к деятельности:

 возникновение потребности к  обучению

Организационный момент

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности:

 1. актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

 2. возникновение затруднения

Повторение пройденного материала

Постановка учебной задачи (целеполагание):

1.  постановка цели;

2.  формулировка темы урока

Оглашение учителем темы урока

«открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения):

1. выбор метода разрешения затруднения;

 2. выдвижение и проверка гипотез;

3. формулировка и фиксация нового способа действия

Изучение нового материала:

сообщение учителем нового материала

Первичное закрепление по внешней речи:

выполнение тренировочных упражнений с устным повторение установленного алгоритма

Первичное закрепление по внешней речи:

выполнение тренировочных упражнений с устным повторением установочного алгоритма

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Итог урока

Итог урока

Рефлексия деятельности:

 1.  самооценка деятельности

2.  фиксация степени соответствия поставленной цели полученным результатам

  ___________

Рассмотрев данную таблицу, мы можем сделать вывод о том, что системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории;  при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология обучения математике – это разработанная последовательность деятельностных шагов. [13]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Системно-деятельностный подход  предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Таким образом, задачи, поставленные в нашей работе решены, а цель достигнута.

Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов   освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает     основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 

Данный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Системно-деятельностный подход базируется на трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Л. Леонтьева и В.В. Давыдова и реализуется через достижение планируемых результатов, формирование универсальных учебных действий и планирование урока математики.

Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Таким образом, системно-деятельностный подход в образовании даёт возможность «взращивать семена знаний» на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии. Учитель на уроке вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, его чувства, его мысли. Именно такое сотрудничество ученика и учителя, сотрудничество, в ходе которого происходят дискуссии, совершаются хотя бы маленькие открытия, и делает процесс обучения действительно интересным, творческим, развивающим.

Как показал анализ литературы, обучение математике младших школьников будет более эффективно, если изучение материала осуществлять в соответствии с системно-деятельностным подходом, что подтверждает гипотезу исследования.

        Дальнейшие перспективы работы над этой темой мы видим в более детальном изучении её практического применения в деятельности учителя начальных классов на уроках математики, а именно в разработке сборника поурочных разработок уроков математики в рамках системно-деятельного подхода.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. [Текст] / – М.: Просвещение, 2009, 105 с. 
  2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  3. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. [Текст] / М.: Наука, 2010. - 300 с.
  4. Бордовская Н.В., Педагогика. [Текст]: Питер, 2009.-401с
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Новое издание. [Текст] / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 2008 . 671с.
  6. Гальперин П.Я., Психология как объективная наука. Избранные психологические труды / Под ред. А.М. Самолова [Текст] /  Воронеж, 2009. 342 с.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] /   М.: Академия, 2009. 288с.  
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]  /М.: ИНТОР, 2008. 544с
  9. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. [Текст] / М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. С 12-27.
  10. Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка  [Текст] / М.: Изд. АПН РСФСР, 2009, с. 431—445.
  11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. [Текст] /М., 2010. С 4-22.
  12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся . [Текст] /  М.: Педагогика, 2011. 184 с.
  13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / М: ВИТА-ПРЕСС, 2007. С 25-70.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / М.: Издательство «Питер», 2008 - 712 с.
  15. Сластенин В.А. Педагогика. [Текст] / М.: Школа-Пресс, 2009-512с
  16. Стандарт
  17.  Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников  [Текст] / Уфа, 2012. С 122-127.
  18. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Текст] / Сызрань, 2010. с 50-64.
  19. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / М.: Педагогика, 2008. - 554 с.
  20. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: учебное пособие для студентов  педагогических вузов [Текст] / М. : Академия, 2010. - 320 с.
  21.  Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Новое издание. [Текст] / М: Академия, 2012.  с.64-77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроке математики в начальной школе.

Урок математики с применением технологии дифференцированного обучения 2 класс....

Компетентностный подход на уроках математики в начальной школе

Выступление на методическом объединении....

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...

Деятельностный подход на уроках математики в начальной школе.

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления необходимо создавать внешние и внутренние условия, которые обеспечивают высокую эмоциональную включенность через сознание и пониман...

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...

Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.

Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе....