Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Сложные предложения"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Лазарева  Елена Валентиновна

Данная разработка поможет учителю подготовить урок по теме "Сложные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_slozhnye_predlozheniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительная информация.

  1. Лазарева Елена Валентиновна
  2. МБОУ  ПСОШ №2
  3. Русский язык.
  4. 4 класс
  5. Тема урока: « Сложное предложение».
  6. Место урока в теме: Изучение нового материала.  

Тема: «Сложное предложение».

Цели:

  • активизировать имеющиеся знания учащихся о видах предложений;
  • познакомить с новым видом предложений – сложное предложение;
  • подвести  к выводу, что сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое и характеризуется интонационной законченностью;
  • развивать творческие способности детей, умение работать в сотрудничестве.

 

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

             - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим открывать для себя новое,  полезное и интересное. Улыбнитесь друг другу.

Вы готовы наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Путешествие ждёт впереди,

К новым знаниям надо идти!

- Ребята, а как вы думаете, что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?

(Быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища, чтобы его не обидеть, работать быстро и дружно, помогать друг другу)

- Я рада, что у вас прекрасное настроение,  и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. Желаю вам успешных ответов, содержательных высказываний своих мыслей, удачи вам на уроке.

  1. Повторение изученного.  Минутка чистописания.

- Ребята, с чего мы обычно начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания).

- Для чего нам нужна такая минутка? (Чтобы вспомнить написание элементов и соединений букв)

- Посмотрите на слова. Какой элемент повторяется?

На доске:    линейка    учитель    книга    ученик

- Запишите эти слова.

- Что можете рассказать об этих словах?

«Мозговой штурм».

(существительные, нарицательные, в именительном падеже, единственного числа, мужского и женского рода, одушевлённые и неодушевлённые, относятся к одной теме: «Школа», среди них есть словарные слова и т.д.)

- Какое задание можно выполнить с этими словами? (Выслушиваются предложения детей. Например, разобрать по составу, сделать фонетический разбор, составить словосочетания, составить предложения и др. Важно, чтобы дети предложили составить предложение.)

- Молодцы, интересные предложили задания. Я тоже хочу предложить вам задание: Составить с этими словами предложение, но постарайтесь использовать в нём все эти слова.

( Дети работают индивидуально. Выслушиваются несколько вариантов предложений, записываются самые удачные.

Н-р, На линейке учитель подарил ученикам книги.

        Учитель раздал ученикам книги и линейки.

        Ученики показали учителю книги и линейки.)

- Докажите, что это предложения.

  1. Стадия «Вызов».

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

- Ребята, вспомните, пожалуйста, всё, что вам известно о предложении и заполните первую колонку таблицы. (дети работают индивидуально, после коллективного обсуждения на доске в аналогичной таблице делаются записи)

Знаю: предложения бывают распространённые и нераспространённые; по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные; простые;  в предложении могут быть однородные члены; главные и второстепенные члены.

- Ребята, дайте характеристику записанному нами предложению.

- А теперь предлагаю поработать в малой группе и выполнить такое задание (задание даётся по рядам, дети работают в паре):

1) Запишите с помощью  предложения своё желание привлечь одноклассников к интересному занятию.

2) Запишите  предложение, которое можно использовать при поздравлении ваших друзей с праздником.

3) О чём вы хотели бы спросить сегодня своих одноклассников? Запишите такое предложение.

(Обсуждение вариантов, дети объясняют, какие предложения они составили)

- Молодцы, ребята. Вы многое вспомнили о предложениях. А как вы думаете, всё ли мы уже знаем о предложении? (Думаем, что нет)

- Что бы вы хотели узнать? Давайте  вернёмся  к нашей таблице и заполним вторую колонку «Хочу узнать». ( После коллективного обсуждения во второй колонке появляется запись)

Хочу узнать: Какие ещё бывают предложения?

- Ребята, какую же цель поставим на сегодняшний урок?

( Познакомиться с новым видом предложений)

  1. Стадия «Осмысление».
  1. Работа с учебником.

- В этом нам поможет наш учебник. Откройте учебник и выполните упражнение 1. (Дети самостоятельно читают предложения)

- На какие две группы можно распределить данные предложения? ( Дети могут выделить два варианта группировки: распространённые и нераспространённые, предложения с однородными членами и без однородных членов)

- Объедините нераспространённые предложения в одно и запишите через запятую.

Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится, нива золотится.

- Составьте схему этого предложения. (Ученик выполняет у доски, остальные самостоятельно в тетрадях, взаимопроверка)

- В чём особенность этого предложения? ( в нём несколько грамматических основ)

- Почему в нём несколько грамматических основ? (потому что оно состоит из четырёх простых предложений)

- Как простые предложения отделяются друг от друга? (Запятыми.)

- Модно ли это предложение назвать простым? (дети сомневаются)

- Как бы вы его назвали? (Дети предлагают назвать составным, сложным)

- Правильно, ребята, вы молодцы! Такое предложение так и называется: сложное. Это и есть тема нашего урока.

- Сформулируйте вывод: Какое предложение называется сложным?

                    Дети: Предложение, которое состоит из нескольких простых предложений, называется сложным.

Физкультминутка.

  1. Наблюдение за интонационной особенностью простых и сложных предложений.

На доске (слайд презентации):

Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели.

Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

- Что можете сказать о предложениях? ( Здесь три   простых предложения и одно сложное)

- Как связаны простые предложения в составе сложного? (Они связаны по смыслу и интонацией)

3) Выполните упражнение 2. Даны 4 группы простых и сложных предложений.

- Сравните предложения в каждой группе. Есть ли различие в каждой группе?

- Сколько простых предложений в каждой группе составляют сложное?

- Сравните интонацию     простого и сложного предложений. Когда появляется интонация законченного предложения?

- Сделайте вывод об особенностях сложного предложения.

Вывод учащихся: Простые предложения в составе сложного связаны по смыслу и интонации, они отделяются друг от друга запятыми.

  1. Закрепление. Самостоятельная работа.

- Составьте и запишите сложные предложения.

На доске (слайд презентации):

Прошло жаркое лето.          Пошёл дождь.

Небо нахмурилось.                Птицы полетели в тёплые края.

Наступили осенние дни.      Наступила осень.

(Проверка и обсуждение записанных предложений)

- Докажите, что у вас получились сложные предложения.

  1. Стадия рефлексии.

- Ребята, давайте подведём итоги. Вернёмся к нашей таблице «З-Х-У» и заполним третью колонку.

- Что мы хотели узнать? (Какие ещё бывают предложения)

- Что узнали? ( Предложения бывают сложные.

Они состоят из нескольких простых. Простые предложения в составе сложного отделяются запятыми, они связаны по смыслу и интонации)

- Появились ли у вас новые вопросы? Ваши предположения? (Дети высказывают вопросы. Акцентируется внимание на вопросе «Как узнать сложное предложение?» Если этот вопрос не прозвучит, то можно его озвучить учителю и предложить детям подумать над ним дома)

- Во время подготовки домашнего задания попробуйте найти ответы на свои вопросы. А на следующем уроке мы поговорим об этом и проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

- А теперь я предлагаю каждому из вас выполнить рефлексию своей деятельности на уроке и составить синквейн на тему «Сложное предложение».

Приём «Синквейн».

Работы детей.

Предложение.                                                        

Сложное, красивое.                                            

Повествует, увлекает, заинтересовывает.

С ним так интересно работать!

Новость.

Предложение.

Большое, интересное.

Состоит, связывает, пишется.

В нём несколько простых предложений.

Мысль.

- Замечательные синквейны! Я тоже хочу подарить вам синквейн.

Ученики.

Любознательные, умные.

Думают, рассуждают, открывают.

Мои помощники и друзья.

Молодцы!

  1. Итог урока.

- Понравился вам урок? Чем?

- Что было самым интересным?

- У кого были  затруднения? В чём? Что посоветуете этим ребятам?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Над чем бы вы ещё поработали? Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

- С каким настроением заканчиваете урок?

- Оцените свою работу на уроке. (смайлики или другие условные обозначения)

- Спасибо вам за работу.

  1. Домашнее задание.
  1. Подумайте над своими новыми вопросами.
  2. Придумайте и запишите сложные предложения на тему «Осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"

Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения конспект

Образовательная система школа 2100.Урок    русского языка по теме "Простые и сложные предложения"...

Презентация Урок русского языка 4 класс Простые и сложные предложения.

Преезентация к уроку русского языка по теме "Простые и слложные Предложения"...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...