Программа "Здоровье"
рабочая программа по теме

Бондаренко   Татьяна    Николаевна

Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медицинских работников, учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями. Основывается на ежегодных  результатах  выполнения норм двигательной активности, соблюдению санитарно- гигиенических условий, на критериях прироста физических показателей, уровне физической подготовленности, повышение уровня умений и навыков в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_programma_zdorovya.doc431.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад» г/к Железноводска

357401 г. Железноводск, ул. Энгельса, 29                                                  тел/факс: (87932) 4-77-09


Согласовано на заседании


Утверждаю

Педагогического совета

директор МБОУ «Начальная

Протокол № 1

Школа – детский сад»»

От  «30» августа 2011 г

____________В.М.Бурлуцкая

Приказ №  ____

от  «___»  сентября 2011

 

Программа

 «Здоровье»

СОСТАВИТЕЛЬ: Бондаренко Т.Н.

        Зам. директора  по воспитательной работе

г. Железноводск

2011


Программа «Здоровье»

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи, направленность программы
  3. Механизм реализации программы
  4. Основные модули программы
  5. Ожидаемые результаты
  6. Литература

Приложение

Пояснительная записка

        В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах, ведь дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию.

Целесообразно использовать начальную школу для обучения детей здоровому образу жизни. В целях формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

        Учитывая выше изложенное, для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье»

        Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медицинских работников, учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями. Основывается на ежегодных  результатах  выполнения норм двигательной активности, соблюдению санитарно- гигиенических условий, на критериях прироста физических показателей, уровне физической подготовленности, повышение уровня умений и навыков в образовательном процессе.

Цель программы

Формирование здоровой школьной среды, через создание единой образовательной, воспитательной, оздоровительной системы охраны здоровья учащихся.

Основные задачи программы

  1. сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;
  2. повышения уровня физического развития и физической                 подготовленности;
  3. формирование у учащихся системы ценностей, связанной с собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков;
  4. создание условий, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению эффективности здоровья учащихся,  повышению эффективности учебного процесса.

   

Основные направления для реализации поставленной цели и задач:

Образовательная направленность программы

  1. соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02, применяемых в образовательном процессе, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  2. формирование компетентности педагогов в области здоровья и ЗОЖ с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс;
  3. программно-методическое обеспечение обучения детей ЗОЖ с учетом накопления позитивного опыта;
  4. валеологическое просвещение и образование в рамках учебного процесса;
  5. мониторинг состояние здоровья учащихся,  учебного процесса и среды обучения;
  6. внедрение в учебный процесс курсов по валеологии, валеопсихологии, валеопрактики;
  7.  внедрение в учебный процесс инновационных здоровъесберегающих технологий;
  8. создание на базе медицинского пункта диагностико-лечебной базы ЛФК, фито-центра;
  9. создание кабинета психологической разгрузки, психотренинга, физиотерапии.

Оздоровительная направленность программы

  1. соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02.
  2. формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью; (см. прил. №7)
  3. введение физкультурных пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен для увеличения двигательной активности;
  4. проведение дней здоровья, недель здоровья, праздников здоровья;
  5. профилактическое, оздоровительное, закаливающее направление включать в образовательный процесс, на всех уроках физического воспитания;
  6. развитие сети кружков, секций оздоровительной и спортивной направленности;
  7. создание электронной базы данных о состоянии здоровья учащихся;
  8. укрепление материально-технической базы.

Воспитательное направление программы

  1. Воспитание в области здоровъесбережения, гигиены, профилактики, питания;
  2. Воспитание знаний, умений и навыков в формировании  ЗОЖ, создание кабинета психологической разгрузки;
  3. Привлечение к занятиям в спортивных кружках и секциях,
  4. Воспитание морально волевых, нравственных качеств через спортивные соревнования и спортивные праздники, состязания;
  5. Воспитание физических качеств через занятия спортом, физическими упражнениями;
  6. Воспитание культуры здорового гражданина.

        Механизм и технологические этапы реализации программы

Реализация данной программы предполагает:

  1. осуществление единых требований по организации и проведению
  2. программы;
  3. осуществление мониторинга эффективности и результативности;
  4. осуществление методического, организационного, медицинского      
  5. обеспечения;
  6. мониторинг физического развития, физической подготовленности;
  7. выполнение и соблюдение гигиенических требований;
  8. укрепление физкультурно – спортивной базы;
  9. подготовка педагогов, медиков образовательных учреждений.

        

        Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  1. культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  2. культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
  3. культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
  4. культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

        Сроки и этапы реализации Программы.

Этап разработки и внедрения (2011/2012 уч.г.) - проектирование программы;

Этап реализации (2012 – 2013 гг.) – реализация функций дополнительного образования по спортвно-оздоровительной направленности;

Обобщающий этап (2013 – 2014 гг.) - обобщение и анализ полученных результатов, постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в ее реализацию.

        Методы контроля за реализацией программы.

  1. Проведение заседаний методического   совета школы.
  2. Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ. Изучение и анализ опыта работы педагогов. Совершенствование форм и методов ЗОТ. Создание методической копилки по ЗОТ.
  3. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
  4. Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
  5. Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.

Основные модули  программы.

        Программа «Здоровье» включает 5 основных модулей:

  1. Образование детей в сфере здоровья
  2. Школьное питание
  3. Медицинские услуги в школе
  4. Психологическое и социальное консультирование
  5. Активное участие семьи и общества

МОДУЛЬ 1. Образование детей в сфере здоровья.

        Главная задача первого модуля – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

        Для активизации двигательного компонента в режиме дня применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных кружков и секций, проведении Дней Здоровья и других спортивных праздников и соревнований (см. прилож. №3).

        Педагогами школы организуются и проводятся следующие здоровьесберегающие мероприятия:

  1. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  2. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  3. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  4. организация и проведение профилактической работы с родителями;
  5. организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  6. организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  7. Разработка и внедрение основ знаний по валеологии с учетом возрастных групп.
  8. Организация спортивно-массовой работы, вовлечение учащихся в спортивные секции, участие в школьных и городских спортивных мероприятиях и соревнованиях.
  9. Проведение лекций, бесед, круглого стола, мониторингов о вредных привычках, курении, наркомании, участие в  акциях «Спорт против наркотиков», «Мы – за здоровый образ жизни».
  10. Пополнение и обновление материально- технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических условий, выполнение правил по технике безопасности жизни и здоровья.
  11.  Контроль за соблюдением выполнения постановления СанПиНа 2.4.21178-02 , внедрение его в образовательный процесс.

        Особое внимание уделяется гигиеническому воспитанию детей, мотивирующему  их поведение на сохранение и укрепление как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.

        В задачи гигиенического обучения входят:

  1. Повышение культуры поведения ребенка;
  2. Культура деятельности;
  3. Отношение к одежде, рабочему месту;
  4. Культура отношений со сверстниками и старшими;
  5. Культурно-гигиенические навыки.
  6. Культура еды.

        Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно- просветительную работу:  регулярные беседы о профилактике различных заболеваний, о здоровом образе жизни.

МОДУЛЬ 2. Школьное питание.

        Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.

        В школе при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи  используется как благоприятный момент для воспитания у младших школьников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

        Основные принципы рационального питания:

 • Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма

 • Соблюдение режима питания

 • Выполнение установленных правил технологии приготовленных блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.

         В соответствии с этими принципами при организации питания должны соблюдаться следующие требования:

 -качество поставляемых продуктов

 -выполнение натуральных норм

 -технологии блюд

 -калорийность питания

 -выход и качество блюд

 -соответствие температуры подаваемых блюд

 -доведение норм питания до детей

 -своевременность приготовления и сроки реализации готового питания

 -количество пищевых отходов

 -культура организации питания.

МОДУЛЬ 3. Медицинские услуги в школе.

        Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности.

        Вся работа по физическому воспитанию в школе строиться с учетом  физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на

 • Выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром

 • Анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи

 • Анализе первичных навыков по основным видам движений

        В соответствии с индивидуальными картами заполняется сводный «Листок  здоровья» в классном журнале. Он позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всего класса и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.

        В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.

        Для повышения устойчивости организма учащихся к неблагоприятным факторам внешней среды в школе проводятся профилактические мероприятия:

  1. Профилактика  инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ по двум направлениям: иммунизация или специфическая и неспецифическая.
  2. При специфической профилактике гриппа проводится вакцинация детей отечественными и импортными вакцинами: Гриппол (РФ), Инфлювак (Франция), Флюорикс (Голландия), Ваксигрипп (Франция), Бфивак  (Германия).
  3. Для неспецифической профилактики практиковать курсовой прием препаратов: арбидол, АГРИ, Сандра, витанан и ряд других.
  4. Иммунизацию детей против других инфекционных заболеваний проводить в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому ученику.
  5. Лекции и беседы мед. работников на темы:

а) Семейное воспитание (Личность, функции, семья);

б) Психология здоровья (Эмоции, личность, коллектив);

в) Возрастное воспитание.

г) Правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание.

МОДУЛЬ 4. Психологическое и социальное консультирование.

        Социально - психологическая служба школы  осуществляет контроль за адаптацией детей к окружающей среде.

        Поступление  ребенка в школу, перевод из начальной школы в среднюю являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа «Здоровье» предусматривает целый ряд мер:

  1. анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста (см. прилож. №1);
  2. мониторинг состояние их здоровья (см. прил. №2);
  3. щадящий режим учебы, питания, физических нагрузок;
  4. индивидуальные рекомендации медиков, психологов, педагогов по   коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;
  5. контроль за пограничным состоянием;
  6. составление психолого-педагогических программ для индивидуальной работы с детьми, внедрение  компенсирующего обучения;
  7. контроль за качеством питания, пропаганда здорового образа жизни.
  8. профилактика асоциальных явлений.

        Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации. В дальнейшем психолог и  медик школы осуществляют мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объем учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей. Социальный педагог организует ряд мероприятий, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами

Ожидаемые результаты

        Применение программы «Здоровье» должно обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит:

  1. Формирование у учащихся основных компонентов здоровья: дети овладевают знаниями, умениями, навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие.
  1. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  2. Повышение  мотивации   к  двигательной  деятельности,   здоровому  образу жизни.
  3. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
  4. Повышение функциональных возможностей организма учащихся. Развитие физического потенциала школьников,
  5. Рост   уровня   физического   развития    и   физической    подготовленности школьников.
  6. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
  7. Участие в районных, областных спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

        Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.

        При оптимизации решений социальных (экология, образование, право на труд, отдых, соцзащиту и др.) и медико-социальных ( рациональный режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства - сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.

        Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания учителем триединой проблемы: образ жизни – образование - здоровье.

        Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого-педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в лицее и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.

Литература

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н «Оздоровительные технологии» - М., 2001г.
  2. Кучма В.Р. «Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике «Здоровье населения – среда обитания». - М.,-2003 г.
  3. «Дети России образованы и здоровы» - М., 2003 г. Сборник материалов.
  4. Баранова Л.А. Методические исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге, - М., 2000 г.
  5. Сборник официальных документов и материалов. Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму,  № 2/2002 г.
  6. Казакова Т. М. методическое пособие, «Технологии здоровъесбережения». М., 2007 г.
  7. Постановление Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2002 №44, зарегистрированное в Минюсте РФ 5 декабря 2002 г. №3997 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».
  8. Постановление о введение в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002года, с 1 сентября 2003 г.

Планирование

Содержание мероприятий

Кол часов, месяц

ответственные

Ι.

Организационная работа

Сентябрь-8ч

Администрация

1.1

Проведение собрания педагогического коллектива по внедрению программы « здоровье»

Сентябрь-2ч

Администрация, учителя физического воспитания

1.2

Утвердить единые требования по организации и проведению  программы « здоровье» В соответствии с требованием

СанПиН  2.4.2. 1178-02.с 1.09.2003г и Законом « Об образовании» ст. 51, типовое положение об общеобразовательных учреждениях РФ и постановлением Правительства России от 9.09 1996г, № 1058 и от 15.01.1997 , №38 , в которых говорится, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Сентябрь-2ч

Классные руководители, учителя физического воспитания .мед. работники. психологи

1.3

Составить расписание работы по плану и распределить обязанности

Сентябрь-2ч

Классные руководители, учителя физического воспитания, мед. работники. психологи

1.4

Осуществить методическое, организационное, медицинское. Психологическое обеспечение

Сентябрь-2ч

Классные руководители, учителя физического воспитания, мед. работники. психологи

ΙΙ.





2

Профилактическая и физкультурно- оздоровительная работа 

Применение здоровъесберегающих технологий, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02.

Применительно ко всем предметам:

-требования к месту занятий,

-соблюдение воздушно-теплового режима,

-соблюдения естественного и искусственного освещения,

-соблюдение требований и водоснабжению и канализации,

-соблюдения режима учреждения,

80ч






ежедневно

Классные руководители, учителя

Администрация,

учителя физического воспитания

мед. работники. психологи

2.1

Проведение утренней гимнастики,

Физминуток,

Физпауз,

Подвижных перемен

Ежедневно-7.50; 10.45

На уроках

12.35

учителя физического воспитания

2.2

Проведение часа здоровья в группе продленного дня в начальной школе

Ежедневно

12.35-13.35

Классные руководители,

2.3

Освоение дорожки здоровья

учителя физического воспитания

2.4

Методика рационального дыхания

2.5

Методика дыхания по  А. Стрельниковой

учителя физического воспитания

2.6

Обучение гигиеническим навыкам

Медицинские работники

2.7

Виды массажа

Медицинские работники

2.8

Режим и правильное питание

Медицинские работники

2.9

Закаливающие мероприятия

ежедневно

учителя физического воспитания

2.10

Профилактические упражнения , направленные на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую систему, профилактику плоскостопия, органов зрения, частых простудных заболеваний

ежедневно

учителя физического воспитания

2.11

Внедрение оздоровительных технологий на уроках физической культуры:

Аэробика,

Атлетическая гимнастика,

Красивая осанка





учителя физического воспитания

2.12

2.13

Уроки плавания в бассейне

Проведение специальной мед. группы

12ч

2 раза в неделю

учителя физического воспитания, медицинские работники

2.14

Мониторинг физической подготовленности

10ч

учителя физического воспитания

ΙΙΙ

Профилактические медико- психологические мероприятия

30ч

Мед. работники психологи

3.1

Иммунизация и вакцинация

По мере необходимости

медицинские работники

3.2

Обучение навыкам гигиены тела

медицинские работники

3.3

Использования фито-чая

По мере необходимости

медицинские работники

3.4

Лекции и ЗоЖ, вредных привычках

медицинские работники

3.5

Мониторинг физического развития

10ч

медицинские работники

3.6

Психологическая адаптация к школе

По мере необходимости

психологи

3.7

Исследования по вредным привычкам

психологи

3.8

Психологическая помощь, тренинги

По мере необходимости

психологи

3.9

Самообладание, само регуляция

психологи

IV

Внеурочная спортивная работа

100ч

учителя физического воспитания

Лицейские мероприятия:

учителя физического воспитания

4.1

Осенний день здоровья

4.2

Весенний день здоровья

учителя физического воспитания

4.3

Олимпийский день бега

---

4.4

День прыгуна

---

4.5

Красота, здоровье, грация

---

4.6

Акробатические соревнования

---

4.7

Мисс спорт

---

4.8

Мистер сила

учителя физического воспитания

4.9

Веселые старты

---

4.10

Спортивные эстафеты

---

4.11

Пионербол

5-7-9ч

---

4.12

Волейбол

8-11кл-10ч

---

4.13

Футбол

---

4.14

Баскетбол

учителя физического воспитания

4.15

Стрит бол

---

4.16

Мини- футбол

---

4.17

Настольный теннис

---

4.18

лапта

---

4.19

Русская зима- праздник

---

4.20

Масленица

---

4.21

Армреслинг

---

4.22

Соревнования по плаванию

---

4.23

День защиты детей

---

4.24

Участие в городских, областных соревнованиях,

президентские состязания,

турслеты,

Военное многоборье

20ч

учителя физического воспитания

V

Работа секций и кружков

---

5.1

Организация секций и кружков

Ежедневно по 2ч

---

5.2

Организация по месту жительства в летнее время:

Соревнования по дворовому футболу, спортивные игры.

Июль- август-16ч

учителя физического воспитания

VI

Агитация и пропаганда

14ч

---

6.1

Привлечение родителей в организации спортивных мероприятий

учителя физического воспитания

6.2

Консультации для родителей по вопросам ЗОЖ

---

6.3

Семейные соревнования, фестивали

---

6.4

Семейные фотоольбомы

---

6.5

Проекты- моя спортивная семья

---

6.6

Оформление стендов, альбомов, спортивных уголков

учителя физического воспитания

Всего часов-234ч


Приложение №1.        

КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя                Год рождения        

Школа №                                г.        

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Укажите умения и навыки вашего  ребенка (умеет, не умеет):

1. Лазать   различными   способами   по   гимнастической   стенке

2. Прыгать через короткую или длинную скамейку        

3. Кататься на коньках        

4. Кататься на лыжах        

Самокате        

Двухколесном велосипеде

5. Самостоятельно играть в подвижные игры        

6. Самостоятельно плавать        

7. Пробегать кросс с дистанцией (до 300 м)        

8. Занятия спортом (каким?)         

Подпись родителей.

Примечание:

  1. родители заполняют карточку при поступлении в школу перед
    собеседованием.
  2. Медицинские работники заполняют карточку в сентябре-октябре
    месяце каждого года.
  3. При   переходе  ученика  в  другую   школу   карточка  выдается
    родителям с другими документами.
  4. Карточка хранится в личном деле ученика.
  5. Показатели     физической     подготовленности     записываются:
    красным цветом - высокий уровень, зеленым - средний, синим -
    низкий.

Класс

Челночный бег 3x10

Бег 30

Прыжок   в длину, см

Наклон вперед, полусидя

Подтягивание

Плавание

Замкну тый бег

с      м

с     м

с    м

с     м

с     м

С     м

с     м

Приложение №2                                                                                                            Показатели физического подготовленности

Учебный год

Класс

Рост,

см

Масса кг

ИСС

уд/м

Артер. давл.

Мед. Труп.

Подпись мед. работ.

Показатели физического развития

 Приложение №2.

Субъективные показатели состояния   организма.

Показатели

Состояние

хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Самочувствие

хорошее

вялость, упадок сил

Слабость, раздражительность, головокружение

Сон

Спокойный, крепкий, освежающий

Прерывистый, засыпание с трудом

Бессонница или повышенная сонливость

Аппетит

Нормальный или слегка повышенный

пониженный

отсутствует

Настроение

Жизнерадостно е, бодрое, уверенность в своих силах

Безразличное, равнодушное

упадническое

Желание заниматься

большое

умеренное

отсутствует

Работоспосо бность

Высокая, хорошая

ухудшенная

Резко сниженная

Боль             в мышцах

отсутствует

Есть, но быстро проходит после душа, массажа

Длительно непроходящая

Приложение №2.  

Внешние признаки утомления.

признаки

                Степень утомления

легкая

значительная

Очень сильная

Окраска кожи лица и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности  губ

Потливость

Небольшая, чаще на лице

Большая головы и туловища

Очень     сильная, выступление соли

Дыхание

Учащенное, ровное

Значительно учащенное, периодически через рот

Резко учащенное, поверхностное, появление одышки

Движения

Не нарушены

неуверенные

Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей

Внимание

Безошибочное

Неточность выполнения команд

Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду

        


Приложение №3.  

Дневник самоконтроля.

Показатели

Дни занятий 1          2           3         4   и т.д.

Масса тела, кг

Рост, см

Окружность             грудной клетки, см

Самочувствие, баллы

Работоспособность, баллы

Сон, баллы

Аппетит, баллы

Частота дыхания в покое, за 1 минуту

Пульс до занятий, уд./мин.

Пульс       после       занятий, уд./мин.

        Тест на силу Дневник самоконтроля. - подтягивание из виса хватом сверху (мальчики), из виса лежа (девочки). Учитывается число повторений.

Тест на прыгучесть - прыжок с места в длину или в высоту (на стене предварительно сделать разметку: длина тела с вытянутой вверх рукой).

Результат прыжка в длину определяется из трех попыток лучший, а в высоту — разница между метками на стене.

Тест на выносливость - бег в течение 6 минут. Результат определяется по количеству метров, которые вы пробежали за это время.

Тест на гибкость - наклоны вперед с прямыми ногами. Если вы касаетесь пола ладонями, то гибкость у вас хорошая; если только кончиками пальцев - удовлетворительная; если же вы не достаете до пола - плохая.


Приложение №5

В целях укрепления здоровья

Используется методика дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. по методике дыхания А.Стрельникова тренируется, только вдох - шумный, резкий, короткий - как бы шмыгая носом, выдох пассивный через рот. При шумном, коротком вдохе носом идет насыщение коры головного мозга кислородом -ликвидируются спазмы сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхательные упражнения Стрельниковой вылечивают: сколиоз ринит, хронический насморк, гайморит, бронхит, астму, пневмонию, улучшает работу сердца, нормализует артериальное давление, способствует правильному формированию органов и систем, помогает подрасти, излечивает заикание.

  1. Упражнение - дыхательное "Ладошки". Встать прямо, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладошки снаружи развернуты. Резкий вдох, ладошки сжать, выдох - разжать. 4 раза - 27 серий.
  2. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
  3. «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
  4. «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет ит.д.
  5. Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
  6. Профилактический комплекс  упражнений      для предупреждения плоскостопия. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
  7. «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
  8. «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет и т.д.
  9. Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
  10. Профилактический      комплекс      упражнений      для предупреждения плоскостопия.
  11. Гимнастика для укрепления мышц глаза.

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза (5 раз, интервал в 30 секунд).
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, верх, вправо, влево в обратную сторону.
  4. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд (6-8 раз).
  5. Быстро моргать в течении 1-2 минут (способствует улучшению кровообращения).
  6. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку (10 раз) (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
  7. Выполняется   сидя.   Закрыть  веки   и   нужно   массировать   их круговыми    движениями    пальца    в    течении     1     минуты. (Способствует расслаблению мышц глаза).
  8. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды, снять пальцы с век. (3-4 раза;улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей).

VIII. Точечный самомассаж.

Точечный массаж данных точек повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

ТОЧКА 1: связана со слизистой оболочкой трахей, бронхов, а так же костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается камень, улучшается кровообращение.

ТОЧКА 2: регулирует иммунные функции организма. При массаже повышается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

ТОЧКА 3: контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

ТОЧКА 4: шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. При этом нормализуется работа вестибулярного аппарата.

ТОЧКА 5: расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонков, и связана с регуляторами сосудистых реакций.

ТОЧКА 6: массирование улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.

ТОЧКА 7: при массаже улучшается кровообращение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

ТОЧКА 8: массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярного аппарата ответственный за поддержание равновесия.

ТОЧКА 9: руки человека связаны со своими органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма.

Приложение №6.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ.

Закаливание.

Закаливание повышает сопротивляемость организма не только к простудным, но и к различным другим заболеваниям. Это длительный процесс, требующий от человека желания, упорства и терпения. При закаливании используется комплекс разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболевани1. 1.Закаливание воздухом - проводим в любое время года. Зимой - при открытой форточке. Одежда - футболка, шорты. Свежий, чистый, прохладный воздух бодрит, способствует лучшему насыщению крови, кислородом, повышает тонус нервной системы.

2.        Закаливание ног - воздушным потоком.

а)        начинать с сухого растирания в течение 3 недель мягким
полотенцем до появления легкого покраснения продолжительность
процедуры (5-10 мин.).

Значение сухого растирания:

  1. Хорошо подготавливает организм к воздушным ножным ваннам.
  2. Тренируется нервная система.
  3. Улучшается работа сердца, легких и других органов.
  4. Повышается обмен веществ.

б)        Хождение босиком по дорожкам.

Начальный период 1-2 недели - продолжительность с 30 секунд, каждую неделю прибавили по 20 секунд.

3.        Закаливание водой.

а)        Влажные   растирания   полотенцем,   смоченной   водой,
температура которой +36°. Через 3 дня снижать температуру от 1 С
до 18 С. длительность процедуры 5 минут в течение 3 месяцев.
После растирания ноги насухо растереть сухим полотенцем до
легкого покраснения.

Значение влажного растирания стоп.

  1. Хорошо тренирует нервную систему.
  2. Повышает стойкость организма к смене температуры.
  3. Улучшает работоспособность.

б)        Хождение босиком по влажному коврику.

Смочить коврик водой, температура которой +36°С, через 3 дня снижать до 1°С. продолжительность 1 минута в течение 3 недель. Снижать температуру воды до +18°С.

Значение: повышает способность нервной      системы приспосабливаться к условиям внешней среды.

  1. Закаливание солнцем - необходимо и полезно. В утренние часы находиться или принимать солнечные лучи необходимо в течении10м.

Таблица комплексного закаливания ног.

Режим закаливания

Период

недели

продолжительность

расстояние

ТС

Сухие растирания

1-3

1-2м

5 м от форточки

+18

Хождение босиком по жесткой дорожке

1-3

От 1 до     5м

От 5м    до1м

+22

Хождение босиком по дорожке с шипами

1-3

От 1 до     5м

От 5м         до 1м

+22

Влажные растирания ног

1-5

От 30 с до1м

От 5м    до1м

+20

Хождение по влажной дорожке

1-5

От 30с до 1м

От 5м    до1м

+36

Самомассаж ног

1-3

1-2 м

+20

Комплексная таблица закаливания горла.

Дыхание рациональное

1-3

Дыхание по Стрельниковой

1-3

0т1м до3м; до5м

Полоскание соленой водой

1-3

30с-1м

+30-+20

Фито- терапия

30с -1м

+30-+20

Приложение № 7.

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ» (по классам).

1        класс.

Как человек движется? Основные части тела. Мышцы, кости, суставы. Как укреплять их? Физические упражнения, положительные и тщательные черты характера. Уроки «Мойдодыра»; «Веселая физкультура» - влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Значение прогулки на свежем воздухе, правильное дыхание. Основы методики дыхательных упражнений по А.Стрельниковой.

2        класс.

Значение и правила выполнения закладки. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Знания о закаливающих процедурах, о режиме дня, о двигательном режиме. Рациональное дыхание при беге. Карточка здоровья, самоконтроль по ее выполнению.

3        класс.

Внешняя среда и здоровье человека. Факторы, укрепляющие здоровье, факторы расслабляющие здоровье, роль физических упражнений в улучшении внешности человека. Доброта и сердечное отношение к друзьям - залог успеха и здоровья.

4        класс.

Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Основные правила и способы закаливания. Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Гигиенические правила как их соблюдение способствует укреплению здоровья.

5        класс.

Влияние занятий физическими упражнениями на системы дыхания, кровообращения, пищеварения. Значение профилактических упражнений на опорно-двигательный аппарат. Знания о сердечно-сосудистой системе. Основные компоненты физической культуры личности: развитие волевых и нравственных качеств. Основные приемы самоконтроля.

6        класс.

Здоровый образ жизни - одна из основных ценностей ориентации. Врачебный контроль во время занятий. Дыхание по системе йоги - типы дыхания. Знание об органах чувств.

7        класс.

Дневник самоконтроля по состоянию своего здоровья. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей. Значение пищеварения. Психологические явления - эмоции «Я и коллектив».

8        класс.

Физическая подготовленность и способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Значение чередования труда и отдыха. Вред алкоголя, наркотических веществ на организм. Особенности физического, психологического развития и полового созревания. Личная гигиена девушек, юношей.

9        класс.

Физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего развития. «Психология здоровья» - противостояние стрессам. Биоритмы человека. Гигиенические факторы и условия среды для укрепления здоровья. Коррекция недостатков физического развития.

10        класс.

Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья, разносторонней физической подготовленности. Вредные привычки - воспитание волевых усилий. Использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни. Самооценка личности. Особенности полового развития - выполнение функций отцовства, материнства.

11        класс.

Физическая культура - важнейшая составляющая часть здорового образа жизни, физической культуры в семье. Курс «Брак и семья» - его значение. Самоконтроль и саморегуляция физических и психических состояний. Наука «Здоровье» - наука выживания человека в критических условиях.