«Краснокнижные растения Тамбовской области»
учебно-методический материал (1 класс)

Николай Трунов

Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga.docx82.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

D:\эмблема ЦКиТ.png

Методическая разработка занятия

на тему:

«»

Разработал:

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Центра краеведения и туризма»

Трунов Николай Николаевич

г. Мичуринск Тамбовская область 2024г


Цель:

Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

Задачи:

  • Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных, их уже никогда не увидят люди, они ушли безвозвратно.
  • Познакомить детей с Красной книгой, её структурой.
  • Дать детям понятие, что значит охраняемые животные.
  • Раскрыть причины сокращения численности особей животных.

Возраст обучающихся:

9-12 лет

Материально техническое оснащение:

Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные)», заготовка обложки книги, заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги, рассказ «Морская корова и Красная книга», картинки животных с красных и зеленых страниц книги, ножницы.

План занятия

№п/п

Этапы занятия

Содержание этапа,

деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся (воспитанников)

Экологический компонент

1.

Организационный /мотивационный

-Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг.

Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены? (книги о животных) Совершенно верно - это все книги о животных. А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных. (ответы детей).

Это правда, я очень люблю животных и очень обеспокоена их будущим. Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (ответы детей)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Разговор этот я затеяла не случайно. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии?!

Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога.

Акцентируется внимание детей на том, что из-за деятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание.

2.

Основной

Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной книгой, которой нет на нашей выставке. Это – Красная книга животных.

Слайд №1

Посмотрите на экран вот эта книга. Она и впрямь красного цвета

Слайд№2.

- Как вы думаете - почему авторы выбрали именно красный цвет?

- Вспомните, что он означает? ( правильно это цвет предупреждающий или кричащий об опасности) Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь.

Слайд№3

В этой книги собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных? (совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда)

Первым автором Красной книги мира был английский орнитолог и художник Питер Скотт. А в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году.

Эту книгу называют «ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА»

В книге содержится краткая информация о каждом животном, о том, насколько бедственно его положение в природе, о местах обитания и о причинах исчезновения. Но, самое главное, в ней говорится о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы уберечь животное от вымирания.

Слайд №4

Эта книга необычна еще и тем, что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книги красного, желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.

Слайд №5

- Самые мрачные страницы этой книги черные. На этих страницах информация о животных, которые навсегда исчезли с лица земли, т.е. человек их никогда не сможет встретить в природе.

Слайд №6

- На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Слайд №7

- Желтые страницы книги содержат информацию о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается.

Слайд№8

- Белые страницы книги. Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало.

Слайд №9

- Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах.

Слайд№10

- Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает.

Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились.

Красная книга подает сигнал о том, что ….

И в завершении нашего с вами разговора о Красной книге я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги, которое уже давно исчезло с лица земли. На страницах какого цвета, оно помещено, вспоминайте? (правильно на черных)

Воспитатель зачитывает рассказ «Морские коровы и Красная книга» приложение №1

Беседа по содержанию прочитанного текста:

  • Что произошло с моряками в океане?
  • Что спасло их от голода?
  • Как моряки назвали странных животных, которых они встретили у берегов Тихого океана и почему?
  • Почему через некоторое время эти животные совсем исчезли с лица земли?

Слайд№11

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу. Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц, а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами. Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги, а другая - красную. Кто в какой группе будет работать, мы определим при помощи вот этих волшебных карточек. Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки, проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки . Там вы видите картинки с животными. Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Пожалуйста, приступайте к работе.

Теперь вам нужно поместить своё животное на страничку в нашей книге. Странички необычные, с окошечками. Ищите, какому окошечку соответствует ваш трафарет и помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только читать нашу книгу, но и использовать её в качестве игры.

Вспомните, как называется ваше животное и почему оно помещено именно на этой странице Книги.

Дети внимательно слушают рассказ о морской корове, беседуют по итогам прочитанного, делают выводы, строят предположения.

Устанавливают причинно-следственные связи между чувствами, которые вызывает у них природа и поступками, которые хочется благодаря этому совершать (Я люблю природу – поэтому хочу её беречь и охранять)

Ребята закрепляют названия некоторых животных из Красной книги, их внешнем виде и расположении на красной и зелёной страницах .

Получают знания, из каких ещё страниц состоит Красная книга и для чего она создана.

Приобретают и закрепляют знания о том, в каком положении находятся многие представители животного мира , благодаря неразумным действиям людей, что им угрожает и какие меры необходимо принять, чтобы уберечь животных от полного истребления

3.

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот такие две странички получились в нашей Красной книге.

- Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу?

- Почему?

- Что значит охранять животных?

А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру «Закончи фразу»: Я прочитаю начало предложения, а вы закончите его.

- Я люблю животных, поэтому я ….

- Мне нравится, когда все красиво в природе, поэтому я …

Нашу книгу мы будем пополнять. Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга? (ответы детей) А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. Где можно найти такие сведения? (ответы детей) Жду новостей от вас. Всем спасибо за работу.

Дети рефлексируют свои чувства и знания, полученные на занятии, отвечая на вопросы воспитателя. Дети побуждены расширять свои знания о животных из Красной книги, самостоятельно добывая о них информацию.

Дети нацелены самостоятельно приобретать знания о животных из Красной книги. Побуждаются делиться найденной информацией со своими друзьями, призывать беречь и охранять природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные Тамбовской области"

презентация "Животные Тамбовской области"...

: «Памятники природы Вольского района, краснокнижные растения»

На данном  уроке я хотела  познакомить детей с понятием «Памятники природы», «Красна книга России», «Красная книга Саратовской области , дала краткую информацию о расте...

Презентация. «Животные Красной книги Тамбовской области. Выхухоль.»

В Тамбовской области заведена своя малая Красная книга, в нее внесен русский выхухоль, обитающий в реках области. Среди них есть выхухоль....

Конкурс «Письмо губернатору. Год российской истории на Тамбовщине» Номинация «Моя семья в истории Тамбовской области» Руководитель Паршина Т. П.

Рассказ о том,  как  судьба   одной  семьи  тесно переплелась с историей Тамбовщины. Известная мудрость гласит, что нет будущего у народа, который не стремится к познанию...

Животные Тамбовской области в опасности

конспект урока окружающего мира во 2 классе...

«Классный час, посвящённый 80-летию Тамбовской области»

laquo;Классный час, посвящённый 80-летию Тамбовской области»...

Дидактический материал по теме: "Растительный и животный мир Тамбовской области"

Данный материал содержит тесты, вопросы, таблицы для заполнения, схемы, установление соответствий, кроссворд по темам  "Растительный и животный мир Тамбовской области"...