Навыки осознанного чтения
статья по чтению

Основной показатель качества освоения – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, осознанности прочитанного.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_osoznannogo_chteniya.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

. По моему личному наблюдению и наблюдению моих коллег, большинство трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный текст, обучающиеся не всегда могут с первого раза понять их содержание, так как не владеют навыками осознанного чтения.

Актуальность выбора данной темы определена следующим:

на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.

5 основных причин медленного чтения:

- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения)

- регрессии ( возвратное движение глаз при чтении)

- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.

- слабое внимание

- отсутствие плана при чтении.

Отрицательными факторами, влияющими на объем и качество чтения младших школьников, являются следующие.

Во-первых, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Привыкая к аудиовизуальным средствам хранения и передачи информации, детям трудно воспринимать печатный текст.

Во-вторых, поступая в первый класс, младшие школьники отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем.

В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми.

Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности чтения у младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего образования особо отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках. Таким образом, проблема формирования навыков осознанности чтения у младших школьников является весьма актуальной.

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Со студенческих лет, когда курсовые писались шариковой ручкой, и нужно было перечитывать горы книг, изучать море информации, я увлеклась различными методиками эффективного скорочтения.

Значение чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе быстрого и осознанного чтения является фундаментом УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Главное при обучении учащихся быстрому чтению - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.

Обучить детей технике чтения нелегко, но ещё труднее научить понимать и анализировать прочитанное. Помочь преодолеть эти трудности призваны используемые на занятиях подобранные и адаптированные мною задания.

Моими основными помощниками стали книги: Шамиль Ахмадуллин «Скорочтение» и Гюзель Абдулова «Скорочтение для детей».

Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами.

Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным.

Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Параллельно с формированием навыка беглого чтения, ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, выразительного чтения, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Выполняя предложенные задания, ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также освоить смысловое, выразительное чтение, развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

Предполагаемый результат:

- увеличение скорости чтения;

-освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

- активизация высших психических функций;

- расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения;

-осознанное чтение текстов;

-развитие читательских способностей (поиск, выделение нужной информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение информации).

Основной показатель качества освоения – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, осознанности прочитанного.

Цели реализации программы:

-создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения;

-формирование навыков быстрого и устойчивого и осознанного восприятия большого объёма информации;

- создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению.

Задачи:

- освоение приёмов и техник скорочтения;

- развитие памяти и внимания;

- учить работать с текстом литературного произведения;

- улучшение понимания прочитанной информации;

- развитие речи;

-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;

-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся;

-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;

-формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности;

- расширить читательский кругозор;

- способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.

Основными принципами работы программы являются:

- учет современных требований;

- учет возрастных особенностей;

- доступность;

- последовательность;

- системность;

- эффективность;

- системно-деятельностный подход;

- управляемость образовательным процессом;

Принципы обучения:

- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

- принцип связи обучения с жизнью;

- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Приемы и методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение

- наглядные: демонстрация

- практические: упражнения, выполнение графических записей

- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;

-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;

-умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;

-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности;

-умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, выражать свои эмоции;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

- управлять своим вниманием;

-использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности;

- справляться с информационным «завалом»;

- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на занятиях;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: обучающийся научится:

-выделять в тексте самое важное и необходимое;

-логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

- извлекать и анализировать информацию из различных источников;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Освоение учащимися программы «Читалочка» должно обеспечить следующие предметные результаты:обучающийся научится:

-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;

-свободно читать тексты больших объёмов;

-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;

- владеть техникой скорочтения;

-читать с применением эффективных стратегий запоминания;

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

- размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»

учителя начальных классов

Волкова О.Н.

Плотникова Е.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков осознанного чтения в начальной школе VIII вида.

Помещены разнообразные виды заданий, используемые на уроках чтения в начальной школе с целью развития навыков осознанного чтения....

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

Обобщение опыта по теме: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Презентация: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную ко...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...