Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кубаева Юлия Ивановна

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 Г классе

Учитель: Кубаева Ю.И.

Дата: 10.04.2024

Тема урока: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»

Задачи:

1.Создать условия для знакомства с понятием научно-фантастической литературы;

2. научить понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»;

3.  научить характеризовать героев произведения, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним.

Планируемые результаты

Предметные:

-развивать способность учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;

-развивать умение определять тему;

-выявить особенности  фантастического произведения;

-развивать  навык выразительного чтения;

Метапредметные:

-прогнозировать содержание раздела;

- осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

Личностные:

-осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений-  развивать воображение детей;

-формировать умения адекватно  оценивать свою работу и работу своих

товарищей.

Ресурсы урока:

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1. Организация начала урока.

- Проверим готовность к уроку.

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

Определяют  готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку мини-сочинения «Моя малая Родина».

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Организация познавательной деятельности

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника».

– Вы, конечно, узнали песню? Откуда она?

– А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»?

– Кто автор фантастического романа об Электронике? (Евгений Велтистов.)

-Как называется раздел учебника? (Страна фантазия)

– Кто может попасть в «Страну Фантазию»?

– Как вы понимаете слово «фантазия»? (мечта, воображение, сказка, выдумка)

На доску вывешивается слово «Фантазия». Ассоциации детей в виде кратких тезисов прикрепляются вокруг главного слова в виде кластера.

- Давайте обобщим, что же такое «фантазия»?

На доску под кластером вывешивается значение слова «фантазия» из словаря.

- Совпали ли ваши предположения со значением слова из словаря?

- Какие однокоренные слова вы бы подобрали к данному слову? А как бы вы их толковали?

– Кто такой фантазер?

– Что такое фантастика?

- Мы с вами уже прочитали отрывок «Чемодан с четырьмя ручками» из повести «Приключения Электроника» Евгения Серафимовича Велтистова, который открывает наш новый раздел «Страна Фантазия».

- Какой жанр у этого произведения? (научная фантастика)

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?  (Продолжим разбирать фантастическое произведение Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника») 

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

Мы продолжим знакомиться….

Мы вспомним …

Мы узнаем …

Мы будем учиться …

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

– Все вы прочитали фантастическую повесть об Электронике.

-Назовите главных героев произведения.

- О чем это произведение?

– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

– Почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?

– Как вы считаете, Громов был жестоким человеком?

– Почему Электроник сбежал от профессора?

– Каким вы представляете себе Электроника? Чем он похож на обычного мальчика?

Чтение фрагментов

- Кого встретил Электроник?

- Что мальчики обнаружили?

- По фрагменту дайте характеристику Электронику. Какой он?

- О чем мечтает Электроник?

– Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: «Что значит, быть настоящим человеком?». (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда.

Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература,
а значит, что ее предметом всегда был и остается человек

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Рефлексия деятельности

1)Беседа по содержанию.

- Вот и закончился наш урок. Подведем итоги. 

- Вам понравился отрывок из фантастической повести Евгения Серафимовича Велтистова?

-А появилось ли желание прочитать дальше всю повесть и больше узнать о приключениях Электроника?

-Понравился ли вам робот?

-Чем?

-Был ли он похож на обычного робота?

2) домашнее задание. 

С. 144-149-читать, написать рассказ «Наш друг Электроник»

3) рефлексия

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...