разработка урока по литературному чтению В. Драгунский "Он живой и светится" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок проводился с использованием игровых технологий, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения. В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров, учить познавать мир во время чтения и слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Тема: Драгунский В.Ю. «Он живой и светится»

Цели:

Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

-  Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в парах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;

- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.

 Планируемые результаты:

  • Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.
  • Предметные:  Научится прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев.

Подготовительная работа: сообщения учащихся о биографии В.Ю. Драгунского и о светлячках.

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
  • Карточки-задания для словарной работы
  • Презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.) 

  1. - Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.

Богдан  подготовил дома сообщение об этом писателе.

Сообщение учащегося.

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо и громко!),и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Дениской Драгунским – сыном писателя. Правда, Денис Драгунский он вырос и теперь сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой. 

Богдан  задаёт вопросы

 Кем работал писатель? Какая из его книг самая известная? Кого он изобразил в  своих рассказах?)

- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый... (светлячок).

 

- А вот какую информацию о них подготовила Диана Тюрнева

 Сообщение о светлячках (cлайды).

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.  Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк –жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено много трубочек. Когда светляк закрывает их, то клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух и фонарик загорелся. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Жуки с крыльями – это самцы; их лампочки загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

Диана задаёт вопросы.

Чем отличаются самки от самцов?

Где находится орган свечения?)

  1. - О светлячке пойдет речь в рассказе, с которым мы сегодня познакомимся. Этот рассказ называется «Он живой и светится»

IV.    Работа над новым произведением.

Начнём с прослушивания рассказа. Но вначале выясним значения некоторых слов, которые вы, возможно не знаете.

 бублик

пристально

брынза,

 моментально

Гватемала, Барбадос (страны в Америке, в данном случае имеются ввиду марки,

добрость – доброта и щедрость

Прослушивание текста (чтение диктором)

  1. – Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ - небольшое произведение, в котором описан эпизод из жизни героя).

Какую игрушку выменял Мишка? (самосвал)

На что Денис поменял самосвал? (на светлячка)

- С чем бы вы могли сравнить светлячка? (с фонариком, с лампочкой).

- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует друзей. Какие они?

Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, для этого проведем речевую разминку

Работа со скороговорками

  1. Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

Чтение текста учащимися по цепочке.

  1. – Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

-  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал) 

-  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Запись.

  1. - О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

  1. – О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

  1. – Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

  1. – Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.

Физминутка для глаз.

  1. – Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

  1. - Ребята, что такое диалог? (разговор двух или более лиц). Диалоги делают этот рассказ более интересным?  

- Найдите их в рассказе. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Чтение характеристик по карточкам на доске.

Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

- Подготовьте чтение любого понравившегося диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

Учащиеся в парах готовят выразительное чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора.

- Кто из ребят точнее передал характер героя? Поясните свой ответ.

V.   Рефлексия. Подведение итогов.

  1. - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся.

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

VI.   Оценка работы класса.

- Я довольна вашей работой на уроке. Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

- Можно ли эту историю назвать сказкой?

(Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

А светлячок - существо настоящее или придуманное автором?

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

VII.   Домашнее задание.

- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ, а также одно из заданий по выбору: придумать другой заголовок рассказа, нарисовать иллюстрацию к тексту.

На слайде:

С.105 -108 – пересказ по плану.

По выбору: придумать другой заголовок рассказа, нарисовать иллюстрацию к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

Методическая разработка урока по литературному чтению А. Введенский "Ученый Петя" 2 класс

В данном материале помещаю личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; ход урока, включающий в себя все этапы работы над стихотворным произведением....

Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"

Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен  для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для...

Разработка урока по литературному чтению. Л.Н.Толстой "Филипок" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классеУМК ГармонияТема урока: Л.Н. Толстой «Филиппок»Цель: создание условий для формирования осознанного выразительного, правильного чтения.Задачи:1.Образов...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Детство", 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить представления учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомить с произведением "Детство"...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Н.А.Некрасов Стихотворения" 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить знания учащихся о Н.А.Некрасове, его жизни и творчестве, учить выразительно читать и анализировать стихотворения "Школьник", "В зимние сумерки..."...