Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Беденкова Ангелина Давидовна

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению с использованием информационно-коммуникативной технологии, УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс

Класс: 3.

Предмет: литературное чтение.

Автор УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Устное народное творчество. Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». Начало работы над проектом «Составление словаря необычных слов».

Цель урока: создать условия для формирования целостного представления о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик».

Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся научится: определять жанр литературного произведения на основе  сравнения с ранее изученными жанрами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках литературного чтения, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, взаимно контролировать действия друг друга.

Основное содержание темы, термины и понятия: жанр, приметы сказки и загадки.

Тип урока: урок изучающего чтения.

Вид урока: комбинированный

Методы, приемы: проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: литература,  окружающий мир.

Ресурсное обеспечение: компьютер;  мультимедийный проектор; презентация Power Point;  аудио-файл «Старик-годовик»;  учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой, карточки  для работы в группах, в паре, карточки на доску,   карточки самоконтроля.

                           ХОД УРОКА

  1. Мобилизующий этап 

1.Создание эмоционального настроя.

      Слайд                           

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, какие слова  могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

                                         Ответы учащихся.

- Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными  и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

2. Актуализация знаний.

- С какого задания вы бы хотели начать сегодняшний урок: с лёгкого или трудного?

- Что ж, тогда я вам задам несколько трудных вопросов. Первые буквы слов – ответов будете записывать в пустые клеточки  на карточке. Выполнив задание  (разгадав шифровку), узнаете название произведения, с которым познакомимся на сегодняшнем уроке. 

Шифровка

  -

                          Литературный диктант (смешанного типа).

1 вопрос: Резкое  противопоставление явлений, событий, характеров, образов.  (Контраст)

2.Какое желание было связано у Жени из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» с оранжевым лепестком?  (Игрушки)

3.Как звали героя стихотворения С.Михалкова «Про Мимозу»? (Витя)

4.Как называется приём в литературе, когда автор оживляет (очеловечивает) образы природы и природные явления? (Олицетворение)

5.Разговор двух лиц.  (Диалог)

6.Это не сам предмет, а его след в нашей душе. (Образ)

7. Непомерное преувеличение изображаемого явления. (Гипербола)

8. -

9. Как называется точка наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения? (Кульминация)

10. Какое имя у поэтесс  Токмаковой, Пивоваровой? (Ирина)

11.К какому жанру относится произведение Л. Толстого «Прыжок»?(Рассказ)

12. Создатель какого-либо произведения литературы. (Автор)

13. Устное народное … (Творчество)

14.  Как называются слова, близкие по смыслу, но различные по написанию? (Синонимы)

   Проверка (слайд): - Проверьте, какая запись должна у вас получиться. Кому-то удалось разгадать шифровку? В чём её секрет?  (нужно прочитать слова наоборот.)

  Шифровка

к

и

в

о

д

о

  г

 --

к

и

р

а

т

с

                                 

                         Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

II.   Целеполагание.

-Давайте обозначим цели работы над новым произведением.

                                 

III. Сведения об авторе. Мини-тест «Знаете ли вы…»

- Это произведение написал В. И. Даль. Вам знаком этот писатель?  Выберите его портрет из данных.      (На доске портреты М. Лермонтова,  В. Даля, Л. Толстого, Драгунского.)

Чтение записи со слайда

- А теперь давайте проверим, что вы о нём знаете?

 (Слайд)  В какой войне в 1828-29 годах участвовал Даль:

- русско-турецкой;

- русско-японской;

- русско-немецко-французской.

(Слайд)  Какой рукой мог оперировать больных:

- левой;

- правой;

- левой и правой.

(Слайд)  Какой словарь создал Даль:

- орфографический;

- толковый;    

- словообразовательный.

                          Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

IV. Работа по новой теме.

1)  Постановка проблемы.

- А теперь послушайте произведение и попробуйте определить его жанр.

                                Слушание  произведения в аудиозаписи.  

- Понравилось произведение?

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится?

                            Ученики высказывают предположения.

- Для того, чтобы выяснить, кто прав, нужно проанализировать текст. В процессе чтения нам нужно ответить на вопросы. (Вопросы на доске.)

Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика?

Какие 4 крыла у каждой птицы?  

Какие 7 перьев в каждом крыле?

Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная?

  1. Чтение  текста по абзацам учениками (на листе формата А-4).

-   Прочитаем первый абзац и попробуем разгадать его секрет.                            – О чём говорится в первом абзаце?
– Что за птицы вылетели в первый раз?  Почему их было 3?                                                                -
Каждая птица – это один из зимних месяцев.  Назовите зимние месяцы по порядку.     (слайд )  Клод Моне «Зима. Январь. Сорока» 

                                         

- Прочитаем второй абзац и разгадаем его секрет.

–  О чем он? (О весенних месяцах.)

– Зачитайте в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)   (слайд) Исаак Левитан «Весенняя пора. Осенний снег»

                                           

– Перечислите названия весенних месяцев.

       третий абзац.

– О чем говорится в третьем абзаце? (О летних месяцах)
– Докажите словами текста, что говорится о летних месяцах
. («Стало жарко, душно, знойно.  Крестьяне стали рожь жать»)
– Что означают слова «душно», «жарко», «знойно»? Давайте посмотрим объяснение значений этих слов Толковом словаре Даля.

                 Словарная работа в паре с Толковым словарём Даля.

1ряд.  Знойно 

2ряд.  Душно 

3ряд.  Жарко

- Что можете сказать об этих словах?  (Синонимы.) Зачем автор использует все 3 слова? (Для усиления впечатления.)

–  Назовите по порядку летние месяцы. 

(слайд) Иван Шишкин «Рожь»

- Что означает выражение «Крестьяне стали рожь жать»? 

- Кто из вас знает, каким орудием труда пользовались раньше, убирая зерновые культуры?   (иллюстрация серпа)

 - А какая современная с.-х. машина предназначена для уборки зерна? (иллюстрация-комбайн)

(слайд)

                     

– Читаем четвертый абзац и думаем о его секрете.
– О чём этот абзац? Назовите признаки осени. 
(«Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»)Объясните значение слова залегли.                                                                               (слайд) Исаак Левитан «Осень. Туман»  

 – Перечислите по порядку осенние месяцы.
Вывод: - Что за  птицы вылетали из рукава старика – годовика? (12 месяцев) 

            - Почему птицы вылетали 4 раза? И на слайде записаны варианты ответов. Проверьте их!

                                           

(Лишнее слово – март, т. к. это месяц, а осень, зима, весна, лето – это времена года)

                           

Чтение последнего абзаца.

-Вы заметили, что в последнем абзаце есть подчёркнутые выражения. О том, что они означают, попробуйте догадаться, объединившись в группы.

                   Обсуждение в группах.  Ориентация на календарь.

1 группа. - Что такое «по 4 крыла у каждой птицы»?  (4 недели)   

2 группа. -  «по 7 перьев в каждом крыле»?  (7 дней недели)

3 группа.  - Одна половина пера белая, а другая – чёрная.  (день-ночь = сутки)

 4 группа.  - Каждое перо со своим именем. (…..) Вы знаете названия дней недели? Проверьте слайд!

                          

                           Проверка  (слайд с ошибкой, а затем - верный).

3) Ответы на вопросы, зафиксированные на доске.      

Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика? (месяцы времён года)

Какие это 4 крыла у каждой птицы?  (недели)

Какие 7 перьев в каждом крыле? (дни недели)

Что это значит, что в каждом крыле одна половина белая, а другая - черная? (день-ночь)

                        Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

  1.                                           Физкультминутка

               Дети изображают действия Старика-годовика.

Рукавом махнем мы раз –
И зима летит тотчас!
Рукавом махнем мы два –
На дворе, глядишь, весна!
Третий раз скорей махнем –
Лето, как тебя мы ждем!
Мы махнем в четвертый раз –
Осень радует уж нас!

V. Продолжение работы по теме.

– Вернёмся  к вопросу о жанре. Вы полагали, ….

Вы уже знакомы с некоторыми приметами волшебных сказок. Что же в этом произведении сказочного (Сам герой – старик-годовик.) 

- Почему старик - волшебник в сказке назван годовиком? (В его рукаве 4 времени года,  составляющие целый год.)

- А что же в нём загадочного?

    Слайды                   

                          - Это - сказка.                            – Это - загадка.

 Вывод:  - Может ли быть такое, что произведение  одновременно является и сказкой и загадкой?  Где мы можем получить подтверждение данному факту?  (В учебнике.) - Найдите в содержании страницу учебника, на которой расположен текст.

– Да, может. Теперь вы об этом знаете.

          Слайд                              

                     Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

- А сейчас я задам вам очень важный вопрос: почему Даль  решил объединить 2 этих жанра в одном произведении?

     (Через загадку он учит нас быть наблюдательными и внимательными в жизни. Сказочным изложением вызывает интерес, развивает воображение. О простом и всем известном  (что природа изменчива, что все времена года связаны между собой,  год- круглый)  он смог так необычно и интересно рассказать, совместив 2 жанра в 1 произведении.

  1. Применение знаний. Работа с таблицей.

- Запишите в таблице автора и название произведения, и обозначьте соответствия в таблице знаком «+».

Проверка:  1 ученик выходит к доске, называет то, что выделил, остальные показывают согласие-несогласие.

                       Работа на КАРТОЧКЕ САМОКОНТРОЛЯ.

VII. Домашнее задание:

- перечитать родителям сказку-загадку;

по желанию:

- рисунок  старика-годовика; 

- придумать к ней продолжение.

VII. Итог: - Что стало новым?

 (Познакомились с новым произведением, его жанровой особенностью.)

Рефлексия:

- По карточкам самоконтроля оцените свою деятельность на уроке, выберите по цвету птицу, соответствующую вашей деятельности (в каком цвете больше «+», того цвета птицу  и  выбрать).

       Дети выходят с птицей и магнитиком к доске.

Но вот и всё, урок к концу подходит

Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз!

(Слайд)

                                    

                                                КАРТОЧКА САМОКОНТРОЛЯ

Формируемые УУД

Предметные УУД:

учащиеся вспоминают произведения, их авторов.

Формирование литературной грамотности и читательской зоркости.

Выполнение умственных действий (анализ, сравнение,  обобщение,  рассуждение, установление причинно-следственных связей)

Личностные УУД:

понимать границы того, «что я знаю» и  того, «что я не знаю»,  стремиться к преодолению этого разрыва. Мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»

РегулятивныеУУД

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

уметь формули-ровать цель на уро-ке с помощью учи-теля; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

.

Коммуникативные УУД:

 умение общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти.

Личностные УУД:

умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Понимать границы того, «что я знаю» и  того, «что я не знаю»,  стремиться к преодолению этого разрыва.

Предметные УУД: читать текст  вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания; отвечать на вопросы

Коммуникативные УУД: умение общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти,

Познавательные УУД:

определять синонимы  в тексте;

осознавать роль названия произведения;

выполнять первоначальный анализ художественного текста;

осуществлять поиск нужной информации в учебнике, других источниках.

Познавательные УУД:

обобщать и классифицировать учебный

материал; формулировать несложные выводы.

Предметные УУД:

использование  памяток-опор,

выполнение умственных действий.

         

Регулятивные УУД:  

планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:  уметь общаться, сотрудничать в процессе уч. деят-сти, излагать и аргументировать своё мнение, готовность слушать собеседника и вести с ним диалог, признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Регулятивные УУД: проверить предположение и  результат; уметь

 самостоятельно работать с учебником.

Предметные УУД:

использование  памяток-опор,

выполнение умственных действий (анализ, сравнение и сопоставление, обобщение,  рассуждение, установление причинно-следственных связей).

Регулятивные УУД:

научить  перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: умение общаться, излагать и аргументировать своё мнение, готовность слушать собеседника и вести с ним диалог

Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...