Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сухопарова Дарья Владимировна

«Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literturnogo_chtenie_3_klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (литературное чтение)

Программа, автор (ы)

«Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г

Класс

3

Раздел (содержательная линия)

Великие русские писатели.

Тема урока

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжета.

Цели урока

Познакомить детей с произведением А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», сравнить данную сказку с русской-народной.  

Основное содержание урока

Знакомство со сказкой, актуализация знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина, анализ текста.

Термины и понятия

«Сказка», «писатель»

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

Научатся: 

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

- работать с текстом сказки в поэтической форме;

- определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения;

- находить средства художественной выразительности;

- отличать сказку от других произведений.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Русский язык

Изобразительное искусство

Доска, презентация, учебник

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа:

Педагогические задачи:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста.

- С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

Я рада. Спасибо.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний

Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

-На слайде представлена скороговорка

Скороговорка: В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

-Прочитайте скороговорку про себя.

-Какие слова вам непонятны?

-Что такое просо?

-Прочитайте медленно и тихо, громче и быстрее, громко и быстро, и еще раз тихо и медленно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая разминка

 

 

 

 

Просо - это пшено

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи

Формирование темы урока, определение цели

-На слайде представлен отрывок из произведения.  Прочитайте его таинственно, с восклицанием, с удивлением.

…Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

-Как вы думаете, из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?

-Исходя из этих строк, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

-Правильно, сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина.

-Что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

-Откуда А. Пушкин брал сюжеты для своих сказок?

-А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

 

-С произведением Александра Пушкина.

 

 Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться, писать стихи.

После окончания Лицея переехал в Петербург. Через пару лет был отправлен в ссылку, после которой уехал на Кавказ. Через год женился на Н. Гончаровой. Спустя 7 лет Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался.

 

-Сюжеты он брал из сказок, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметные:

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

- работать с текстом сказки в поэтической форме;

- определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения;

- находить средства художественной выразительности;

- отличать сказку от других произведений.

IV.Работа по теме урока

Открытие новых знаний

-Сегодня мы начнем знакомство со «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- В основном Пушкин использовал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную им в двух или трёх разных вариантах. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок — например, волшебный образ Царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

-Так же существует версия, что А. Пушкин увлекался древнерусскими фольклором. И многие литературоведы считают, что «Сказка о царе Салтане» не просто детская сказка, а глубина сюжета позволяет предположить, что в «Сказке о царе Салтане» нашло отражение какое-то древнее предание, услышанное Пушкиным.

-Давайте прочитаем сказку. Откройте учебник на странице 12.

-Я начну читать, вы продолжите.

 1й эпизод 

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

-Как вы понимаете слово светлица?

-О чем мечтали сестры?

2й эпизод

С первой ночи понесла.

-Как вы понимаете слово сени?

 

-Какое из желаний девиц больше всего понравилось царю? Почему?

3й эпизод

"Ждать царева возвращенья

Для законного решенья".

-Объясните значение слов аршин и гонец.

-Какой сын родился ц царицы?

-Почему сестры решили обмануть царя?

4й эпизод

Так велел-де царь Салтан.

-Как вы понимаете значение слова обобрать?

-Какой наказ дал царь в письме?

 

-А какой наказ прочитали бояре? Почему?

Внимательно слушают учителя.

Читают по цепочке.

-Светлая парадная комната.

-Каждая из сестер мечтала стать царицей.

 - Входная часть (прихожая) традиционного русского дома

-Желание третьей сестры: родить царю сына-богатыря. Потому что царь хотел наследника.

-Аршин – старорусская единица измерения длинны, равная 71м 12см.

Гонец – человек, посланный со срочным поручением.

-Он родился богатырем. Крупным и здоровым.

-Они завидовали своей сестре, и хотели, чтоб царь от нее и сына избавился.

Отобрать

- Ждать царева возвращенья для законного решенья

-Они прочитали, что царь приказал сына и царицу поместить в бочку и пустить по морю. Потому что сестрицы и Бабариха подложили гонцу свое письмо, а не царя.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

 -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

- работать с текстом сказки в поэтической форме;

- определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения;

- находить средства художественной выразительности;

- отличать сказку от других произведений.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

V.Физкультминутка

Отдых детей

-Мы очень плотно с вами поработали. Встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Закрепление изученного материала

Закрепить умения обучающихся

5й эпизод

Вышиб дно и вышел вон.

-Как вы понимаете значение слова вдовица? Гульлива?

 

-Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить?

-К кому за помощью обратился юноша?

-Как вы думаете, почему волна ему помогла?

6й эпизод

Не горюй и спать ложись

-Объясните значение слова снурок. Дичина

 

-Посмотрите в словаре значение слова зыбь.

-Как вы понимаете слово клев?

-Кого спас юноша? А кого он убил?

 

-Почему девица сказала, что сослужит ему потом?

7й эпизод

И нарекся: князь Гвидон.

-Как вы понимаете фразу «отрясая грезы ночи»?

-Как Лебедь отблагодарила юношу?

-Кем стал юноша?

 

8й эпизод

На корабль - и в щель забился.

-С кем произошла первая встреча князя Гвидона?

-Почему эта встреча доставила ему печаль?

 

 

-Кто пообещал помочь Гвидону?

-Зачем Лебедь обратила князя в комара?

9й эпизод

Через море полетел.

-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики?

 

-Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой?

 

-Почему комар рассердился?

10й эпизод

На корабль - и в щель залез.

-Почему корабельщики второй раз опечалили Гвидона?

 

-В кого на этот раз Гвидона обратила Лебедь?

11й эпизод

 

-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики?

 

 

-Как повели себя ткачиха с поварихой и сватьей Бабарихой?

 

-Почему муха рассердилась?

-Хоть мы   не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему?

 

-Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры.

 

-Какой это вид сказки?

 

- Женщина, у которой умер муж. Склонный к разгулу, постоянно гуляющий.

-Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках.

-Он обратился за помощью к волне.

-Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи.

Шнурок. Дичь, дикие птицы или звери, на которых осуществляется охота.

-зыбь – волны на поверхности воды.

-Клюв.

-Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна.

- Потому что за добро надо отвечать добром.

пробуждаться от сна.

-Она возвела на острове большой город.

-Юноша стал князем этого города и получил имя Гвидон.

 

 -с корабельщиками, торговцами.

-потому что они плыли на его родину, в царство царя Салтана, а Гвидон скучал по отцу.

-Ему пообещала помочь Лебедь.

-Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца.

-Что на пустынном острове появился чудный город.

-Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке.

-Потому что сестры отговаривали Салтана ехать на остров.

-Потому что они снова держали путь к царю Салтану

-Она превратила его в муху.

 

 -Что на острове у князя Гвидона есть белка, которая поет песни и грызет орехи с золотой скорлупой и изумрудом вместо ядра.

-Они рассказали о другом чуде: о 33 богатырях и Черноморе.

-Потому что сестры снова отговорили Салтана плыть на остров.

-Да, можем. Потому что в сказке рассказывается о том, чего не может быть на самом деле в жизни.

-В сказке есть волшебство, превращения, повторение.

-Волшебная, авторская.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

- работать с текстом сказки в поэтической форме;

- определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения;

- находить средства художественной выразительности;

- отличать сказку от других произведений.

VII.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

- Подведем итоги.

– С каким произведением А.С. Пушкина мы начали знакомство на уроке?

 

-Что послужило основой сюжета сказки?
 (оценка работы учащихся)

Урок подходит к концу.

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Мне было сложно…

Д/З: дочитать сказку до конца. Проследить за признаками волшебной сказки.

 -На этом наш урок окончен, до свидания!

-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Сказка няни Арины Родионовной, старорусские мифы, или народная сказка.

Оценивают себя и свою работу.

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Список использованной литературы:

  1. Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение 3 класс», 1 часть.
  2. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе на тему : А.С.Пушкин" Сказка о царе Салтане..."

Развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина;           показать яркость языка произведений и многоплановость творчества...

Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   п...