Рабочая программа "Функциональная грамотность"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Бурмистрова Светлана Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" предназначена для обучающихся 4 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funk._gram_4_a.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся обществе приводит к снижению читательской, информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность или иными словами читательская грамотность.

            Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. Современному школьнику необходимо не только быстро читать и понимать содержание прочитанного, но и уметь нужную информацию в тексте, выделять его основную идею, формировать выводы на основании прочитанного, определять точку зрения автора, то есть так овладеть чтением, чтобы оно стало средством дальнейшего обучения.

            Программа «Читательская грамотность», имеет практическую значимость. В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.

          Цель: 

- общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.

Задачи:

Обучающие:

– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг.

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного.

Развивающие:

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.

Воспитательные:

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

 – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа рассчитана на 34 занятия, 1 час в неделю.

                                                     

Планируемые результаты освоения курса.

Первый уровень результатов предполагает приобретение школьниками знаний:

- об экологии, о животных и растениях;

- о принятых в обществе нормах поведения и общения с животными;

- об основах отношения к животным и растениям;  

- о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

- о правилах проведения исследования.

Второй уровень результатов предполагает:

- дети улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- будут стремиться охранять природу, не загрязнять леса, парки, природные объекты;

- стараться улучшать экологию родного края;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формируемые УУД

Личностные результаты:

- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

- формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно – следственные связи;

 - строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - задавать вопросы.

                              Система отслеживания и оценивания результатов

Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают:

- обзор – беседа;

- пятиминутки чтения;

- выполнение заданий межпредметного характера;

- выполнение творческих заданий по тексту;

- комплексная работа над текстом;

- чтение с заданием;

- анализ текста;

- чтение по памятке;

- чтение с применением стратегий критического мышления и т.д.

                                                              Содержание курса.

Введение. (2 часа).

Вводное занятие. Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание, предложение.

Раздел I. Работа с текстом. (20 часов).  

Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной), «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? "Маленький принц" Антуан Де Сент-Экзюпери, «Жаркий час» М. Пришвин. Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин, «Cказка о жабе и розе» В. Гаршин  

Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов.  «Неслышимка» по В. Бианки. Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин, «Арбат» (Азбука московская для детей и родителей). Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов, «Бедный принц» , А. Куприн «Стёклышко» ,Н. Абрамцева.

Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит», игра «День рождение», игра «Магазин», игра «Билет в цирк».

Раздел II. Работа с эталонными заданиями. (13 часов)

Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.

Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать.

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать.

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Работа с эталонным заданием. «Киберспорт». Читаем текст, выполняем задания. Проверяем себя. Учимся оценивать. Итоговое занятие. Квест «Читательская грамотность».

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Дата

проведения

Введение (2 часа).

1.

Вводное занятие. Знакомство с учебником. Экскурсия в библиотеку.

Беседа. Игровая программа.

 1.09

2.

Наша речь и наш язык. Слово, словосочетание, предложение.

Беседа, конкурс.

8.09

Раздел I (20 часов).

3.

Определение основной темы и главной мысли в произведении. «Зонтик» (по Т. Нуждиной)

Работа с книгой. Рассуждение.

15.09

4

Определение авторской позиции в художественном тексте. «Емеля - охотник» Д. Мамин – Сибиряк.

Работа с книгой. Рассказ.

22.09

5

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. «Серьёзная птица» Н. Сладков

Работа с книгой. Рассуждение.

29.09

  6.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? «Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Работа с книгой. Рассуждение.

6.10

7.

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? «Жаркий час» М. Пришвин

Работа с книгой. Рассказ.

13.10

8

Типы текстов: текст описание. «Осень» И. Бунин.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

20.10

9.

Типы текстов: текст описание. «Сказка о жабе и розе» В. Гаршин  

Работа с книгой. Рассуждение.

27.10

10

Типы текстов: текст повествование. «Первый шаг» И. Полуянов.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

10.11

11

Типы текстов: текст повествование. «Неслышимка» по В. Бианки.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

17.11

12.

Типы текстов: текст рассуждение. «Моя родина» М. Пришвин.

Работа с книгой. Рассуждение.

24.11

13

Типы текстов: текст рассуждение. «Арбат» (Азбука московская для детей и родителей)

Работа с книгой. Рассказ.

1.12

14

Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов.

Работа с книгой. Рассуждение.

8.12

15

Работа со сплошным текстом. «Каштанка» А. П. Чехов.

Работа с книгой. Рассуждение.

15.12

16

Работа со сплошным текстом. «На рыбалке» Г. Скребицкий.

Работа с книгой. Рассуждение.

22.12

17

Работа со сплошным текстом. «Бедный принц» А. Куприн.

Работа с книгой. Рассуждение.

29.12

18.

Работа со сплошным текстом. «Стёклышко» Н. Абрамцева.

Работа с книгой. Рассказ.

12.01

 19

Работа с несплошным текстом. Игра «Праздник к нам приходит».

Беседа, дискуссия, игра.

19.01

 20

Работа с несплошным текстом. Игра «День рождение».

Беседа, дискуссия, игра.

26.01

 21.

Работа с несплошным текстом. Игра «Магазин».

Беседа, дискуссия, игра.

2.02

22

Работа с несплошным текстом. Игра «Билет в цирк».

Беседа, дискуссия, игра.

9.02

Раздел II (13 часов)

23

Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.

16.02

24

Работа с эталонным заданием. «Сизиф». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

1.03

25

Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.

15.03

26.

Работа с эталонным заданием. «Кругобайкальская железная дорога». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

22.03

27

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.

5.04

28.

Работа с эталонным заданием. «Дневники против ночников». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

12.04

29.

Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Читаем текст, выполняем задания.

Работа с книгой. Рассуждение.

19.04

30

Работа с эталонным заданием. «Антарктида». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

26.04

31

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Читаем текст, выполняем задания.

Анализ текста

17.05

32

Работа с эталонным заданием. «Тунгусский «Метеорит». Проверяем себя. Учимся оценивать.

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

24.05

33

Квест «Читательская грамотность».

Применение знаний на практике путем решения заданий

31.05

34

Итоговое занятие.

Подведение итогов курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа кружка "Компьютерная грамотность" для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность".

Рабочая программа по модулю «Математическая грамотность» курса " Функциональная грамотность"....