Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)

Султанова Гульнара Мансуровна

Тема: Басни И. А. Крылова

Цели: учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; выражать свои чувства посредством выразительного чтения; развивать художественный вкус, интеллект, логическое мышление, умение делать выводы; пробудить у детей добрые чувства и воспитывать высокие моральные качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Басни И. А. Крылова

Цели: учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; выражать свои чувства посредством выразительного чтения; развивать художественный вкус, интеллект, логическое мышление, умение делать выводы; пробудить у детей добрые чувства и воспитывать высокие моральные качества.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; осмыслять специфику рассказа и басни

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и рассказ);

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет

Личностные: осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Оборудование: портрет баснописца; иллюстрации к произведениям; кроссворд по произведениям; карточки со словами «басня», «порок», «мораль», «аллегория».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все ли правильно сидят,

На учителя глядят.

II. Вступительное слово учителя.

- Наш урок посвящён творчеству И. А. Крылова. Сегодня мы ещё раз встретимся с прекрасным миром его басен.

И. А. Крылова называют великим русским поэтом-баснописцем. Почему великим? Почему русским? (Он любил всё русское - русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.)

- Какие факты из его биографии вы знаете? (Он жил давно, более 200 лет назад. Был бедным человеком. В детстве Ване не пришлось даже учиться в школе. Но мальчик очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям...)

И. Крылова называли великим насмешником. Как вы думаете, над какими людьми он смеялся? (Глупыми, ленивыми, хвастливыми, хитрыми, злыми, жадными.)

Более 200 басен было создано И. А. Крыловым. Он их разделил не на главы или разделы, а на книги. Сколько таких книг у него получилось? (9.)

За этот месяц мы с вами изучили 27 басен этого писателя. И сегодня у нас - состязание Знатоков басен, я проверю ваши знания по изученной теме.

III. Конкурсная программа.

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

Разминка.

а) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем.

- В какой басне звучат эти слова? («Волк и Ягненок».)

б) Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость каждый час

Так, что голову вскружило?

(«Стрекоза и Муравей».)

в) Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)

г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)

д) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона.)

е) Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)

ж) Куда попал ночью волк, «думая залезть в овчарню»? (На псарню.)

з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и Виноград».)

- Молодцы, ребята!  Дальше идут у нас задания

Задание1.

Поэтический конкурс. Каждый желающий ученик читает понравившуюся басню Крылова.

Задание  2.

Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание готовится заранее.

Задание  3.

 Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Вопросы:

1. Героиня басни «Квартет».

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.

3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?

5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?

6. Любимое блюдо Демьяна.

7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись»?

8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей.

5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

Ключевое слово: Стрекоза.

Задание 4

. Работа в группе

1.Кто лето красное пропела? (Cтрекоза)

2.Герой какой басни хотел попасть в большие забияки? («Моська»)

3 Какую ягоду не смогла достать лиса в саду? (Виноград)

4.Кривляки в баснях Крылова (Обезьяны)

5.Что не могли сдвинуть с места Лебедь, Щука и Рак? (Воз)

6.Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины,т.е 6)

7.От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

8.Кто был соседкой Моськи? (Шавка)

9.У кого к зиме «был готов и стол, и дом»? (У Муравья)

10.Назовите предмет, с помощью которого можно было увидеть « что там за рожа»? (Зеркало).

0.Рефлексия

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

работал в полную силу

работал хорошо

мог бы работать ещё лучше

Жизнь и творчество И.А.Крылова известны всем образованным читателям.

У любого человека басни вызывают интерес. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.

-И закончим наш урок стихотворением Михаила Исаковского, посвящённым И.А. Крылову

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова!

Спасибо за урок!

Домашнее задание по выбору

адание на дом:  по выбору 

1.  Прочитать незнакомую басню 

2.  Найти особенность басни 

3.  Биографию баснописца 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....