Технологии обучения чтению
методическая разработка по чтению (1 класс)

Тетюркина Наталья Михайловна

Данный материал полезен для обучающихся с

умственной отсталостью, так как содержит в себе элементы нравственного и

эстетического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие послогового чтения с помощью использования современных технологий

Тетюркина Н.М.

В первую очередь необходимо отметить важность уроков чтения и

развития речи в обучении школьников с умственной отсталостью. Это

обосновано тем, что уроки чтения и развития речи несут собой важный

навык, а в литературных произведениях, используемых в процессе обучения,

содержится материал, оказывающий благоприятное влияние на обучающихся

с умственной отсталостью. Данный материал полезен для обучающихся с

умственной отсталостью, так как содержит в себе элементы нравственного и

эстетического развития. При этом необходимо помнить о том, как влияет

художественное слово, раскрывающее обучающимся с умственной

отсталостью богатство и красоту русского языка. Также следует отметить,

что важным воспитательным аспектом, определяющим ценность уроков

чтения и развития речи, а также эстетическую окраску дает художественное

слово педагога. Если рассказ педагога сочетает в себе эмоциональность и

выразительность, то у обучающихся с умственной отсталостью он вызывает

переживание и сочувствие. Выразительность чтения побуждает у

обучающихся с умственной отсталостью больший интерес к литературе и

самостоятельному чтению. Данный вид чтения можно считать самым

результативным средством, поэтому следует применять его на протяжении

всего процесса обучения.
В букварный период обучение чтению можно условно поделить на 3

этапа. Данное деление вызвано в виду отсутствия нулевого класса

(пропедевтико-диагностического) и обосновано тем, что в течение первой

четверти учитель готовит детей к обучению грамоте, т.е. происходит

добукварный период. Затем три четверти идет изучение букваря. В

соответствии с этим на первом этапе происходит знакомство со звуками и

буквами: Аа, Уу, Мм, Oo, Xx, Сс, Нн, Ы, Лл, Вв, Ии; на втором: Шш, Пп, Тт,

Кк, Зз, Рр, Й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь, и на третьем этапе: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф,

Цц, Ээ, Щщ, ъ. Следовательно, работа с «Букварем» начинается в конце

первой – начале второй четверти.

При наличии в образовательном учреждении подготовительного

класса, обучающиеся осваивают добуквварный период и первый этап

«Букваря» в это время. Но условия программы предполагают, что учитель в

праве подлить букварный период на первую четверть второго класса при

наличии сложного контингента обучающихся с умственной отсталостью.

Возможность учителем учитывать индивидуальные особенности

обучающихся с умственной отсталостью отражается в свободе

распределения изучаемого материала по четвертям и учебным годам. В

соответствии с этим, учитель может проходить материал в определенном

темпе изучения звуков и букв, слоговых структур и слов, доступный для

всего класса в общем. Поэтому во время составления тематического

планирования учителем включается либо весь речевой материал каждой

страницы «Букваря», либо происходит разделение страницы на несколько

уроков.

        Часто работа со слоговыми рядами на уроках обучения грамоте

проходит однообразно, учитель ее только для автоматизации навыков

чтения, в то время как творческая работа с данным речевым материалом

может заложить психологически устойчивый фундамент для полноценного

чтения детей, поэтому предлагается использование фонетической ритмики.

Для обучающихся является важным отработка речевого дыхания, что

легко можно выполнить на слогом материале (первые три слога произносятся

на одном вдохе, а последний – на одном выдохе: та та та та, то то то то, ту ту

ту ту). Следующая задача, которую можем решить, работая со слогами – это

работа над изменением силы голоса (обратите внимание, что слоги

отличаются по высоте: чем выше написан слог, тем громче его надо читать:

па па па ПА па па па). Еще одна задача - отработка ударения, реализуемая

при работе со слогами (в работе можно использовать бубен, удар бубна

сильнее на там слоге, где стоит ударение, дети также выделяют ударный

слог: ра ра ра’ ла ла’ ла му’ му му).

Использование заданий с наглядностями, способствуют развитию

наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших

школьников. Например, «Лента букв» - она выступает в качестве

своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и

оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в

осознании принципа их классификации, и кроме этого, открывает перед

учителем дополнительные возможности разнообразить ее работу на уроках

первоначального чтения.

Обучающимся предлагаются следующие задания: чтение изученных

гласных букв в прямом или обратном порядке; чтение изученных согласных

букв сверху вниз, снизу вверх, при этом ребенок должен говорить какой звук

она может обозначать; угадывание букв по половинкам букв.

Подвижная азбука и разрезные слоги. На индивидуальном наборном

полотне ребенок читает только то, что перед этим сам составил. Работа с

использованием общеклассных наборных полотен: класс читает также и

слова, заранее набранные учителем. Тексты на полотне составляет как

учитель, так и ученик, а также он может быть составлен до урока и во время

урока. Подвижная азбука удобна, прежде всего, для показа букв.

Анализирующее слово произносится детьми с опорой на схему,

устанавливается его слого-звуковой состав, выделяется и характеризуется

звук, являющийся объектом изучения на данном уроке, проводится

упражнение в слышании этого звука в других словах, в других позициях.

Для чтения, т.е. воссоздания слого-звукового состава звучащего слова

и понимания его, прежде всего необходимо запомнить и быстро узнать

букву. Использование с этой целью именно подвижной азбуки объясняется

тем, что изолирующая позиция буквы - самая легкая для узнавания буквы.

Узнаваемость буквы, как утверждают психологи, значительно уменьшится

при перемещении буквы в глубину слова.

Учебно-наглядное пособие «Домик певцов». Впервые данная методика и результаты ее использования

были опубликованы автором в статье «Об использовании зрительных

символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим

недоразвитием речи».

Пособие представляет собой десятиэтажный домик. По два окошка на

этаже. Между окнами располагаются символы гласных звуков. На окнах

наклеены прозрачные кармашки для размещения букв или символов

согласных звуков. Задания, которые можно использовать при работе с

пособием: «Произнеси гласный звук» - ребенок выполняет определенную

артикуляционную позу, подсказанную символом гласного звука; «Подбери

наряд для звука» - ребенок помещает на символ гласного звука

соответствующую букву; «Прочти слог»– ребенок читает прямые и обратные

слоги (по символам и буквам); «Прочти двухзвуковые слова: ах, ох. их, эх,

ох, он, мы, ты, вы и т. п. (по символам и буквам); «Прочти трехзвуковые

слова» (мак, час, бык, щит, гол, кот, лещ и т. п.); «Составь слог» - взрослый

41

произносит определенный слог, четко выделяя каждый звук. Ребенок

выкладывает слог, используя буквы или символы. «Составь слово» -

взрослый произносит двух – или трехзвуковое слово, четко выделяя каждый

звук. Ребенок выкладывает слово, используя буквы или символы. «Цветные

кружки» - ребенок выполняет анализ слогов, двух-, трехзвуковых слов.

Работа с данным материалом обеспечивает возможность слить воедино

творческое овладение обучающимися навыками послогового чтения и

достижение психологического комфорта и детьми, и учителем.

Важно расширить также и объем работы по овладению обучающимися

основным механизмом чтения. Для этого стоит использовать

Д.Б.Элькониным пособие «окошечки» и предусмотреть увеличение времени

на отработку слогового чтения, увеличение количества слогового материала,

предлагаемого для чтения.

Пособие представляет собой картонку с прорезанными в ней четырьмя

окошками, в которые вставляются полоски плотной бумаги с вертикально

написанными гласными и согласными буквами; гласные изображены

красным цветом, согласные черным. На одной полоске изображены все

известные детям гласные буквы, а полоска с согласными буквами

заполняется по мере знакомства с ними детей. Полоски вставляются в

окошки в таком порядке: согласные — гласные — согласные — гласные.

После показа согласной буквы дети ставят в первое окошечко изучаемую

согласную, а во второе — полоску со всеми гласными и, двигая ее

постепенно, образуют всевозможные слоги (ма, мя, му, мю, мо, мё, мы, ми).

По мере увеличения известных согласных становится разнообразнее работа с

окошечками и шире круг читаемых слов. Дети переходят к чтению слов по

букварю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

"Практика внедрения инновационной технологии обучения чтению"

Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов ...

Проект"Технология обучения чтению младших школьников".

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время. ...

Урок устного слова по здоровьесберегающей технологии обучения чтению

Урок устного слова.Тема: Берегите братьев наших меньших.Цели:   познакомить детей с проблемами защиты животных;   развивать умение  детей выразительно читать и выступать...

Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100

Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100».   Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБ...

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. Множество методистов ...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...