Конспект урока литературного чтения 2 класс "Чебурашка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока. Веселые рассказы Э.Успегского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_cheburashka_.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения "Весёлые рассказы Э. Успенского для детей. "Чебурашка" 2 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Упражнение на расслабление

- Глубокий вдох, выдох. Опустили головку вниз. Рисуем подбородком улыбочку вправо-влево.

 Речевая разминка"Скороговорка" СЛАЙД 1

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

- Читаем, чётко проговаривая, с ускорением.

Повторите первые 2 строчки. Как можно сказать одним словом?

(Животные)

— Это первая подсказка к теме урока.

 III. Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания.

IV. Изучение нового материала

1. Определение темы урока. Игра "Шифровальщики» СЛАЙД 3, 4

- Последняя подсказка темы урока зашифрована. Отгадайте по коду, запишите ответ.

 

1

2

3

4

1

а

о

е

у

2

н

Ч

и

р

3

д

щ

к

в

4

ш

с

б

м

2, 2

3, 1

3, 4

4, 1

4, 2

1, 1

1, 4

3, 3

1, 1

Отгадка: Чебурашка

- Кто уже встречался с этим необычным героем?  Кто назовёт автора? Слайд 5

 - Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 5

(Весёлые рассказы Эдуарда Успенского. "Чебурашка")

2.  Моделирование проблемной ситуация, постановка целей урока.

- Легко ли живётся людям, животным, непохожим на других? Почему?

- О чём мы сможем поразмышлять сегодня?  Чему научиться? 

- Какие цели вы хотите поставить себе на уроке? А в помощь вам слайд 7

- Постарайтесь достичь их к концу урока. Желаю успеха!

3.  Работа с информацией о жизни и творчестве писателя.

Слайд 4.

А сейчас давайте узнаем побольше о писателе.

Работа с информацией о писателе.

(работа в парах с текстами)

Инструкция для 1 и 2 варианта. Прочитать текст, подчеркнуть наиболее важную информацию о писателе, поделиться с классом.

1 вариант

Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского.

Многожанровый писатель. Писал сказки, детективы, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, делал переводы, сочинял комиксы.

Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков. Книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году присуждена премия  имени Корнея Чуковского.

2 вариант

 

Поэт, детский прозаик, драматург, сценарист.

Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской

области в семье служащих.

В старших классах был вожатым у малышей. Всегда являлся заводилой, организатором.

       Учился в Московском   авиационном институте, получил профессию инженера. Работал в конструкторском бюро, затем ушёл в литературу.

Известность писателю принесла повесть "Крокодил Гена и его друзья", которая была впервые опубликована в 1966 году. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.

      Э. Н. Успенский писал для популярных детских передач "АБВГДейка», «Радионяня".

3 вариант 

        Инструкция. Прочитать текст в паре. Объяснить название. Выбрать правильное утверждение из предложенных. Поделиться информацией с классом.

 

Почему Чебурашке дали такое странное имя?

Однажды в Одесском порту, о котором автор писал сценарий для кино, он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Это запомнилось. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, Успенскому захотелось ввести в повесть какого-нибудь уютного, но незнакомого зверька.

          В конце концов, вспомнив хамелеона в порту, он поместил своего героя в ящик из-под апельсинов. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочь Чебурашкой из-за её неуклюжих падений.

           Девочка давно уже выросла, а мохнатый непоседа Чебурашка стал любимцем миллионов детей в разных странах мира.

- Кто же такой Чебурашка?

1. Чебурашка – вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.

2. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах. (Ответы детей)

5. Проверка самостоятельной работы в парах. Обмен полученной информацией с одноклассниками.

6. Предварительное чтение и словарно-лексическая работа с трудными словами. (Предупреждение ошибок при чтении.)

Слайд 8, 9, 10

Работа со слайдами

Работа со словарем.    

– Давайте выясним значение непонятных слов.

Слайд 11

Гиппопотам- крупное травоядное, млекопитающее.

Тропический лес- лес в жарком поясе земного шара.

Каюта- помещение на корабле. 

Уценённые товары- товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Телефонная будка- будка с телефоном-автоматом.

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом

Гиппопотам

Тропический лес

Каюта

Уценённые товары

Телефонная будка

Чебурахнуться

V. Знакомство с новым произведением. Первичное чтение текста.

1. Чтение "цепочкой" сильными учащимися с.00 учебника

2.  Работа с тестом. 

(Развитие смыслового чтения. Приём "Круговое чтение". Дети “жужжат” 1 минуту, самостоятельно отвечают на вопросы теста, читают повторно, ускоренно, отвечают на следующие вопросы, читают в 3 раз, заканчивают тест.)

Слайд 13–20

Тест "Внимательные читатели".

Слайд 21

Электронная физкультминутка для глаз.

VI. Закрепление нового материала.

(Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности)

1. Работа в группах.

Правила работы в группе.

  1. Помогать друг другу.
  2. Работать сообща.
  3. Уметь договариваться.
  4. Уметь радоваться вместе с друзьями.

1 группа

Задание.  Составить план рассказа по вопросам учебника

  • Как у забавного зверька появилось имя?
  • Что оно означает?
  • Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
  • Как он оказался в магазине уценённых товаров?
  • Где жил Чебурашка?
  • Ваше отношение к герою? Самостоятельно придумайте дополнительные вопросы, которые помогут пересказать сказку.

2 группа

Задание.  Используя текст произведения, подготовить ответы на вопросы:

  • Как Чебурашка получил такое странное имя?
  • Подтвердите, что герою грустно и одиноко без друзей.
  • Докажите, что жизнь Чебурашки изменилась в лучшую сторону.

3 группа

Задание. Написать синквейн.

  1 строчка – одно существительное. Тема.

  2 строчка – два прилагательных. Описание темы.                            

  3 строчка – три глагола. Действия, относящиеся к теме.

  4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 

  5 строчка одно слово – синоним, обычно существительное.

1 существительное

кто?

Чебурашка

2 прилагательных

какой?

3 глагола

что делал?

Предложение из 4 слов

Слово- синоним

кто?

Слова для справок: добрый, робкий, застенчивый, неуклюжий, непохожий на других, особенный, покладистый, скромный, искренний, заботливый, сердечный, мягкий, милый.

 Предположительные синквейны.

Чебурашка

Забавный,  добродушный

Объедается, путешествует,  чебурахается

Совершенно неизвестный науке зверь.

Милашка

Чебурашка

Наивный, обаятельный

Чебурахается, стесняется, соглашается

Трудно быть особенным зверьком.

Доброта.

Чебурашка

Добрый, забавный

Играл, дружил, помогал

Чебурашка- лучший друг Гены.

Друг

Чебурашка

Добрый, сказочный

Путешествует, мечтает, переживает

Всем детям дарит радость.

Друг.

Чебурашка

Необыкновенный, мягкий

Теряется, чебурахается, ищет

Был странной игрушкой безымянной

Радость

2. Презентация групповых работ перед классом.)

VII. Рефлексия.

Слайд

-  Вспомним. какие вы поставили перед собой в начале урока. Оцените свои достижения. используя незаконченные предложения.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На уроке мне особенно удалось …
- Мне еще необходимо поработать над …

VIII. Итог урока.

- Над каким произведением работали на уроке?

- Назовите основную мысль произведения: о чём хотел сказать читателю Э. Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)

- Посоветуйте, как найти друзей, если ты- необычный.

Выставление оценок.

IХ. Домашнее задание (дифференцированное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...