Формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению.
статья по чтению

"Формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_doroge_k_azbuke.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«По дороге к азбуке».

Формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению детей с особенностями в развитии.

         Аннотация: Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми множественными нарушениями развития и умственной отсталостью.

В данной статье хочу рассказать о модели формирования и развития зрительного восприятия и мыслительных операций, которые могут являться подготовительным этапом к обучению чтению, которую использую в работе с детьми, в повседневной жизни и на занятиях в учреждении для решения следующих задач:

- формирование и развитие зрительного восприятия;

- формирование и развитие мыслительных операций;

- формирование и развитие графомоторных навыков;

- формирование и развитие коммуникативных навыков.


          Дети с особенностями в развитии – это очень многообразная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. С одной стороны особенностью этой категории является вариативность нарушений, что затрудняет выделение каких-либо больших групп детей, имеющих одинаковые сочетания нарушений, с другой стороны наиболее характерной особенностью самых разных групп является интеллектуальное снижение в разной степени. Детям с особенностями в развитии для овладения навыками коммуникации и социального взаимодействия необходимы специальные условия воспитания и развития.

Одной из главных коррекционных задач развития детей является социализация и подготовка к самостоятельному или сопровождаемому проживанию. Уверена, что для успешной социализации с самого раннего возраста необходимо формировать и развивать зрительное восприятие и мыслительные операции, что позволит параллельно формировать графомоторные и коммуникативные навыки на максимально доступном для каждого ребенка уровне, с учётом индивидуальных особенностей. Формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций может являться подготовительным этапом к обучению чтению.

На коррекционных занятиях использую как модель в целом, так и отдельные этапы работы, направленные на формирование и развитие зрительного восприятия и мыслительных операций у детей с особенностями в развитии.

Данная модель может использоваться для особых детей с расстройством аутистического спектра, для детей с синдромом Дауна, для детей с разной степенью интеллектуальной недостаточностью и детей с ментальными нарушениями.

Коррекционную работу можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап:

  • Работа над восприятием цвета. Формирование операции классификации по цвету. Формирование операции идентификации.
  • Работа над восприятием формы. Формирование операции классификации по форме. Формирование операции идентификации.
  • Работа над восприятием размера. Формирование операции классификации по размеру. Формирование операции идентификации.

2 этап:

  • Работа над восприятием предметов и игрушек.
  • Работа над целостным восприятием предметных картинок.
  • Работа над восприятием целого и частей.

3 этап:

  • Произнесение гласных звуков с опорой на зрительные символы. Графическое изображение гласных букв. Можно использовать альбом с графическим изображением буквы для обводки/лепки/посыпать крупой, что будет являться упражнением для запоминания и развития графомоторных навыков.
  • Произнесение слога и показ графического изображения слога. Открытые слоги. Работа со слогами и словами (наложение слогов на слова, называние или показывание слов, соотнесение слова с соответствующей картинкой, соотнесение картинки с соответствующим словом, лото).
  • Составление слов из двух открытых слогов (сначала повторяющиеся слоги мама, папа, баба), показывание или чтение слов.

          По мере овладения данных этапов у особого ребёнка будут формироваться и развиваться зрительное восприятие и мыслительные операции, что позволит перейти на новый этап овладения чтением.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное чтение, развитие зрительного восприятия. (интегрированный урок) « По дорогам сказок»

Урок   выбран  виде   викторины  для ,  активизации  познавательной  мыслительной деятельности учебной деятельности школьников ОВЗ .А чтобы позна...

Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...

Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"

В презентации представлены упражнения, которые  способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...