Исследование читательских интересов школьников
материал по чтению

Дроздова Наталья Владиславовна

Результаты исследования читательских интересов школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Можно жить и быть счастливым,

не овладев математикой, но нельзя

быть счастливым, не умея читать.

Тот, кому  недоступно искусство

 чтения – невоспитанный человек,

нравственный невежа.

В. А. Сухомлинский

Вашему вниманию представляются результаты исследования на тему «Изучение читательских интересов школьников 4, 6 и 7 классов».

Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Целью исследования является сравнения читательских интересов школьников четвертых и шестых классов и разработка рекомендаций по развитию мотивации к чтению.

Задачи исследования:

- определить содержание понятия «читательский интерес»;

- провести сравнение читательских интересов школьников 4, 6 и 7 классов;

-дать некоторые рекомендации по развитию интереса к чтению у школьников начальных и средних классов.

Объектом исследования являются ученики 4, 6 и 7 классов МОУ «Берсеневская СОШ» Республики Мордовия.

Предмет исследования – читательские интересы школьников.

Изучив различные определения и классификацию понятия интерес, мы постарались определить читательский интерес как особое внимание школьников к различным литературным жанрам, а также удовлетворение познавательных потребностей через чтение литературы.

Практическое исследование проводилось при помощи наблюдения, сравнения и анкетирования, в котором приняли участие 57 учеников  4, 6 и 7 классов.

Распределение по полу и возрасту представлено в диаграмме.

На вопрос: «Любишь ли ты читать?» ответы представлены на слайде в таблице.

Таблица 1 – Варианты ответов на вопрос о любви к чтению, чел/%

Варианты ответов

обожаю

люблю

зависит от настроения

не люблю

терпеть не могу

6 кл. всего

Мальчики

Девочки

4ч/21%

3ч/16%

12ч/63%

0

0

0

0

0

0

7 кл. всего

Мальчики

Девочки

5ч/ 28%

2ч/11%

10ч/56%

1ч/5%

0

0

0

0

8 кл. всего

Мальчики

Девочки

2ч /10%

0

4ч/20%

0

11ч/55%

2ч/10%

0

1ч/5%

0

Как видно из таблицы, 33 школьника любят читать в зависимости от настроения, и это составляет 58%. При этом настроению больше поддаются мальчики, особенно в 6 классе. Возможно, это связано с возрастными особенностями. Но надо также отметить, что есть дети, которые обожают и любят читать(20 человека, или 36%). К сожалению, есть 1 мальчик, который терпеть не может читать, очень жаль, что он не нашел свою любимую книгу, так как он упускает замечательную возможность развиваться и просто получать удовольствие от чтения.

 На вопрос «Что ты любишь читать?» каждый ученик давал  несколько вариантов ответов. Результаты приведены в таблице.

 Таблица 2 – Что любят читать школьники

Варианты ответов

детектив

комиксы

сказка

фантастика

приключения, путешествия

«ужастики»

о животных и природе

о девчонках и мальчишках

познавательные книги

Все подряд

Все, что заинтересует

другое

6 класс, чел.

5

4

4

9

10

4

9

3

10

-

4

2

7 класс, чел.

5

4

3

6

10

8

5

1

4

-

7

-

8 класс, чел.

3

1

3

2

5

1

1

4

2

12

4

Как мы видим, в 6 классе дети предпочитаю фантастические книги, книги о приключениях и путешествиях, о животных и природе, а также познавательные книги. Из других книг были названы стихи, журналы, анекдоты. В 7 классе предпочтения школьников почти не изменились, но дети стали больше интересоваться ужастиками, нежели познавательными книгами. В 8 классе дети наряду с ужастиками увлекаются познавательными книгами, а также всем, что их заинтересует.

Как часто читают школьники? Варианты ответов на этот вопрос иллюстрирует следующий слайд.

Таблица 3 – Варианты ответов на вопрос: «Как часто ты читаешь?», чел./%

Варианты ответов

то, что задают

почти каждый день

2-3 раза в неделю

по выходным и в каникулы

вообще не читаю

другой вариант

4 класс

1 чел / 5,3%

12 чел /

63,1 %

1 чел / 5,3%

2 чел / 10,5%

-

3 чел /

15,8 %

6 класс

1 чел / 5,6%

6 чел /

33.2 %

5 чел /

27,8 %

1 чел / 5,6%

-

5 чел / 27,8%

7 класс

4 чел / 20%

5 чел / 25%

3 чел / 15%

4 чел /

20%

1 чел /

5%

4 чел / 20%

Результаты ответов достаточно оптимистичны. По данным опроса, большинство из школьников 4 класса читают почти каждый день, в шестом – несколько  раз в неделю. В 7 классе ответы очень разнообразны, кто-то читает почти каждый день, а кто-то – по выходным и в каникулы. Среди других вариантов были следующие ответы: когда захочу читать, через день, каждый день, редко.

 А если посмотреть результаты ответов на вопрос о том, кто заставляет ребенка читать, то становиться понятно, что дети в основном читают по собственному желанию.

По своему желанию читают:

- в 4 классе – 15 человек, или 79%.

- в 6 классе – 12 человек, или 68%.  

- в 7 классе – 17 человек, или 85%.

На вопрос «Сколько книг ты прочитал за учебный год?» было очень много вариантов ответа от 1-2 до более 30 книг.

Почему люди читают? Многие также давали несколько вариантов ответов, которые представлены на слайде.

Таблица 4 – Причины, по которым люди читают книги, чел.

Варианты ответов

узнать новое

отдохнуть

учиться и развиваться

чтобы можно было поговорить с друзьями

не понимаю, зачем нужно читать

нечего делать

другое

4 класс

16

3

13

4

-

-

2

6 класс

16

4

11

3

-

-

1

7 класс

13

9

12

6

1

1

Таким образом, дети в основном считают, что читать надо, чтобы учиться, развиваться и узнавать что-то новое. Среди других ответов были такие варианты: для удовольствия, пополнить словарный запас, получение информации.

Подводя итоги исследования, можно сказать, что школьники в большинстве своем любят читать, читают часто и  много разных книг. Кроме того, они знают, что книга помогает учиться и развиваться. И мы надеемся, что интерес к книгам с возрастом будет усиливаться.

Мои одноклассники и другие опрошенные школьники знают несколько хитростей о том, как можно развить интерес ребенка к чтению. Давайте рассмотрим, насколько мнение детей совпадает с рекомендацией ученых.

Почти все дети при ответе на вопрос «Как можно заинтересовать ребенка чтением?» постарались дать ответ. Некоторые из них повторялись. Приведем самые распространенные или интересные ответы.

Школьники 6 класса, чтобы заинтересовать ребенка чтением предлагают следующие методы:

- купить новую книгу;

- разрешить после чтения погулять или поиграть в компьютер;

- прочитать интересную книгу;

- рассказать содержание интересной книги;

- выпускать интересные, полезные, добрые книги;

- купить книгу с красивой обложкой.

Семиклассники думают, чтобы заинтересовать ребенка, надо :

- предложить ему прочесть что–нибудь, что сможет его заинтересовать;

- объяснить ему, что чтение – это интересно;

- рассказать ему об интересной книге;

- нужно попробовать заинтересовать, но если ребенок не хочет, не надо его заставлять;

- дать те книги, которые ему самому нравятся.

А вот восьмиклассники  имеют уже большой опыт в данной сфере. Вот что они советуют:

- привести ребенка в книжный магазин, чтобы он сам выбрал книгу;

- сначала покупать те книги, которые понравятся ребенку, а потом уже более полезные и серьезные;

- взрослые должны начать читать и остановиться на самом интересном месте;

- рассказать что-то интересное из книги;

- подобрать книгу по характеру и по интересам ребенка.

Теперь приведем некоторые советы учителя русского языка и литературы Буровой И.А., представленные на конкурс «Педагог года - 2006»

1. Воспитывайте читателя личным примером.

2. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

3. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

4. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

5. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

Таким образом выполнение исследовательской работы на тему «Изучение читательских интересов школьников» позволило доказать, что для того чтобы вызвать интерес к чтению можно использовать различные методы, но главное нужно помнить, что любой метод должен строиться  на положительных эмоциях и удовольствии.

Свой доклад хочется закончить словами Максима Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

Формирование читательских интересов младших школьников.

В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...

Формирование читательского интереса младших школьников

В данной презентации автор опыта рассказывает опоиске путей развития интереса к книге и стремление к чтению; привитии обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием; соз...

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Программа читательского интереса младших школьников средствами проектной деятельности.(2 класс)

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Усилить воздействие книги как средства познания окружаю...