Исследование читательских интересов школьников
материал по чтению
Результаты исследования читательских интересов школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование читательских интересов школьников | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Можно жить и быть счастливым,
не овладев математикой, но нельзя
быть счастливым, не умея читать.
Тот, кому недоступно искусство
чтения – невоспитанный человек,
нравственный невежа.
В. А. Сухомлинский
Вашему вниманию представляются результаты исследования на тему «Изучение читательских интересов школьников 4, 6 и 7 классов».
Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Целью исследования является сравнения читательских интересов школьников четвертых и шестых классов и разработка рекомендаций по развитию мотивации к чтению.
Задачи исследования:
- определить содержание понятия «читательский интерес»;
- провести сравнение читательских интересов школьников 4, 6 и 7 классов;
-дать некоторые рекомендации по развитию интереса к чтению у школьников начальных и средних классов.
Объектом исследования являются ученики 4, 6 и 7 классов МОУ «Берсеневская СОШ» Республики Мордовия.
Предмет исследования – читательские интересы школьников.
Изучив различные определения и классификацию понятия интерес, мы постарались определить читательский интерес как особое внимание школьников к различным литературным жанрам, а также удовлетворение познавательных потребностей через чтение литературы.
Практическое исследование проводилось при помощи наблюдения, сравнения и анкетирования, в котором приняли участие 57 учеников 4, 6 и 7 классов.
Распределение по полу и возрасту представлено в диаграмме.
На вопрос: «Любишь ли ты читать?» ответы представлены на слайде в таблице.
Таблица 1 – Варианты ответов на вопрос о любви к чтению, чел/%
Варианты ответов | обожаю | люблю | зависит от настроения | не люблю | терпеть не могу |
6 кл. всего Мальчики Девочки | 4ч/21% 2ч 2ч | 3ч/16% 2ч 1ч | 12ч/63% 9ч 3ч | 0 0 0 | 0 0 0 |
7 кл. всего Мальчики Девочки | 5ч/ 28% 1ч 4ч | 2ч/11% 1ч 1ч | 10ч/56% 5ч 5ч | 1ч/5% 0 1ч | 0 0 0 |
8 кл. всего Мальчики Девочки | 2ч /10% 0 2ч | 4ч/20% 0 4ч | 11ч/55% 7ч 4ч | 2ч/10% 2ч 0 | 1ч/5% 1ч 0 |
Как видно из таблицы, 33 школьника любят читать в зависимости от настроения, и это составляет 58%. При этом настроению больше поддаются мальчики, особенно в 6 классе. Возможно, это связано с возрастными особенностями. Но надо также отметить, что есть дети, которые обожают и любят читать(20 человека, или 36%). К сожалению, есть 1 мальчик, который терпеть не может читать, очень жаль, что он не нашел свою любимую книгу, так как он упускает замечательную возможность развиваться и просто получать удовольствие от чтения.
На вопрос «Что ты любишь читать?» каждый ученик давал несколько вариантов ответов. Результаты приведены в таблице.
Таблица 2 – Что любят читать школьники
Варианты ответов | детектив | комиксы | сказка | фантастика | приключения, путешествия | «ужастики» | о животных и природе | о девчонках и мальчишках | познавательные книги | Все подряд | Все, что заинтересует | другое |
6 класс, чел. | 5 | 4 | 4 | 9 | 10 | 4 | 9 | 3 | 10 | - | 4 | 2 |
7 класс, чел. | 5 | 4 | 3 | 6 | 10 | 8 | 5 | 1 | 4 | - | 7 | - |
8 класс, чел. | 3 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 | 1 | 4 | 2 | 12 | 4 |
Как мы видим, в 6 классе дети предпочитаю фантастические книги, книги о приключениях и путешествиях, о животных и природе, а также познавательные книги. Из других книг были названы стихи, журналы, анекдоты. В 7 классе предпочтения школьников почти не изменились, но дети стали больше интересоваться ужастиками, нежели познавательными книгами. В 8 классе дети наряду с ужастиками увлекаются познавательными книгами, а также всем, что их заинтересует.
Как часто читают школьники? Варианты ответов на этот вопрос иллюстрирует следующий слайд.
Таблица 3 – Варианты ответов на вопрос: «Как часто ты читаешь?», чел./%
Варианты ответов | то, что задают | почти каждый день | 2-3 раза в неделю | по выходным и в каникулы | вообще не читаю | другой вариант |
4 класс | 1 чел / 5,3% | 12 чел / 63,1 % | 1 чел / 5,3% | 2 чел / 10,5% | - | 3 чел / 15,8 % |
6 класс | 1 чел / 5,6% | 6 чел / 33.2 % | 5 чел / 27,8 % | 1 чел / 5,6% | - | 5 чел / 27,8% |
7 класс | 4 чел / 20% | 5 чел / 25% | 3 чел / 15% | 4 чел / 20% | 1 чел / 5% | 4 чел / 20% |
Результаты ответов достаточно оптимистичны. По данным опроса, большинство из школьников 4 класса читают почти каждый день, в шестом – несколько раз в неделю. В 7 классе ответы очень разнообразны, кто-то читает почти каждый день, а кто-то – по выходным и в каникулы. Среди других вариантов были следующие ответы: когда захочу читать, через день, каждый день, редко.
А если посмотреть результаты ответов на вопрос о том, кто заставляет ребенка читать, то становиться понятно, что дети в основном читают по собственному желанию.
По своему желанию читают:
- в 4 классе – 15 человек, или 79%.
- в 6 классе – 12 человек, или 68%.
- в 7 классе – 17 человек, или 85%.
На вопрос «Сколько книг ты прочитал за учебный год?» было очень много вариантов ответа от 1-2 до более 30 книг.
Почему люди читают? Многие также давали несколько вариантов ответов, которые представлены на слайде.
Таблица 4 – Причины, по которым люди читают книги, чел.
Варианты ответов | узнать новое | отдохнуть | учиться и развиваться | чтобы можно было поговорить с друзьями | не понимаю, зачем нужно читать | нечего делать | другое |
4 класс | 16 | 3 | 13 | 4 | - | - | 2 |
6 класс | 16 | 4 | 11 | 3 | - | - | 1 |
7 класс | 13 | 9 | 12 | 6 | 1 | 1 |
Таким образом, дети в основном считают, что читать надо, чтобы учиться, развиваться и узнавать что-то новое. Среди других ответов были такие варианты: для удовольствия, пополнить словарный запас, получение информации.
Подводя итоги исследования, можно сказать, что школьники в большинстве своем любят читать, читают часто и много разных книг. Кроме того, они знают, что книга помогает учиться и развиваться. И мы надеемся, что интерес к книгам с возрастом будет усиливаться.
Мои одноклассники и другие опрошенные школьники знают несколько хитростей о том, как можно развить интерес ребенка к чтению. Давайте рассмотрим, насколько мнение детей совпадает с рекомендацией ученых.
Почти все дети при ответе на вопрос «Как можно заинтересовать ребенка чтением?» постарались дать ответ. Некоторые из них повторялись. Приведем самые распространенные или интересные ответы.
Школьники 6 класса, чтобы заинтересовать ребенка чтением предлагают следующие методы:
- купить новую книгу;
- разрешить после чтения погулять или поиграть в компьютер;
- прочитать интересную книгу;
- рассказать содержание интересной книги;
- выпускать интересные, полезные, добрые книги;
- купить книгу с красивой обложкой.
Семиклассники думают, чтобы заинтересовать ребенка, надо :
- предложить ему прочесть что–нибудь, что сможет его заинтересовать;
- объяснить ему, что чтение – это интересно;
- рассказать ему об интересной книге;
- нужно попробовать заинтересовать, но если ребенок не хочет, не надо его заставлять;
- дать те книги, которые ему самому нравятся.
А вот восьмиклассники имеют уже большой опыт в данной сфере. Вот что они советуют:
- привести ребенка в книжный магазин, чтобы он сам выбрал книгу;
- сначала покупать те книги, которые понравятся ребенку, а потом уже более полезные и серьезные;
- взрослые должны начать читать и остановиться на самом интересном месте;
- рассказать что-то интересное из книги;
- подобрать книгу по характеру и по интересам ребенка.
Теперь приведем некоторые советы учителя русского языка и литературы Буровой И.А., представленные на конкурс «Педагог года - 2006»
1. Воспитывайте читателя личным примером.
2. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
3. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
4. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
5. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
Таким образом выполнение исследовательской работы на тему «Изучение читательских интересов школьников» позволило доказать, что для того чтобы вызвать интерес к чтению можно использовать различные методы, но главное нужно помнить, что любой метод должен строиться на положительных эмоциях и удовольствии.
Свой доклад хочется закончить словами Максима Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательских интересов младших школьников
Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...
Формирование читательских интересов младших школьников
Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...
Формирование читательских интересов младших школьников.
В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств ...
Формирование читательского интереса младших школьников
В данной презентации автор опыта рассказывает опоиске путей развития интереса к книге и стремление к чтению; привитии обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием; соз...
Развитие читательского интереса у младших школьников
Развитие читательского интереса у младших школьников...
Программа читательского интереса младших школьников средствами проектной деятельности.(2 класс)
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Усилить воздействие книги как средства познания окружаю...
Повышение уровня читательского интереса у младших школьников
Доклад на МО...