Открытое внеклассное мероприятие по произведениям А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек…»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Реутова Оксана Николаевна

Описание материала: Материал будет интересен учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы

Цель:

Формирование познавательного интереса в изучении творчества А.С. Пушкина. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_skazkam_a.s.pushkina.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие по произведениям А.С.Пушкина  «Сказка ложь, да в ней намек…»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов АНО «Гулливер» Реутова О.Н.

Описание материала: Материал будет интересен учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы

Цель:

Формирование познавательного интереса в изучении творчества А.С. Пушкина. 

Планируемые результаты:

- учащиеся должны уметь прогнозировать содержания мероприятия;

- читать фразы с выражением;

- объяснять отдельные выражения в произведении.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Проявлять: интерес к творчеству А.С. Пушкина; интерес к чтению литературных сказок.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

- определять тему, главную мысль мероприятия и обосновывать своё мнение;

- угадывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

- определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение.

РегулятивныеУУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать учебное сотрудничество;

-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;

- умение выражать своё отношение к прочитанному, услышанному.

Предварительная подготовка: чтение сказок А. С. Пушкина

Оборудование: презентация, мультфильм, музыкальное сопровождение

Оформление: Оформление выставки рисунков и книг произведений А.С.Пушкина, рисунки к сказкам А. С. Пушкина, надпись на доске:

Все в нем Россия обрела – свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи, что с детских лет нам так мила, -

Все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце… Строчка – ода.

Как ярко белый свет горит!

Доныне русская природа его стихами говорит. (Н.Доризо)

Ход занятия

I. Орг. момент

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на нашем мероприятии.

II. Мотивация, эмоциональный настрой.(Музыкальное сопровождение Э. Григ)

- Пожалуйста, закройте глаза, представьте яркое весеннее солнышко, которое ласкает вас своими лучами…

… А теперь представьте, что точно такое же солнышко находится внутри вас, оно согревает вас и всех, кто рядом…

… Я очень хочу, чтобы это тепло сохранилось не только в течение нашего мероприятия, но и на весь день!

III. Актуализация знаний.

- Рада видеть вас в литературной гостиной! А что такое гостиная?  (ответы детей). А литературная гостиная? (ответы детей)

- Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы побеседовать об одном талантливом человеке. Кто же этот поэт? Кто самым первым приходит в наше детство и уносит нас по морям и волнам, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана. Как его зовут?
(Александр Сергеевич ПУШКИН)

- Так о ком мы с вами сегодня будем беседовать в нашей литературной гостиной? (ответы детей)

- Правильно, об А.С.Пушкине! А знаете ли вы, ребята, что 6 июня исполнится 220 лет со дня рождения великого писателя?! (ответы детей)

-  Ребята, 10 февраля русские люди отмечают день памяти великого Пушкина, и мы будем говорить сегодня о его прекрасных произведениях. Мы вспоминаем Пушкина, а в день памяти принято зажигать свечи. Давайте и мы зажжём свечи - символ тепла, дружбы, памяти.

(Зажигаются свечи. Звучит лирическая мелодия)

Мы Пушкину наш праздник посвятим

Наполнив зал волшебными стихами

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами

(5 учеников читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина»)
Мы чтить тебя привыкли с детских лет, 
И дорог нам твой образ благородный; 
Ты рано смолк; но в памяти народной 
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт! 

Бессмертен тот, чья муза до конца 
Добру и красоте не изменяла, 
Кто волновать умел людей сердца 
И в них будить стремленье к идеалу; 

И всё ещё горит нам светоч тот, 
Всё гений твой пути нам освещает; 
Чтоб духом мы не пали средь невзгод, 
О красоте и правде он вещает. 

Все лучшие порывы посвятить 
Отчизне ты зовёшь нас из могилы; 
В наш век, век лжи и грубой силы 
Зовёшь добру и истине служить. 

Вот почему, возлюбленный поэт, 
Так дорог нам твой образ благородный; 
Вот почему неизгладимый след 
Тобой оставлен в памяти народной! 

Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что – то свое, быть может, близкое и понятное только ему. Для кого – то Пушкин – учитель, помогающий идти по нелегкой дороге жизни, кто – то ищет в его произведениях ответы на многочисленные вопросы, а кто – то видит в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Ведь поэт никогда не оттолкнет. Напротив, он даст совет, такой незатейливый и понятный, или скажет несколько добрых слов, которых так мало в нашей жизни.        

         У каждого возраста свой Пушкин. С ранних лет мы читаем сказки, учимся отличать добро от зла и жестокости. Разве не просим мы царевну не есть ядовитое яблоко, хотя знаем, что она все равно его съест и заснет на долгие годы? Разве не удивляемся мы жадности старухи, требовавшей богатств у золотой рыбки? Чуть позже мы возьмем в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Читая повести, мы познаем русскую историю. Возвращаясь к произведениям, мы всегда будем открывать для себя нового Пушкина.

        Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?

1ученик: Вечером, 26 мая (6 июня) 1799 года, солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И вдруг по всей Москве зазвонили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской, в Китай-городе. Это был красный праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик – будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали “Ура!” Правда, эти крики и звон колоколов не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1. Но все равно приятно, что так празднично был отмечен день, когда на свет явился русский гений. (Слайд 2)

2 ученик: Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода, оставившего яркий след в истории России. Мать Надежда Осиповна была внучкой арапа Петра Великого - Ибрагима Ганнибала. Мать поэта была необыкновенно хороша собою. По характеру своему она отличалась от отца Пушкина, никогда не выходила из себя, не повышала голоса, но умела "дуться" на своих родных по дням, месяцам и даже годам. Так, сердясь за что-то на маленького Пушкина, она играла с ним в молчанку целый год, живя с ним под одной крышей. Воспитание Саши Пушкина было поручено гувернёрам-французам. В доме господствовал французский язык. И поэтому читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме Пушкиных были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной язык, образный и богатый. Это была его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.(Слайд 3,4,5)

1 ученик: В восемь лет А.С.Пушкин умел читать, писать, сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал одну книгу за другой. В 11 лет он уже знал наизусть всю французскую литературу.

(Слайд 6)

2 ученик: С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня  знала  много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах. (Слайд 7)

Чтение наизусть отрывка стихотворения Буря мглою небо кроет…»

Сценка (показывают заранее подготовленные ученики)

Внук. -Бабушка, расскажите мне сказку. 
Бабушка. -А какую хочешь сказку, внучек? 
Внук. -Бабушка, а разве сказки бывают разные? 
Бабушка. -Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в девицу, лягушку – в царевну, молодца в комара, а за одну ночь построить серебряный дворец.
Внук. -А есть еще сказки про зверей. 
Бабушка. -Правильно, но в них нет волшебных превращений. 
Внук. -Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. 
Бабушка. -А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки. 
Внук. -Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Бабушка. - «Сказка – ложь» оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит понимать чужую беду. 
Внук. - Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее. 
Бабушка. – А давай с тобой совершим увлекательное путешествие по…

Просмотр отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»(мульфильм)

Чтение наизусть отрывка из поэмы «У лукоморья дуб зеленый…»

Здравствуй, добрая сказка,

Полная разных чудес!

Манишь загадками нас ты

В свой удивительный лес.

Мы приготовили ушки

Чтобы послушать опять

Сказки, что выдумал Пушкин.

Можно их взрослым читать.

Мы их читаем с улыбкой,

Нравится всей детворе

Сказка о маленькой рыбке

И о Султане-царе.

Ждет впереди Лукоморье,

Леший, Русалка и Кот.

Синее плещется море.

Сказка к нам в гости идет! (Слайд 8)

В классе, кружась, появляется Старуха с корытом, держится за голову.

Старуха: Ой, беда, беда, беда! Буря закружила  всё вокруг. Ни зги не видать! Во всём старик мой, дурачина – простофиля, виноват!  Он всегда и во всём виноват!

Учитель:  Бабушка, как Вас зовут? Что случилось?

Старуха: Тьфу, я даже имя своё забыла! Ничего не помню! Почему? Ах, да!

Корыто мне на голову свалилось, будь оно неладно! Как же мне в свою сказку вернуться?  Где золотая рыбка? О ком это я,  кто она такая? Ой-ой-ой!  И этого не помню! Помогите! Моё имя назовите.

Учитель: Ребята, поможем бабушке? Назовите её имя.

(дети называют)

Старуха:  А Вы эту сказку читали?  Внимательно?

Ребята: Читали!

Старуха:  Я вам не верю! Не помню ни рыбака, ни рыбки!

Учитель: Ребята, давайте поможем бабушке вспомнить сказку и попасть в неё обратно. Ответьте на несколько вопросов.

1.  Кем хотела быть Старуха? Перечислите. (Столбовой дворянкой, то есть знатной дворянкой, затем вольною царицей, и наконец владычицей морскою) (Слайд 9)

 2.  Вспомните, во что была одета Старуха, когда Старик увидел её на крыльце? (Слайд 10,11)

(В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки)

3.  Что означают слова: душегрейка, кичка?

(Кичка – старинный праздничный женский головной убор.

Душегрейка – женская теплая кофта без рукавов) (Слайд 12)

4.  Старуха заедала заморские вина «пряником печатным». Что это за лакомство такое?

(Пряник, испечённый с помощью специальной формы, с оттиснутыми

на нём выпуклыми узорами и рисунками) (Слайд 13,14)

5. За что была наказана старуха?

(За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама рыбка была у неё на посылках) (Слайд 15)

Старуха: Ох, спасибо, милые! Вспомнила, как называется моя сказка. «Сказка о рыбаке и рыбке» Возвращаюсь в сказку, ждут меня.

Звучит «Вальс-Фантазия» М.И.Глинки.

Танцуя и кружась, входит Царица с зеркальцем, садится на стул и приговаривает, глядя в зеркальце:

Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Слайд 16)

Учитель: Кто это? Да ещё и с зеркальцем волшебным? Милая, что Вас привело к нам? Вы из какой сказки?

Царица: (Глядит в зеркало, прихорашивается) Не знаю, не понимаю, что меня привело сюда! Знаю только, что Я лучше всех, что Я самая милая и самая красивая на свете. (Смотрит в зеркало) Глазки синенькие, губки аленькие, бровки – дугой. Не найдёшь, не сыщешь во всём свете такой красавицы! Спрошу у зеркальца, где я нахожусь, буря закружила  всё вокруг, вот я и потерялась:

Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи.

(Дышит на зеркальце, трет его, встряхивает):

Ах, ты глупое стекло!

И молчишь ты мне назло!

-  Я – Царица! Самая прекрасная на свете Царица!  Приказываю всем отвечать, как меня зовут, из какой я сказки?!

Учитель: Ребята, помогите и Царице вспомнить, из какой сказки она.

(из «Сказки о мёртвой царевне и семи  богатырях») (Слайд 17)

Царица: Выполните – ка и моё задание. Справитесь?

Учитель: Ну что ребята справимся? Тогда внимательно слушайте.

«Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… пятигорского черкеса.

Светлый, дубовый, изразцовый, добрый

Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

«Выплывает» Царевна Лебедь, танцует: 

На земле царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит!

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. (Слайд 27)

Царевна Лебедь: Злой колдун - Чародей перепутал морские пути, нет дороги к моей сказке, напустил он густого туману, не доберусь я до острова Буяна, где ждёт меня князь Гвидон. Как колдовские чары разрушить?

Учитель:  Мы знаем, как тебе помочь, ребята должны ответить на несколько вопросов.

Тогда чары спадут, и Царевна Лебедь в сказку вернётся. Ребята, поможем Царевне – Лебеди?

«Из одной ли мы сказки?» Игра «да», «нет».

Царь Дадон и Шамаханская царица? (Да)

Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

Царевна Лебедь (кланяясь в пояс): Спасибо, милые детушки! Чары спали с моей сказки. Поспешу я к любимому князю Гвидону,  на прощание подскажите, из какой я сказки?

Ребята: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Раздаётся стук и грохот. На сцену выбегает и падает Поп - толоконный лоб. Сидит на полу и потирает лоб. (Слайд 28)

Поп: В какое царство я попал? Тридесятое? Господь! Это рай?! Чьи это отроки здесь сидят? На меня глядят?

Учитель: Ребята, видно батюшка так закружился в буре, что всё на свете позабыл. Напомним ему, из какой он сказки, кто он такой.

Это Поп - толоконный лоб из «Сказки о попе и работнике его Балде».

(Слайд 29)

Поп: Вот спасибо, ребята, теперь я знаю, из какой сказки выпал. Всё бы хорошо, да позабыл я, что означает «толоконный лоб». Поможете?

Толоконный лоб - о глупом, бестолковом человеке. Выражение - из народной речи, где толоконный - от толокно "мука, чаще всего овсяная". Толоконный лоб - презрительная кличка глупца. Выражение стало популярным благодаря его употреблению Пушкиным в "Сказке о попе и о работнике его Балде" (1831).

Учитель: А сейчас, ребята, выполните тест по сказке.

Тест по сказке.

1. Печаталась ли «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина?
Да
Нет +

2. Какое произведение послужило основой «Сказки о попе и о работнике его Балде»?
Немецкая легенда
Русская народная сказка +
Басня Эзопа

3. Как звали человека, которого встретил поп на базаре?
Клим
Балда +
Потап

4. Какой работник нужен был попу?
Мельник, столяр и кузнец
Повар, конюх и плотник +
Кучер, истопник и ткач

5. Какой способ оплаты предложил Балда попу?
Три рубля
Три щелка по лбу +
Три мешка муки

6. Почему поп согласился на три щелка по лбу?
Потому что это недорого
Потому что это весело
Понадеялся на русский авось +

7. Что предложила сделать попадья, чтобы не платить Балде?
Прогнать Балду со двора
Изменить условия оплаты
Дать невыполнимую работу +

8. Что должны были платить попу черти по самой смерти?
Подати
Барщину
Оброк +

9. Каких животных привлекал Балда, чтобы перехитрить чертей?
Зайцы +
Кошка
Лошадь +

10. Что случилось с попом в конце сказки?
Получил синяк на лбу
Вышибло ум +
Лишился памяти

11. Какой пословицей заканчивается сказка?
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
«Чем богаты, тем и рады»
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» +

Учитель: Понравилось Вам Пушкинское царство – Сказочное государство?  Чему научились? Недаром значит в нашем Пушкинском царстве -  Сказочном государстве  побывали! Приходите ещё в гости! А мы Вам на прощанье скажем словами А.С.Пушкина:              

Все персонажи: «Сказка - ложь, да в ней намёк:

                             Добрым молодцам урок!»

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

На фоне музыки звучат слова. (Слайд 30)

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Сказки А. С. Пушкина.

2. Классные часы. Составитель Я. Ю. Мартынова, Волгоград, 2006 г.

3. Журнал « Педсовет»

4. Калейдоскоп школьных дел. – Псков – Москва: Сфера, 2002 г.

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....

Мини-викторина по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке""

Данная викторина разработана для урока литературного чтения во 2 классе....

Урок-проект по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Результатом данного проекта является диафильм....

Развитие речевых способностей младших школьников при работе с произведением А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Даникова Н. В.,Учитель начальных классовМОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Смоленска Развитие речевых способностеймладших школьников при работес произведением ...

Тест по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Тест используется на уроках литературного чтения после изучения произведения А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"....