Рабочая программа для 4 класса по предмету "Литературное чтение на родном языке" с тематическим планированием.
рабочая программа по чтению (4 класс)

Лисакова Анна Николаевна

В прошлом году в школах появился новый предмет "Литературное чтение на родном (русском языке".

Новое всегда интересно. Поэтому взялась разработать программу с тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_4_klass.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

литературное чтение на родном (русском) языке

 для 4 классов

срок реализации  сентябрь-май

Составила:

педагог – библиотекарь

 Лисакова А.Н.

Озерск, 2022

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по литературному чтению - М.: «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения) и авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» УМК « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой -М.: Вентана — Граф, 2013 г.

Литературное чтение на родном (русском) языке объединяет два основных направления в обучении – изучение литературно-художественных произведений на русском языке и освоение речевых навыков и умений. На уроках литературного чтения также формируются коммуникативно-речевые навыки чтения.

 Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная русская литература» составляют следующие документы:

 ¬ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

¬ Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

 ¬ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); ¬ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

 Цель программы:

  • привить стойкий интерес к произведениям родной русской литературы

Задачи:

  •  вызвать интерес к чтению произведений русской литературы
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских  писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Учебный предмет «литературное чтение на родном языке  входит в образовательную область «Родной язык и родная литература». На изучение родной литературы в 4 классе отводится 17 часов (1 ч в две недели, 34 учебных недели). Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты 

1.Формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую и большую Родину (Я – россиянин, я – гражданин Российской Федерации).

 2.Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 3. Формирование этических чувств (доброжелательность, отзывчивость, понимание чувств других людей и умения сопереживать).

4.Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений русской литературы.

 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

 7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

 Метапредметные результаты 

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.

 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

5.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

6.Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение.

7.Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

8.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения,
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться — овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

 Содержание тем учебного курса 

Виды речевой и читательской деятельности.

Cлушание литературного текста: восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.

Чтение. Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, умение анализировать прочитанный текст, умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.

Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам. Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка). Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения. Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста.  Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения.

Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме (отзывы). Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.

Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.

Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).

Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки. Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика. Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.

Тематическое планирование 17 часов

1.Беседа «Родная русская литература».

2.Жанры устного народного творчества

(большие и малые формы русского фольклора)

3.Басни. Русские баснописцы

4.Рассказы и сказки русских писателей о природе

4.1 Творчество Виталия Бианки («Лесные были»)

4.2 Творчество Константин Паустовский («Заячьи лапы»)

4.3.Творчество Евгения Чарушина («Про больших и маленьких)

5.Русские писатели 19 века

5.1.Л.Н. Толстой ( «Акула»)

5.2.В.Ф. Одоевский («Городок в табакерке»)

5.3.А.П. Чехов («Мальчики»)

5.4.А. Погорельский («Черная курица»)

6.Русские писатели 20 века

6.1. Б.С.Житков «Что бывало»

6.2.Е.В.Шварц «Два брата»

6.3.В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»

6.4. Л.Пантелеев «Честное слово»

7. Поэты и писатели Урала

7.1П.П.Бажов (Сказы), Д.Н.Мамин-Сибиряк, (Сказки)

7.2.  Л. Татьяничева, Н.Шилов, Е.Сыч (Стихи)

8. Итоговый урок. Викторина «Путешествие по русской литературе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...

Рабочая программа с КТП по литературному чтению на родном (русском) языке (УМК "Школа России")

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)ЯЗЫКЕ ДЛЯ 3-А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17часов)

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование.

Рабочая программа кружка " В стране рукоделия" 1 год обучения. Календарно - тематическое планирование.Дополнительное образование....

Рабочая программа по учебному предмету "Литературной чтение на родном русском языке" для 4 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для 4 класса....

Рабочая программа по учебному предмету: Литературное чтение на родном (русском) языке (2-4 классы)

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» адресована учащимся ОВЗ 2-4 класса ГБОУ «Республиканский Центр Образования» н...