Конспект по литературному чтению на родном русском языке " В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»)"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Светлана Петровна Будз

Цель: познакомить с главой «Мой дневник» из произведения «Я ничего не придумал» В.И. Воробьёва; обогатить словарь учащихся; развивать устную речь учащихся, память мышление, наблюдательность; создавать условия для привития интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

_________________________ Литературное чтение на родном русском языке

Тема: В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

Цель: познакомить с главой «Мой дневник» из произведения «Я ничего не придумал» В.И. Воробьёва; обогатить словарь учащихся; развивать устную речь учащихся, память мышление, наблюдательность; создавать условия для привития интереса к чтению.

УУД:

Личностные: проявляют эмоциональное восприятие чувств, поступков героя литературного произведения, различают основные нравственно-этические понятия; высказывают свое мнение о прослушанном произведении.

Метопредметные: Р – принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

П – знакомятся с биографией В. И. Воробьёва, формулируют ответы на вопросы по прочитанному материалу; выделяют слова, в которых выражается авторское отношение к герою;

К – умеют высказывать и пояснять свою точку зрения; овладевают основами коммуникативной деятельности.

Предметные: овладевают приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; формируют необходимый уровень читательской компетенции.

                           Ход урока

  1. Организационный момент

Звенит звонок.

Пора начать урок!

Дружно сели, подтянулись

И в учёбу окунулись.

  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока

Разгадывание загадки

Ежедневно в школе важный

Документ детей бумажный,

Здесь есть и расписание,

И результаты знания! (Дневник)

- Зачем нужен дневник?

- Какого его назначение?

Это интересно! Заглянем в словарь!

ДНЕВНИ'К, а́, м. 1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести д. 2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований. || Название разного рода периодических изданий (книжн. лит.). Д. общества врачей. Д. писателя. 3. Книга, в к-рую записываются служебные операции, производимые в течение дня; журнал (канц.). 4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах.

- Как вы думаете, почему я заговорила сегодня о дневнике?

     3.Сообщение темы и цели урока

             Действительно, мы сегодня познакомимся с главой «Мой дневник» из произведения «Я ничего не придумал» В.И. Воробьёва.

- Как вы думаете, каковы цели и задачи нашего урока?

4.Работа по теме урока

1) Рассказ учителя о В. И. Воробьеве (презентация)

Родился в Самаре 7 марта 1916 года. Семья часто переезжала с одного места на другое: в1923 г. – в г. Пятигорск, в 1928 г. – в г. Хабаровск, где В.И.Воробьёв окончил школу-семилетку и поступил на первый курс техникума связи, а в начале 1930-х годов его отца перевели на службу в г. Александровск на острове Сахалин. В 1932 г., после смерти отца он с матерью вернулся в Пятигорск.

В 1935 году поступил в медицинский институт в Махачкале, но вскоре перевёлся в Иваново, где проучился три года, одновременно работая электриком и заведующим радиоузлом институтского общежития. В 1938 г. из-за тяжёлого заболевания позвоночника институт пришлось бросить и вернуться в Пятигорск. Там Воробьёв устроился работать на станцию

В 1943 г. добровольцем ушел на фронт, был солдатом-артиллеристом; демобилизован после ранения. За мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, шестью медалями.

 После демобилизации работал в разных организациях и был внештатным корреспондентом Пятигорского радио.

В 1949 г. приехал в Пермь. Здесь работал на строительстве Камской ГЭС, преподавал в школе английский язык, служил инспектором и методистом областного управления культуры, был нештатным сотрудником газеты "Звезда" и областного радио.

В 1949 году написал первый рассказ "Первый урок", который в том же году опубликовал в пермской газете "Звезда" Член Союза писателей СССР с 1963 года. Писал очерки, рассказы, пьесы и сценарии.

Умер 22 января 1992 года.

В общей сложности при жизни писателя различными издательствами Москвы, Перми и Екатеринбурга была издано 28 его книг.

По мнению пермского писателя В. Богомолова, особое место в творчестве Воробьёва занимает последняя книга «Такое кино» — сборник рассказов о его детстве.

В 1960 году была напечатана сказка «Капризка», впоследствии переработанная в повесть

«Капризка — вождь ничевоков». Сказка знакома каждому малышу и школьнику далеко за пределами Пермского края.

А ужу в 1983 году был создан мультфильм. Последний раз повесть «Капризка - вождь ничевоков» издавалась в 2000 году.

Произведения Владимира Ивановича Воробьёва учат нас трудолюбию, доброте, учат нас уважать взрослых, ценить дружбу и помогать людям.

В каждой сказке есть урок, что жизнь мы сами делаем прекрасной ... (Владимир Борисов)

Сказка — это, иными словами, правда     жизни…. (Леонид Сухоруков)

2) Чтение произведения (с. 5 – 9) учителем, учащимися (приём «Буксир»)

3) Работа по содержанию текста.

- Почему отец приказал Шуре и Юре вести дневники?

- Почему дневник захотелось вести герою рассказа?

- Какие трудности поджидали героя рассказа, когда он решил сделать первую запись в дневнике?

- Как получилось, что герой стал обманщиком?

- Назовите события, о которых герой сделал записи в дневнике.

- Как менялись записи в дневнике?

- Чему научился герой рассказа?

- Почему в рассказе писатель говорит и о том, что не записано в дневнике?

5.Закрепление и обобщение изученного материала

1) Выборочное чтение

- Что было изображено на первой странице?

- Какое решение принял отец по поводу посещения кинотеатра?

- Почему ребята научились хорошо рассказывать?

2). Игра «Вопросик» (Дети получают карточки, на которых дают полные ответы на вопросы письменно на индивидуальных карточках)

а). Кого боялся Мальчик?

б). Что нарисовал мальчик на 1 странице дневника?

в). Как звали собаку?

г). Какие насекомые прилетели в город?

д). Какое раньше было кино?

е). Что не смогли сделать Юра и Шура?

6. Итог урока

- С каким произведение познакомились?

- Соберите из слов пословицу. Как вы её понимаете?

а, пишут, пером, не, умом (Пишут не пером, а умом)

- Каким образом данная пословица связана с темой нашего урока?

 7. Рефлексия

Сегодня я познакомился…

Мне понравился …

Я хотел бы …

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"

Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...