Открытый урок по литературному чтению: В. Осеева «Волшебное слово».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Матвеева Галина Евгеньевна

Цель урока

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.

Задачи урока   

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
  • воспитание любви и уважения в семье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_oseeva.docx51.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения  во 2 классе

Автор

Матвеева Галина Евгеньевна

ОУ

Государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово  Раменский филиал

муниципального района Сызранский Самарской области

Предмет

Литературное чтение

Тема

В. Осеева «Волшебное слово»

Класс

2 класс

Учебно-методическое обеспечение

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий.
  • рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;
  • портрет писателя;
  • выставка книг В. Осеевой;
  • презентация к уроку (для учащихся);
  • иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».

Время реализации занятия

3 четверть  

Цель урока

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.

Задачи урока    

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
  • воспитание любви и уважения в семье.

Тип урока

работа с художественным текстом

Форма урока

Урок-исследование

Оборудование

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник,  письменные принадлежности

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • чтение с остановками;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • бортовой журнал;
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Формируем УУД:

Познавательные УУД

  1. Умение извлекать информацию из текста
  2. Умение на основе анализа объектов делать выводы
  3. Умение обобщать и классифицировать по признакам
  4. Умение делать выводы в результате совместной работы
  5. Умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

Коммуникативные УУД

  1. Умение слушать и понимать других
  2. Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  3. Умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  1. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  2. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  3. Умение определять цель деятельности на уроке
  4. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  5. Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Личностные УУД

  1. формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

1 мин

2. Психологический настрой

1 мин

3. Проверка домашнего задания

5 мин

4. Подготовительный. Стадия вызова

7 мин

5. Физминутка для глаз

1 мин

6. Восприятие нового. Стадия осмысления

16 мин

7. физминутка под музыку

1 мин

7. Присвоение информации. Стадия рефлексии

5 мин

8..Д. з

1 мин

9.Иог урока

2 мин

План урока

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3. Проверка домашнего задания.

Цель:

- заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой).

Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.

Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

– Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь.

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке

4.Подготовительный.

Цель: 
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

  1. ----------- (уважение)
  2. воспитанный, внимательный, вежливый
  3. помогает, заботится, радует
  4. Он доброжелателен к окружающим.
  5. Человек.

Вопрос:

 Определите первое слово синквейна. (Дети  говорят свои предположения. Выбирается  ключевое слово «уважение»)

 О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми).

– Как человек может показать, что он уважает другого?

– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

 

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

– Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся

Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Л2 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

5. Физминутка

Физминутка для глаз  «Солнечные зайчики»

6. Восприятие нового.

Цель:   Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Стадия осмысления

  • Чтение с остановками.

Слайд. Иллюстрации к рассказу.

Фрагмент 1

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

 Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении  Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него).

Заполнение кластера.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

1

П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

П5 умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7.  Физминутка под музыку.

8.  Восприятие нового.

Цель:   -выяснить как учащиеся поняли произведение;

-развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопросы по осмыслению:

 О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).

Слайд «Волшебное слово»

 Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

Слайд «Пожалуйста»

 Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)

– Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

Работа в группах.

 Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

 Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

Задания:

Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?

Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

Группа 4. Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

Группа 5. Запишите антонимы:

  • Зло –
  • Грусть –
  • Ненависть –
  • Капризный –
  • Непослушный –

– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

Заполнение кластера.

 2

Игра «Добрый круг»

Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку-сердечко и говорят вежливые слова. (группы по 5 человек).

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

9. Присвоение информации

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Вопросы:

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями. Почему?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

– Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым?

– Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?

– Давайте вспомним, какие добрые дела мы делали в классе.

Слайды: «Наши добрые дела» (фотографии из классного альбома).

В чём разница между значением слов «вежливость» и «уважение»?

– Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу).

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

терпимость
толерантность

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

10. Д.З.

Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 100-103 по ролям.

стр. 104-105, вопросы.

11. Итог урока

Чтение на доске:

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые «зайчики» – я уважителен и доброжелателен к людям,
  • Розовые «зайчики» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Коричневые «зайчики» – мне трудно быть уважительным и вежливым.

– Спасибо за урок!

Список использованной литературы

  1. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению  к учебнику Л. Ф. Климановой и др.,2 класс (УМК «Школа России») -М.: Издательство «Просвещение», 2016
  2. Климанова Л. Ф. ФГОС. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. 2 части "Школа России» -М.: Издательство «Просвещение», 2014

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс

Конспект урока, презентация, текст- приложение...

Разработка урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс В. Осеева  «Волшебное слово»...