Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Мартышка и Очки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Педагогические задачи

создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

Планируемый рузультат

Предметные:

научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Личностные:

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Основные понятия

Басня, мораль.

Образовательные ресурсы

 

портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен

Организация пространства.

Фронтальная и индивидуальная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klass4.odt17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

Тема

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Педагогические задачи

создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

Планируемый рузультат

Предметные:

научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Личностные:

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Основные понятия

Басня, мораль.

Образовательные ресурсы

портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен

Организация пространства.

Фронтальная и индивидуальная работа.

1 Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте наши гости. Я желаю вам отличного настроения и успехов на на нашем уроке. А чтобы настроение стало еще лучше, начнем с небольшой истории, которую для нас подготовил Егор.

Давайте представим, что мы оленеводы и живем на крайнем севере, где очень-очень холодно. И каждый день мы только и делаем, что пасем оленей. Вчера, в понедельник мы пасли оленей. Сегодня наступил вторник и мы снова пасем оленей. Завтра в среду мы снова будем пасти оленей. В четверг мы опять с утра начнем пасти оленей. И в пятницу нам снова нужно будет пасти оленей. Наступит суббота. Думаете будет выходной? Нет, мы снова пойдем пасти оленей. И угадайте, что мы будем делать в в воскресенье? Правильно, пасти оленей. Как хорошо, что мы не оленеводы и каждый день можем узнавать что-то новое и интересное.

2. Постановка цели урока.

1. Да, ребята, действительно, хорошо, что мы сейчас не на крайнем Севере, а на уроке литературного чтения. Посмотрите, у нас есть коробочка, из которой мы должны достать то, что нам понадобиться на уроке. Попрошу выйти несколько ребят, вытащить карточки и прочитать задачи на наш урок.

- повторить знания о биографии Ивана Андреевича Крылова

- правильно, внятно, без ошибок и  выразительно читать

- думать и рассуждать

- работать в группе дружно и тихо

- внимательно слушать и не отвлекаться

- писать контрольную работу по теме «Таблица умножения»

 

3. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Великие русские писатели» и начнем знакомиться с творчеством Ивана Андреевича Крылова. Перед тем как познакомиться с произведениями Ивана Андреевича, нам нужно немного узнать о его биографии. Ребята, а кто нам напомнит, что означает слово «биография»? (рассказ о жизни)

Так как с биографией Ивана Андреевича мы знакомились на прошлом уроке и вам нужно было дома прочитать статью в учебнике о нём, то мы проверим, как вы это запомнили. Для этого четверо ребят будут работать по карточкам.

Карточка.

Закончи предложения.

1) И.А. Крылов родился в...

2) Он самостоятельно изучил...

3) Более тридцати лет он проработал в...

4) Он писал... , в которых высмеивал...

Ответы:

1) И.А. Крылов родился в... (Москве).

2) Он самостоятельно изучил... (французский и итальянский языки).

3) Более тридцати лет он проработал в... (Петербургской публичной библиотеке).

4) Он писал... (басни), в которых высмеивал... (пороки людей).

Пока ребята работают с карточками, мы поработаем в группе и поиграем в игру «Верю-не верю». Каждой группе будет дана карточка с фактом биографии И.А.Крылова. Вам нужно будет подумать и решить, верите ли в это или нет.

1. У И.А. Крылова был псевдоним «Нави Волырк» .

2. Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен.

3. В детстве на рынке И.А. Крылов познакомился с бродячим музыкантом и научился у него играть на скрипке.

4. И. А. Крылов очень любил русские народные сказки и при каждой возможности просил свою старенькую няню Арину Родионовну рассказать ему про Спящую царевну или Бову-королевича. Некоторые сказки И.А. Крылов записал в стихах и их читают и перечитывают все , кто знает и любит русский язык.

5. И.А. Крылов в молодости очень любил кулачные бои, был сильным и крепким человеком, поэтому очень часто в них побеждал.

6. Впервые И.А. Крылов начал работать в 10 лет, чтобы помочь матери содержать семью.

Ученики выходят к доске, читают факт и соглашаются с ним или нет.

Затем идет проверка работы по карточкам.

4. Решение учебной задачи.

- Произведения какого жанра прославили И.А.Крылова? (Басни)

- Давайте вспомним, что вы знаете об этом жанре. У нас есть репка, которую мы можем вытянуть только если правильно дадим определение басни. А помогут нам подсказки на доске. (Дети по очереди берут подсказки и выстраиваются в нужном порядке)

Басня — краткий рассказ

Герои — животные

Пороки — недостатки людей

Мораль — поучение

Давайте проверим, что у нас получилось (Проверяет репка)

Басня — это краткий рассказ, героями которого  являются животные, растения, предметы, а подразумеваются люди.  В басне высмеиваются пороки (недостатки) людей: глупость, жадность, зависть, хвастовство. Басни содержат мораль (поучение).

- Всё ли правильно? Можно ли вытянуть репку? Нет, потому что мы забыли еще об одной особенности басни. Какой? (Иносказание (аллегория) — изображение животного или предмета, за котором скрывается человек, недостаток или качество человека)

- А почему И.А. Крылов сделал героями своих басен именно животных, а не людей? (И.А.Крылов переносит пороки людей на животных, и поэтому людям это было не обидно, и наказать за это нельзя)

- Теперь мы можем вытянуть нашу репку? (Да)

- А теперь пришло время познакомиться с басней «Мартышка и Очки». Как вы думаете почему слова Мартышки и Очки написаны с большой буквы? (Потому что они являются главными героями). Мы сейчас послушаем басню и попробуем разобраться, что же прячется за этими образами, кто изображен в образе мартышки, а что в образе очков) На доску крепятся слова «Мартышка» и  «Очки».

- Так как И.А. Крылов жил в 19 веке, то он использовал слова, которые нам сейчас могут быть непонятны.  Поработайте в парах, соедините слова и их значения.(Дети работают в парах) Одна пара на доске.

Дюжина                        6  

Полдюжины                 верхняя часть головы

Темя                               12

Нанижет                         необразованный человек;

Невежда                          грубый, невоспитанный человек.

Невежа                             наденет подряд на нитку, проволоку;

К худу клонит                  слепая, плохо видит

Познатней                         к плохому клонит;

«Слаба глазами стала»     побогаче, выше титулом.

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. Проверка по цепочке.

- Обратите внимание на слова «невежа» и «невежда». В написании они различаются всего одной буквой, но значение у них разное. Сейчас прослушивая басню, постарайтесь найти, какое из этих слов там встречается.

- Прослушивание аудиозаписи басни.

5. Анализ и выразительное чтение басни

- Какое впечатление у вас сложилось от прослушанной басни?

- Что вам показалось забавным в этой басне?

- Почему мартышка решила, что её обманули?

- Почему же очки не помогли мартышке?

- Как вы думаете, почему именно мартышку автор сделал героиней своей басни? (Она вертлявая, мартышки обычно стараются подражать людям, их ужимки и действия смешат, мартышки очень подвижны).

6. Физминутка

И мы сейчас тоже подвигаемся, чтобы отдохнуть

(Тётя Весельчак)

7. Анализ и выразительное чтение басни.

- А теперь начнем читать басню. Читать будем по частям, поэтому возьмите простой карандаш.

- Прочитаем первую часть. Отметьте карандашом. О чём говорится? (Как мартышка пыталась приспособить очки, но у неё не получалось ничего)

- С какой интонацией читаем? (спокойная, но в то же время передаем старание и муки Мартышки)

- Прочитаем вторую частью и отметьте простым карандашом. О чём говорится во второй части? (Как мартышка рассердилась и разбила очки)  С какой интонацией будем читать? (Ворчливой, недовольной, а потом с интонацией изумления)

- Прочитаем третью часть. Как назовем эту часть? (Мораль) С какой интонацией будем читать? (поучительной, назидательной)

- Попробуйте прочитать басню выразительно и потом посмотрим, что же у вас получилось.

Дети самостоятельно читают басню.

Затем трое учеников выходят к доске.

- А сейчас у нас конкурс на лучшее выразительное прочтение басни. Мы с вами жюри и оцениваем чтение ребят. Дети читают по частям и их чтение оценивается.

- Какое слово встретилось вам в басне «невежа» или «невежда»?

- Кто оказался невеждой в басне? (Мартышка)

- Сделаем вывод, кого изобразил автор басни в образе Мартышки? (невежду, необразованность) Вывешивается на доске.

- А что же изображено в образе Очков? Как вы думаете, что в басне означают Очки? В образе Мартышки высмеиваются отрицательные качества — невежество, необразованность, неграмотность. Значит Очки означают что-то положительное, хорошее, нужное, полезное. Что же это, кто догадается? (Предположения детей)

- Ребята, есть такие люди — литературоведы. Они разгадывают смысл литературных произведений, предполагают, что же хотел сказать автор своим произведением. И вот они предположили, что Очки — это знания. (вывешивается на доску) Но со знаниями надо уметь обращаться толково, применять их, тогда от знаний будет польза. Так и в басне Мартышке с очками следовало обращаться с умом — не лизать их, не надевать на хвост, а надеть, как положено, на глаза.

- Прочитайте высказывание другого баснописца Ивана Ивановича Хемницера «Какой топор в руки  не возьми, а коли рубить не умеешь, то никакой топор не поможет». Как вы его понимаете?

8. Закрепление.

- Давайте представим, что Мартышка узнала про то, что есть сотовые телефоны. И ей бы удалось их тоже с полдюжины достать, принесли бы они ей пользу, ели бы она с ними обращалась также как с очками? Какие еще предметы могли попасть в руки Мартышке?

- Давайте представим, что мартышке попалась какая-то другая вещь и придумаем свой рассказ. У вас на карточке дана канва нашего рассказа, куда нужно вставить пропущенные слова. И самое важное — вам надо постараться придумать свой вывод. А мы послушаем и выберем, у кого интереснее получится. В качестве вывода мы можете взять любую пословицу или придумать свой, не обязательно это должно быть в стихах или в рифму, нам главное смысл. В помощь я вам даю карточку с пословицами о знаниях:

1. Мир освещается солнцем, а человек знаниями.

2. Знания дороже богатства.

3. Знания приобретешь — не пропадешь.

4. Кто знаниями обладает — тот всюду побеждает.

5. Без знания и лаптя не сплетешь.

Однажды Мартышка узнала, что ________________ очень полезная вещь, потому что __________________. И купила она себе полдюжины ___________________.

Вертит _______________ так и сяк:

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

_________не действуют никак.

«Тьфу пропасть! - говорит она: - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про ___________лишь мне налгали;

И проку на волос нет в них»

А я бы так сказал Мартышке:

9 Итог урока

Рефлексия «Радуга»

10. Домашнее задание.

1. выучить басню наизусть.

2. На выбор: нарисовать иллюстрацию или придумать свою басню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"

Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс.

Урок литературного чтения по теме "В. Чаплина "Мушка"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 2 класс....

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс.

Урок литературного чтения по теме "Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"" Учебник: О.В.Кубасова «Литературное чтение», 1 класс....