Урок литературного чтения во 2 классе по теме "К.И. Чуковский "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Это второй урок по теме, на котором дети продолжают знакомство с творчеством Чуковского и учатся читать произведение по ролям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_fedorino_gore.docx26.93 КБ
Файл shapochki_dlya_chteniya_po_rolyam.docx336.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словари учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы.

Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки для работы в парах (словарная работа), «шапочки» с предметами для чтения по ролям.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.

Материально-техническое обеспечение: презентация, аудиозапись.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель показывает большую подарочную коробку. СЛАЙД

 - Вы любите получать подарки? Это вам. Какие вопросы у вас возникли, глядя на коробку? (Что там? Этого на всех хватит? Это съедобное? и т.д.)

- Ответить на ваши вопросы поможет загадка. СЛАЙД

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)

СЛАЙД - книги К.И. Чуковского.

- В моем детстве считалось, что книга – лучший подарок.

                     Пусть книги друзьями заходят в дома.

         Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.

  1. Целеполагание.  Постановка задач урока.

- Что объединяет эти книги? (Их автор – Чуковский)

- Мы уже знакомы с его творчеством?

- Какие произведения мы читали?

- А какое будем читать сегодня? Узнайте, выполнив речевую разминку.

В сказке этой, вот беда,

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат: «Куда, куда?!»

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Все виновную прощают,

Без хозяйки плохо быть,

А она им обещает

Их не пачкать и не бить.

-  Мы знакомы с этим произведением?

- Значит, какой будет урок? (Урок закрепления знаний)

- Чему будем учиться? (Отрабатывать выразительное чтение, задавать вопросы по содержанию, читать по ролям, составлять план).

  1. Повторение изученного.

Индивидуальное задание: ТЕСТ по сказке "Федорино горе"

Тест_________________________________________

1.Как звали главную героиню сказки?

А. Мария Николаевна

Б. Федора Егоровна

В. Елизавета Васильевна

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

     А. Корова

     Б. Коза

     В. Свинья

3. Тарелки скакали как…

    А. как зайцы

    Б. как белки

    В. как кенгуру

4. Кто остался в доме у Федоры?

     А. кошки

     Б. тараканы

     В. попугаи

5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?

    А. читала стихи

    Б. пела тихую песню.

    В. плясала

6. На чём стоял самовар в конце сказки?

    А. на столе с белой скатертью

    Б. на подоконнике

    В. на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке

- Что вы знаете о биографии и творчестве писателя? (Обучающиеся коротко рассказывают, что запомнили о Чуковском из предыдущих уроков. Учитель может добавлять сведения).

  • Чуковский – псевдоним, настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
  • Родился в Петербурге в бедной семье. Мать Чуковского, Екатерина Осиповна, была крестьянка и работала прислугой в доме Чуковских.  Чуковского  исключили из гимназии из-за низкого происхождения.
  • Чуковский сам изучил английский и французский языки и перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”.
  • Он наблюдал и записывал, как говорят маленькие детки. Из этих записей получилась интересная книга "От двух до пяти".
  • Много произведений Корней Чуковский написал благодаря своим детям, которых он очень любил.
  • Корней  Чуковский не только сочинял стихи. Он первый пересказал для детей Библию.
  • Корней Чуковский жил в Переделкино (дачный поселок в Подмосковье).  Сейчас в доме в Переделкино находится музей. Здесь все сохранилось так, каким было в последние годы жизни писателя. А еще перед домом растет большой клен. Однажды клен оказался без листьев и все решили, что он погиб. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и, спустя некоторое время, появился с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, а приезжающие сюда туристы – дети, могут привезти и  оставить на память свой ненужный башмачок.  
  • Умер в 87 лет. Похоронен писатель в Переделкино, где он жил долгие годы.

- А знаете, как появилось произведение «Федорино горе»?

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.

- Сказка была опубликована в 1926 году, т.е. 94 года назад. Написана, скорее всего, еще раньше. В общем, 95 лет ей точно есть.

 Конечно, за это время многое изменилось и некоторыми словами мы перестали пользоваться. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие и мало употребляемые слова мы уже разбирали, поэтому сейчас проверим, как вы запомнили их значения.

Словарная работа. Работа в парах

- У вас на партах лежат карточки. Ваша задача – соединить слово с его лексическим значением. (Карточки разрезаны.)

Сито

предмет с сеткойдля просеивания муки

Корыто

большой продолговатый открытый сосуд для стирки

Расфуфырили

сделали пушистыми

Побежали во всю прыть

очень быстро

Кадушка

небольшая кадка – бочка из досок, стянутых обручами

Кишат

беспорядочно двигаются в разных направлениях

Прусак

рыжий таракан

Проверка со слайда

V. Работа по теме урока

1) Выразительное чтение 1-3 части.

2) Чтение по ролям. Инсценирование.

  • Продолжим читать стихотворение «Федорино горе» выразительно по ролям. 
  • Можете ли вы сразу приступить к выполнению этого задания? (Нет. Необходимо подготовиться.)
  • Как подготовиться к чтению по ролям?

- Прочитайте, какие советы вам дают авторы учебника.

- Определите действующие лица, запишите в тетрадь.

- Распределите роли в группе, прорепетируйте.

- Прочитайте отрывок по ролям.

VI. Физкультминутка по сказкам Чуковского.

  • А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба)
  • Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег)
  • Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы)
  • Тут бабочка прилетала, крылышками помахала (машут руками)

VII. Закрепление материала.

- Почему это произведение названо сказкой?

- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).

- Как ведут себя эти предметы?(Как люди)

- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К. И. Чуковский построил свою сказку так?(Чтобы было интереснее потом).

- Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.(с.17 «Было нам у бабы худо…»)

- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (Он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).

- Какой звук повторяется? ([ж]) Автор помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.

- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (Так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).

- А теперь прочитаем, как убегают блюдца. Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (Они круглые, мчатся, не могут остановиться и налетают, натыкаются на стаканы).

- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь?(Звук разбивающегося стекла)

- Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла.

-Так Чуковский  не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.

- Какой Федора была в начале сказки? (Ленивая, неряшливая)

- Как автор относится к Федоре? (Осуждает, сочувствует, жалеет)

- А вам Федору жалко?

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).

IX. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.

Тест

1. Кого из животных встретила посуда на пути. Это животное широко растопырило глаза:
а) Корова
б) Коза
в) Курица

2. Кто вывалился из окошка?
а)Стул
б) Диван
в) Стол

3. Как называла посуда свою хозяйку?
а) Неряха-замараха
б) Грубиянка
в) Драчунья

4. Кто остался с бабой Федорой?
а) Тарелки
б) Стаканы
в) Тараканы

5. Как в своей песне она называла посуду?
а) Бедные сиротки мои
б) Посудушка
в) Мои родные

Проверка по слайду

- К чему призывает нас автор  своей сказкой?(Внимательному отношению друг к другу. Быть аккуратными. Учит соблюдать порядок).

 - Какая пословица подходит к сказке? СЛАЙД

 - У кого из наших ребят всегда порядок на парте?

- А у кого сегодня был порядок в ответах? Кого бы вы отметили?

- Оцените свою работу на уроке.

-Если вы активно работали на уроке, никаких трудностей у вас не возникало,  нарисуйте чашку  желтого цвета на верхнюю полку шкафа.

- Если вы считаете, что были небольшие неточности в ответах, затруднения, то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета.

- Если вам было трудно  работать,  то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета.

X. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из сказки.
  2. Оформить обложку книги «Федорино горе».



Предварительный просмотр:

         автор

Чайник

       

       чайник

Блюдце Гжель / Saucer Gzhel — Moscow Kerry

       блюдце 

Как нарисовать корыто карандашом поэтапно?

корыто

Скалки Тесто Пластиковые Кухонные, другие, Разное, кухня, оранжевый png |  PNGWing

        скалка

Рисунки карандашом чашка кофе (53 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

         чашка

              эскиз утюга Стоковые Фото – 42 эскиз утюга Стоковые Изображения, Стоковая  Фотография и Картинки | Картинки, Утюги, Эскиз

              утюг

раскраски детские онлайн бесплатно раскраски для детей с посудой

     

кастрюля

Раскраска самовар | Детские раскраски, распечатать, скачать

самовар

Федора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока литературного чтения А.Прокофьев. "Как на горке, на горе"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Урок литературного чтения по теме К.И. Чуковский «Федорино горе»"

Знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского,  и с произведением “Федорино горе&rdquo...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"...

Конспект урока и презентация по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Федорино горе".

Дети научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: • воспринимать на слух художественный текст; • определять смысл произведения; • нахо...

Урок литературного чтения по теме "К.И.Чуковский "Федорино горе"

Урок разработан по УМК "Школа России".Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произ...

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс К.И. Чуковский "Федорино горе"

Презентация к  уроку литературное чтение 2 класс К.И. Чуковский "Федорино горе"...