Конспект урока по литер.чт. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше
план-конспект урока по чтению

Казьмина Анна Алексеевна

Тема урока: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

Содержательная цель: портрет, характер героя, повесть-сказка.

Деятельностная цель: формирование умения  анализировать художественное произведение (портрет героев); понимать и оценивать прочитанное.

Планируемые результаты:

Познавательные  УУД.

  • Формировать умения с помощью учителя формулировать тему урока.
  • Формировать умение находить главных героев в произведении.
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на уроке.
  •  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Работать в коллективе.

Личностные УУД:

  • Освоить статус ученика;
  • Формировать мотивацию к учению;

Ресурсы:  презентация, учебник ,  рабочая тетрадь по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

Конспект

урока по литературному чтению

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

 

 

Тема урока: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:

Содержательная цель: портрет, характер героя, повесть-сказка.

Деятельностная цель: формирование умения  анализировать художественное произведение (портрет героев); понимать и оценивать прочитанное.

Планируемые результаты:

Познавательные  УУД.

  • Формировать умения с помощью учителя формулировать тему урока.
  • Формировать умение находить главных героев в произведении.
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.   

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на уроке.
  •  Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Работать в коллективе.

Личностные УУД:

  • Освоить статус ученика;
  • Формировать мотивацию к учению;

Ресурсы:  презентация, учебник ,  рабочая тетрадь по литературному чтению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.

-Прозвенел звонок. Начался урок. Тихо садимся на свои места. Мы пришли сюда учится, не ленится, а трудится, работаем старательно, слушаем внимательно.

Ребята  садятся и настраиваются на урок.

 2.Этап актуализации и пробного учебного действия. 

-Ребята расскажите, чем вы занимались на прошлом уроке чтения?

-Верно, у меня для вас такое задание, посмотрите на доску, там вы видите предложения из ранее пройденных произведений.

Давайте прочтём их и вспомним, из каких сказок эти высказывания.

1. Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (слайд 1)

-Итак, из какой сказки эти строки?

-Верно, продолжим.

2. И вдруг из-за спины у него появился здоровенный паук. Он-то и начал

обматывать Бильбо паутиной, пока тот дремал. Бильбо видел его глаза, чувствовал, как притрагиваются мохнатые лапы...(слайд 2)

-Все ли вспомнили какой сказке принадлежат эти строки, назовите?

-Молодцы.

3. Может быть,- сказал Пух.- Иногда как будто он, а иногда как будто и не он. По следам разве угадаешь? (слайд 3)

-Что это за сказка?

-Да.

Смотрим дальше.

4. Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

- Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (слайд 4)

-Как называется эта сказка?

-Совершенно верно, продолжим.

5.  « Будь я не Чиполлино, если не сыграю с ним эту шутку!»- подумал он.( слайд 5)

-Верно. Читаем дальше.

6.  И, действительно, не прошло и секунды, как паровая машина заработала. Фут, фут, фут ... - пыхтела она. (слайд 6)

Дети отвечают на вопрос.

-«Шляпа волшебника»

-«Хоббит»

- «Винни-Пух»

- «Буратино»

- «Чиполлино»

Этап локализации индивидуальных затруднений. 

-А как вы думаете, откуда эти строки?

Дети затрудняются при ответе на вопрос.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 

-Хотите узнать из какой сказки эти строки?

-Да

Этап реализации построенного проекта 

-Откроем учебники, страница 158.

-Прочтите название сказочной повести.

-Кто написал сказку?

-Сейчас я немного расскажу о ней.

(слайд 7), а вы слушайте внимательно.

Астрид Линдгрен родилась больше ста лет назад в южной Швеции. В детстве Астрид часто слышала народные сказки, песни, шутки, загадки.

- Кто мне скажет, каким одним словом называется, устное народное творчество?

 (устное народное творчество называется - фольклор).

Итак, маленькую Астрид окружал фольклор, который лёг в основу её творчества. Она написала много произведений для детей. Может быть, вы знаете какие?

«Пеппи длинный чулок», «Малыш и Карлсон», «Приключение Калле Блюмквиста»( слайд 8) и многие другие.

 В основном она писала сказки, в большинстве приключенческие, и что интересно

принадлежит она - миру детства.

-Раньше кто-нибудь слышал о произведениях написанных Астрид Линдгрен?

Ребята, а сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Перед вами зашифровано слово. Здесь написано, о ком чаще всего Линдгрен пишет свои книги. Кто-нибудь может сразу ответить на вопрос? Тогда я дам несколько подсказок, и буквы будут отрываться. (слайд 9) Учебники закройте.

Подсказка №1.С каким произведением мы сегодня будем знакомиться?

2. Как зовут писательницу, которая написала эту сказочную повесть?

3. В какой стране живет Астрид Линдгрен?

4. Астрид Линдгрен написала именно сказочную повесть потому что в детстве была окружена …

Итак, зашифрованное слово  - дети. Да, именно о них. Посмотрите еще раз внимательно на слайд. Кто является героями её книг?

- « Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

- Астрид Линдгрен

Дети слушают  биографию.

-Фольклор

Дети отвечают на вопрос.

-Дети

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Давайте начнём читать, по очереди внимательно следите друг за другом.

Чтение 1 главы. ( слайд 10)

-С чего начинается сказка?

- А кто скажет, как называются картины, на которых нарисованы города, улицы, дома?

-Что о них говорится, какими они были?

-Прочтите строки, в которых это говорится.

-Назовите главных героев.

-А как называется картина, на которой нарисован человек?

-Каким был Малыш? Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором нам писательница дает портрет Малыша.

(слайд 11)

-А считал ли Малыш себя обыкновенным?

-Откуда мы это узнали? Найдите в тесте подтверждение.

-Верно, на самом деле  Малыш самый обыкновенный семилетний мальчик.

-Откроем ваши тетради по чтению, стр. 22, 1 упражнение, прочтите задание.

-Что нужно сделать?

-Читаем первое слово, какую букву нужно подставить?

-Верно. Продолжим.

-Расставите буквы до конца, какие буквы вы вставили?

-Прочтите слова, которые получились.

-Верно, прочтите задание 2.

-Что нужно сделать?

-Найдите в тексте строки, описывающие Карлсона.

(слайд 12)

-Какие слова мы будем выписывать?

-Верно, Малыш у нас самый обыкновенный, а Карлсон обыкновенный или всё же он отличается от всех?

-Значит он не обыкновенный, а в тексте говорится об этом?

-Найдите и прочтите строки, в которых говорится, что Карлсон необыкновенный.

Дети читают  по очереди.

- С описания города, улицы, дома.

-Пейзаж

- Самыми обыкновенными.

Дети читают.

-Малыш и Карлсон

-Портрет.

-Ему семь лет,  голубые глаза, немытые уши и в разорванных на коленках штанишках, самый обыкновенный мальчик.

-Нет

- Малыш говорил: - я вовсе не самый обыкновенный ребёнок.

-Дописать слова.

-Букву «М» и получится слово - Малыш.

- «М»

-Домик, мотор, машина, мурашки, мимо, маленький.

-Найти в тексте, из каких деталей складывается портрет Карлсона и выписать их.

Дети работают с текстом.

-Маленький, толстенький, умеет летать, с пропеллером, с важным и достойным видом, пухленькие ручки, короткие ножки.

-Карлсон отличается от всех.

-Да

Дети зачитывают строки.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 

-Давайте приступим к следующей главе, прочтём её очень внимательно, я приготовила для вас вопросы по тексту, и  мы проверим, кто читал внимательно, а кто нет.

Чтение 2 главы

-О чём говорится в этой главе?

-Верно, теперь выполним небольшую самостоятельную работу. Перед вами лежат карточки, в них написаны предложения, а рядом пустая колонка. Сначала вы читаете предложения, и если предложение верное, ставите плюс в пустую колонку напротив предложения, а если предложение неверное, ставите минус. Все поняли, что нужно делать? Например, я говорю предложение «Книгу о Карлсоне написала Астрид Линдгрен». Как вы думаете, это верное или неверно? Верное, значит, ставим плюс. А вот еще одно предложение: «Карлсон дружил с Кристофером Робином». Это верно или неверно? Неверно, ставим минус.

-Приступайте и будьте внимательны.

Была тёмная, синяя ночь, окна были закрыты и не было занавесок.

-

Малыш давно знал Карлсона.

-

Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.

+

Малыш равнодушно стоял и смотрел в окно ведь каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.

-

Карлсон окинул Малыша внимательным долгим взглядом и полетел дальше.

+

-Все выполнили задание?

-Кто уже готов, положите руки перед собой, покажите, что вы всё.

-Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание, читайте по очереди, говорите верным ли вы считаете это предложение или нет. Будем сверять наши ответы с ответами на доске. (слайд 13)

Дети читают 2 главу.

-Рассказывается о том, как Малыш и Карлсон познакомились.

-Да

-Верное

Дети работают самостоятельно.

-Неверно

Проверка самостоятельной работы.

Этап включения в систему знаний и повторения. 

-Сейчас просмотрим не большой фрагмент из мультфильма. (видеоролик)

-Малыш испугался Карлсона?

-При знакомстве с Малышом, что Карлсон говорит о себе?

Дети просматривают фрагмент из мультфильма.

-Нет, Карлсон понравился Малышу.

-Что он самый лучший в мире летун.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

-Ребята, с какими сказочными героями мы сегодня познакомились?

Кто автор этой сказочной повести?

А что вы еще сегодня потренировались  делать?

-Верно, а хотите узнать, что произошло с ними дальше?

-Это вы узнаете дома, когда прочтёте 3 главу.

-Откроем дневники и запишем домашнее задание.

Стр. 160, 3 глава, читать.

-Вы очень хорошо поработали, урок окончен.

-Малыш и Карлсон.

Вы сегодня учились находить портрет и пейзаж в произведении.

-Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по чтению во втором классе "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по программе «Школа 2100»(с использованием «Проникающих информационных технологии»)...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Презентация к уроку литературного чтения "А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"

Презентация к уроку литературного чтения "А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".(УМК "Школа 2100")...

Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).

Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать св...

Презентация к уроку чтения по теме: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». 

Презентация к уроку чтения по теме: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»....

Конспект урока «Карлсон – воплощение детской мечты. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классеФорма урока – закрепление и обобщение знаний по произведению.     В ходе урока используются различные методы и форм...