Урок в 1 классе по обучению грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс)

Гридина Валентина Алексеевна

Урок  формирования первоначальных  предметных  навыков  и УУД. Форма урока: урок-путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx139.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

по программе «Школа России»

МБОУ «СОШ № 48 им.Р.М.Каменева»

г.Курск

Тема урока: Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф

.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Дидактическая цель.  Создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с новыми звуками [ф], [ф'] и буквами Ф,ф.

Задачи урока:

  1. Содействовать формированию умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
  2. Упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов на данные буквы.
  3. Развивать у детей фонематический слух
  4. Воспитывать в детях чувства доброты, любви к родному краю.

Личностные универсальные учебные действия:

  1. Освоение роли ученика.
  2. Ценить и принимать базовые ценности «добро», «природа»

Регулятивные:

  1. Организовывать свое рабочее место.
  2. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

  1. Ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
  2. уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  3. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
  4. осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

  1. Участвовать в диалоге на уроке.
  2. Отвечать на вопросы учителя.
  3. Слушать и понимать речь других.
  4. Участвовать в парах.

Оборудование: опорная схема звуков [ф], [ф'] и буквы «Ф,ф», алфавит, проектор

Форма урока: Урок-путешествие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Начнем урок!

Самоконтроль готовности к уроку

Личностные:

Самоопределение

(Мотивация учения)

2.Актуализация опорных знаний.

Цель: выявить ранее усвоенные учебные задачи и действия для восприятия нового материала.

Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит

- Звуки бывают …

- При произнесении согласного звука

- Согласные звуки бывают

- Гласные звуки бывают

- После твердых согласных пишутся гласные буквы…

- После мягких согласных пишутся гласные буквы…

- Буквы е, ё, ю, я в начале слова

Дети отвечают

(из предложений).

(гласные и согласные).

(воздух во рту встречает преграду).

(глухие и звонкие, твердые и мягкие)

(ударные и безударные).

(а,о,у,ы,э).

(е,ё,и,я,ю).

(обозначают 2 звука).

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

3.Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: постановка цели урока, узнавание новых слов.

Просмотр мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=GcreCUDu5es

С какой буквой мы познакомимся сегодня?

Мы сегодня познакомимся с буквой «эф» и звуками, которые она обозначает; научимсячитать слоги, слова и предложения с новым звуком.

Речевая разминка

Филин серый, филин старый.

А глаза горят как фары

  1. Беседа по содержанию скороговорки
  2. Хоровое произношение сначала в медленном темпе, а затем в быстром.
  3. Работа в паре «Переговори соседа»

Какие слова начинаются с буквы «Эф»?

Отвечают на вопросы по ходу мультфильма

Буквой «Эф»

Выполняют задание

Филин, фары

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

  1. Восприятие новых знаний.

Цель:  привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание новых заданий.

Дайте характеристику первого звука в слове «филин»?

Дайте характеристику первого звука в слове «фара»?

Какой вывод вы можете делать?

Игра «Определи звук».

Цель: умение определять звук по твердости-мягкости.

Если вы слышите в слове твердый [ф] - поднимаете синюю карточку.

Если мягкий[ф`] – то зеленую.

Слова: фонарь, фикус, фокус, телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.

Дети определяют ,что согласный, мягкий, глухой.

Звук согласный, глухой, но твердый.

Буква «Эф» обозначать может два звука: либо твердый [ф],либо мягкий [ф`].

Дети играя, определяют звук.

Личностные:перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:анализ ситуации;

Регулятивные:умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:слушать и понимать речь других;принимать позицию

5.Формирование новых понятий, способов действий.

Цель: воспроизведение обучающимися способов выполнения заданий из учебника

Звуковой анализ слов «фокус», «фикус». Моделирование звукового состава слов.

Рассмотрите рисунки в учебнике. Что нарисовано?

Сколько букв в первом слове?

А сколько звуков?

Разделите слово на слоги.

Произнесите слово. На какой слог падает ударение?

Аналогичная работа со вторым словом.

Что общего у этих двух слов?

Чем различаются?

Дети определяют значение слов.

Дети выполняют звукобуквенный разбор слова.

Одинаковое количество букв, звуков, слогов, ударение на первом слоге.

Первым звуком.

Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: использование знаково-символических средств, для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Физминутка.

Цель: закрепление навыков узнавания места звука в слове на основе физических действий

Я называю вам слова, если звук [ф] или [ф`] находится в начале слова, то поднимаете руки вверх,в середине – руки в стороны развести.

в конце – присесть.

Кто ошибается – присаживается на стульчик.

Флаг, кофе, торф, финик, фасоль, вафля, кафе, граф, графин, фон, слон,  телефон, шериф.

Выполняют действия игры

Личностные:перенос на свой жизненный опыт

6.Применение понятий, способов действий.

Цель: формирование и закрепление знаний о букве, звуках. Чтение слогов.

Ножницы я в руки взял – 

Букву Ф я в них узнал.

На что еще похожа буква «Эф»?

Задание на концентрацию внимания.

Зачеркни все буквы «ЭФ». Как только я скажу стоп – остановитесь.

Поменяйтесь в парах листочками и проверьте: все ли буквы зачеркнул ваш друг.

Кто заметил слова, которые спрятались в строчке?

Чтение слогов в учебнике.

Совместное чтение.

Чтение по рядам.

Дети на скорость зачеркивают буквы.

Работа в парах.

Фара, филин, финик, телефон, фартук.

Чтение слогов.

Коммуникативные: формируем умение оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательные и личностные рефлексии, самооценка результатов деятельности, сознание качества и уровня усвоения.

Предметные: произносить правильно название буквы, читать слова и слоги с изученной буквой.

Самостоятельная работа

Цель: формировать навык чтения

Дифференцированная работа.

Для детей плохо читающих – прочитать слоги со скоростью.

Для хорошо читающих – текст на карточке.

Дети выполняют задание.

Дети, выполнившие задание выходят и читают

Регулятивные: формируем умение осуществлять познавательные и личностные рефлексии, самооценка результатов деятельности, сознание качества и уровня усвоения.

Предметные: читать слова и слоги с изученной буквой.

Рефлексия

С  какой буквой познакомились?

 Какие звуки обозначает?

Посмотрите на картинки. Назовите те предметы, которые содержат звук [ф`] или [ф].

- У кого хорошее настроение помашите ручкой.

Поблагодарите друг друга за работу.

-Урок окончен.

Познавательные:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания; 

Коммуникативные:постановка вопросов, умение полно и точно выражать свои мысли. 

Личностные:самоопределение, нравственно-этическая ориентация, смысл образования

Приложение

ФарамафФфилинфнаФиниктелефонфартукфФ

ФарамафФфилинфнаФиниктелефонфартукфФ

Как интересно в цирке! Кругом флажки, афиши и яркие фонарики. Под звуки фанфар началось представление.

Фокусник превратил фикус в букет фиалок. Клоун играл в футбол с медведем. А жонглёр ловил на лету графин и фарфоровую вазу.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/04/s_58ba608b89250/578272_16.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте письмо).Строчная буква ф .1 класс УМК ПНШ

Урок разработан на основе ФГОС нового поколения с формированием УУД у обучающихся....

урок литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте) "Знакомство с буквой К"

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI век", разработан в соответствии с требованиями ФГС НОО. На уроке используется технология проблемно-диалогическо...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок в первом классе. Предмет "Обучение грамоте". (Комбинированный урок.) Тема: "Письмо букв, слогов,слов с изученными буквами. Закрепление."

Закрепление каллиграфических навыков написания букв А, О, У, Ы, В. Выделение звуков, обозначаемых этими буквами, из написанных слов. Применены различные методические приёмы развитя речи, усвоения прав...