Как повысить мотивацию к чтению младшего школьника?
статья по чтению

Владимирова Татьяна Федоровна

В статье рассматривается проблема формирования читательской компетентности, причиной которой является снижение интереса к чтению художественной литературы современными школьниками. Практика работы со школьниками показывает, что дети с каждым годом все меньше и меньше читают. Книга сегодня вынуждена конкурировать с компьютерными и телевизионными программами. С целью повышения мотивации к чтению в статье освещается работа по ведению читательских дневников, даются рекомендации родителям и учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ К ЧТЕНИЮ

У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

Успешность ученика и его стремление учиться во многом зависит от умения читать. Основой учения является не только сформированность чтения как навыка, где важными критериями являются способ, скорость, правильность чтения, но также умение работать с книгой. Качественная организация уроков литературного чтения в начальных классах составляет прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Чтение – это «окно», через которое дети видят и познают мир и самого себя, оно играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Благодаря читательским умениям ребенок овладевает знаниями и навыками, необходимыми ему в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности [1].

Основным средством познания и общения считается речевая деятельность, поэтому учебная дисциплина «Литературное чтение» является одним из базовых учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, который способствует общему воспитанию, индивидуальному развитию и социализации ребенка. Успешность в его изучении во многом определяет эффективность в обучении ребенка и по другим предметам начальной школы. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности дает возможность лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных ценностей и эстетических идеалов.

Читательская компетентность составляет совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, эффективно использовать её в общественных и личных целях. Программа «Литературное чтение» основывается на деятельностной парадигме образования, целью которой является развитие личности обучающегося на основе освоения им способов деятельности. Поэтому программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Базовыми позициями курса «Литературное чтение» являются желание вступить в общение с писателем посредством чтения, внимание к личности писателя, бережное отношение к замыслу автора, наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «автор – текст – читатель» необходимо решение комплекса задач по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые предметные результаты заключаются в овладении детьми безошибочным, беглым, выразительным и осознанным чтением, метапредметные результаты – овладение умениями работать с информацией, личностные – сформированность познавательных интересов, позитивного опыта самостоятельного познания окружающего мира. Поэтому системтическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков чтения так важна.

Недостаточно только научить читать и находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Нужно организовать работу так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а личность испытывала необходимость в чтении как источнике дальнейшего самосовершенствования.

Важно, чтобы круг чтения ученика не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. Творческим чтением движет любознательность [5].

При этом роль учителя имеет большое значение. Именно он может создать условия для того, чтобы дети любили уроки литературного чтения, а интерес к чтению возрастал. Это важно, так как познавательный интерес составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, в целом, побуждает желание учиться. Еще Аристотель сказал, что «Познание начинается с удивления» [6]. Способность удивляться, проявлять любопытство к обыденным вещам, реагировать на все неожиданное, интригующее – это ценный ресурс, который нужно воспитывать. Создание условий для проявления любопытства является необходимым компонентом успешной работы над формированием читательской компетентности. Организуя учебную деятельность на уроках литературного чтения, следует использовать разнообразный занимательный и «затруднительный» материал, привлекать самих учащихся к подбору материалов для урока с применением загадок, ребусов, кроссвордов, афоризмов, этнографии слов, головоломок, самостоятельных произведений.

Научить ребят анализировать и решать коммуникативные и ситуативные задачи, обогатить их активный словарь помогут пятиминутки речевого этикета, решение проектных задач, использование пословиц и поговорок, употребление интонационных средств выразительности устной речи. Специально подобранные тексты и упражнения оказывают большую помощь в активизации познавательной деятельности на уроках чтения, главной целью которых является развитие навыков чтения, логического мышления, любознательности, наблюдательности, интереса к учебе в целом [4].

Позднее ученики становятся основными помощниками, проявляя огромное желание помочь другим ребятам. При этом происходит формирование и повышение культуры речевого общения, так как основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь [2].

Одним из способов повышения мотивации к чтению художественной литературы и развития читательской самостоятельности является работа по ведению читательских дневников.

Методика работы состоит из следующих этапов:

1. Диагностика умений (на форзаце читательского дневника строится таблица, в которую заносятся данные: дата проверки техники чтения, количество слов в минуту, понимание прочитанного, наличие ошибок).

2. Обучение ведению дневника:

а) объяснение цели ведения дневника, демонстрация приза за грамотно оформленный читательский дневник;

б) коллективное чтение и анализ произведения (на уроке раздаются книги с одним и тем же произведением, учащиеся читают произведение, выделяют главную мысль, анализируют прочитанное);

в) коллективное заполнение страницы читательского дневника (вносятся сведения об авторе, названии произведения, формулируется 1-2 предложения о прочитанном произведении, выполняется иллюстрирование интересного фрагмента произведения).

3. Самостоятельное заполнение (во время каникул учащимся предлагается прочесть и оформить нескольких книг по собственному выбору читателя или на какую-либо определенную тему).

4. Проверка дневников учителем и повторная диагностика.

5. Поощрение победителей.

Записи в читательских дневниках можно разнообразить, дополняя их выражением личного отношения к прочитанной книге, подбором пословицы по главной мысли произведения, выполнения заданий. Например, ребята получают список книг с пропусками слов в названии произведения, им предлагается выполнить задание: «В списке книг вместо точек впиши недостающие слова». Во 2 классе можно расширить информацию о прочитанной книге, записывая главных героев произведения, в 3 классе – рассказом о сюжете, идее произведения, указывая жанр, в 4 классе – оформлением отзыва, составлением плана, подбором к произведению крылатых выражений и пословиц, сравнений и метафор.

На классном часе в конце учебного года перед летними каникулами ребята получают читательские дневники, в которых вклеены списки книг, необходимые для прочтения. Список книг начинается словами: «Прочти и выиграй приз!».

Велика роль родителей на всех этапах обучения литературному чтению, поэтому наряду с использованием различных методик по развитию чтения и повышению мотивации, необходимо постоянно беседовать с родителями; давать рекомендации; разбирать ситуации, которые могут возникнуть в семье при возникновении вопросов, касающихся самостоятельного детского чтения; советовать, как поддержать детский интерес к чтению; проводить совместные литературные праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Для разрешения проблемы повышения мотивации к чтению у детей мы предлагаем серию родительских собраний:

1. Если телевизор и телефон конкурирует с книгой…

2. Воспитание у ребенка интереса к чтению.

3. Советы американского психолога В. Уильямса «Как заинтересовать ребёнка в чтении».

4. Развитие читательского интереса детей.

5. Чтение – окно в мир познания.

Уроки чтения – особые уроки. На них дети осмысливают такие важные вещи, необходимые в их нравственном развитии, как трудолюбие, уважение к людям труда, дружба, милосердие, толерантность, любовь ко всему земному и др. Разносторонняя работа по развитию мотивации чтения отражается на эмоциональном восприятии учениками окружающего мира, общем умственном развитии, логике рассуждений, расширении словарного запаса, формировании грамотного безошибочного письма [3].

Литература

  1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. 215 с.
  2. Гриценко И.И. Функции и разновидности речи. //Начальная школа. 2007. №6. С. 74-76.
  3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта, Наука, 1999. 496 с.
  4. Кондранина Т.И. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения М. Издат-школа, 2009. 160 с.
  5. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его побудить? //Начальная школа. 2007. №6. С.72-74.
  6. Цитаты об удивлении [Электронный ресурс]. URL: https://time365.info/aforizmi/temi/udivlenie (дата обращения: 18.10.2019)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить скорость чтения младшего школьника

В статье приведены примеры упражнений, направленных на повышение скорости чтения школьников....

Как повысить скорость чтения младшего школьника.

Скорость чтения является важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьника. Плохо читающие дети просто обречены на неуспеваемость, так как медленное чтение мешает усвоению учебного материала,...

Как повысить мотивацию ребенка к чтению?

Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания. Научить детей младшего школьного возраста любить и понимать книгу, формировать читательские умения, обогащение внутреннего мира...

Как повысить мотивацию к обучению у младших школьников

В данной статье описаны инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников...

Как повысить мотивацию к учебе у младших школьников?

Всем родителям приходится рано или поздно столкнуться отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Одни дети очень последовательны в своем нежелании учиться и остаются нерадивыми учениками с первого по од...


 

Комментарии

Комогорова Любовь Федоровна

Большое спасибо! Интересна серия родительских собраний! Постараюсь применить в своей работе.