Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: «Загадки, песенки, потешки».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гайсина Карина Евгеньевна

Конструкт урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_3.docx100.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока по литературному чтению

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема: «Загадки, песенки, потешки».

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся проявляют интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, демонстрируют потребность в самостоятельном чтении художественного произведения, способность достаточно глубоко понимать содержание произведения.
  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, контроль внимания, коррекция своих ответов и ответов одноклассников, оценка и анализ собственной деятельности во время рефлексии), обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели с использованием мнемотехники; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера с использованием мнемотехники, анализ объектов с целью выделения признаков с использованием мнемотехники, установление причинно-следственных связей с использованием мнемотехники;), обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух, понимать прочитанное, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения). Обучающиеся демонстрируют навыки диалогической и монологической речи, умение ориентироваться в задании, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
  • Предметные: обучающиеся имеют представление о разнообразии жанров устного народного творчества Загадки, песенки, потешки».

Цель: развитие зрительной памяти с помощью приема мнемотехники в процессе ознакомления с устным народным творчеством «Загадки, песенки, потешки».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся  интерес к литературному творчеству, творчеству писателей; способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении художественного произведения; способность достаточно глубоко понимать содержание произведения.
  • Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся  обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно, контроль внимания, коррекция своих ответов и ответов одноклассников, оценка и анализ собственной деятельности во время рефлексии), обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели с использованием мнемотехники; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера с использованием мнемотехники, анализ объектов с целью выделения признаков с использованием мнемотехники, установление причинно-следственных связей с использованием мнемотехники;), обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух, понимать прочитанное, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения).  Развивать навыки диалогической и монологической речи в процессе выполнения упражнений. Развивать  умение ориентироваться в задании, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
  • Образовательные: познакомить обучающихся с разнообразием жанров устного народного творчества Загадки, песенки, потешки».  
  • Принципы воспитания:
  • создание положительного эмоционального подъёма;
  • воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения

Общие дидактические принципы:

  • научности;
  • связи теории с практикой;
  • доступности;
  • наглядности;
  • воспитывающего характера обучения.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • деятельности;
  • непрерывности;
  • психологической комфортности.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

  • учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • возрастания сложности;
  • учета объема и степени разнообразия материала.

Методы воспитания:

  • методы мотивации деятельности и поведения;
  • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе;
  • поощрение и порицание;
  • создание ситуации успеха.

Методы обучения

По источнику получения знаний:

  • словесные (беседа, объяснение);
  • практические (упражнение);
  • наглядные (демонстрация).

По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • на основе методологии целостного подхода к деятельности;
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Методы эмоционального стимулирования:

  • поощрение;
  • порицание.

Методы развития познавательного интереса:

  • стимулирование занимательным содержанием.

Методы формирования ответственности и обязательности:

  • предъявление педагогических требований.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

  • освоения элементарных норм ведения разговор.

Методы развития речи:

  • коммуникативный (умение выражать свои мысли);
  • Метод семантизации лексики (толкование слов).

Метод мнемотехники:

  • «Мнемотаблица».  

Формы организации образовательной деятельности:

  • индивидуально;
  • фронтально.

Дидактические средства:

Демонстрационные:

  • доска (тема, задачи);
  • аудиопесни;
  • стихотворение, загадки.

Индивидуальные:

  • учебник (Литературное чтение 1класс. В 2 ч. Ч 1);
  • ребус.

Список информационных источников:

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. С изменениями и дополнениями от: 19 декабря 2014 г.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

План:

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (7 минут)
  3. Решение проблемы (15 минут)

Физминутка (2 минуты)

  1. Организация самостоятельной работы 7 минут)
  2. Информация о домашнем задании (1 минуты)
  3. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты)

Макет доски:

Тема урока: 

Задачи:

Дата.

Классная работа.

Ход урока

Этапы урока, задачи этапов

Методы воспитания и обучения

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты

  1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: развивать у обучающихся умение контролировать свое внимание

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа).

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть.

- Чтобы настроиться на работу, я предлагаю нам выполнить упражнение, которое поможет нам быть внимательными на этом и на последующих уроках.

- Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа, а левой рукой возьмитесь за правое ухо. У вас должен получиться крест. По команде «поменяли», правая рука должна оказаться на левом ухе, а левая – на носу. (несколько раз, но медленно)

- Молодцы! Встряхнули руки. Теперь мы с вами будем внимательны на уроке.

- Спасибо! Присаживайтесь.

Регулятивные УУД: обучающихся способны контролировать свое внимание

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: развивать у обучающихся способность ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; развивать способность корректировать свои ответы и ответы одноклассников; развивать умение участвовать в диалоге, отвечать на вопросы

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования: поощрение, порицание

Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение), практические (упражнение)

Методы развития речи:
коммуникативный (умение выражать свои мысли)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой интересной темой, но чтобы узнать с какой попробуем разгадать литературный ребус.

-У каждого из вас на партах лежит листок с ребусом. Ниже у вас есть цифры, и каждой цифре соответствует своя буква, вам нужно вставить вместо цифр буквы в ребус, например первая цифра 4, а это какая буква? (у) 

-Верно, записываем букву У.

-Дальше самостоятельно.

-Что у вас получилось? (Устное народное творчество)

-Какой жанр устного народного творчества мы уже изучили? (Сказка)

-Сегодня мы продолжаем изучать жанры устного народного творчества. Один из них вы сможете назвать сами, выполнив 1 задание.

- На доске записаны пары стихотворных строк, сейчас я вам их прочитаю, а вы внимательно слушайте и сравните их.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

- О чем говорится в первом стихотворении? (О березе)

- Подумайте, почему у автора береза «в беленом сарафанчике»?

Найдите в тексте другие слова, которые автор использует для описания березы? (С платочками в карманчиках, с красивыми застежками, с зелеными сережками.)

-О чем говорится во втором стихотворении? (Тоже о березе)

- Как вы догадались, что в этом стихотворение тоже говорится о березе? Какие особенности этого дерева описывает автор?

-С чем он сравнивает ветки березы (кофточка), с чем ствол (сарафан)?

-А на что похож второй текст? Автор сразу говорит нам о березе, или он хочет, чтобы мы догадались сами?

-Похоже это на загадку?

-Верно.

-Ребята, первую часть темы урока вы отгадали, это загадка.

- Правильно! Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой?

1. познакомиться с жанром «загадки».

Регулятивные УУД: обучающиеся способны ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; способны корректировать свои ответы и ответы одноклассников

Коррекционно-развивающая работа: обучающиеся демонстрируют умение отвечать на вопрос, вести диалог.

  1. Решение проблемы

Задача: воспитывать у обучающихся интерес к литературному творчеству; воспитывать полноценное восприятие художественного произведения; развивать способность способны слушать и понимать других, умение высказывать свою точку зрения; развивать навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности через сличение результата деятельности с образцом

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования: поощрение, порицание

Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа), практические (упражнение), наглядные (демонстрация)

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

освоения элементарных норм ведения разговора

Методы развития речи:

коммуникативный (умение выражать свои мысли)

- Какой из отрывков можно назвать стихотворением, а какой загадкой? (1 – стихотворение, 2 – загадка)

-Что конкретно называет автор в первом стихотворении и о чем не говорит во втором? (В 1 автор назвал березу и описал ее)

-С кем сравнивается береза во втором отрывке? (автор сравнил отличительные черты березы с кофточкой и сарафанчиком)

-Знаете ли вы, что такое загадка?

- Правильно, загадки - один из увлекательных и интересных жанров устного народного творчества. Загадки заставляют нас рассуждать, сопоставлять, сравнивать предметы и явления, их признаки и проявления, чтобы обнаружить сходство, догадаться, о чем говорится в загадке. В русском народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о явлениях природы, и о растениях, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.

- Какие загадки вы знаете?

- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 42-43.

- Какой автор называет луну в первой загадке? (Круглолицей, белолицей)

- Что за красавица по небу катится? (Луна)

- В какие зеркала она глядится? (Реки, озера, моря)

- С чем сравнивается луна во второй загадке? (С тарелкой)

- Почему? (Она тоже круглая)

- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна)

- Как вы думаете, с чем еще можно сравнить луну? (Перечисляют предметы похожие на луну)

- Послушайте загадки о лесе.

- Что говорится о лесе в первой загадке?

- Как описывается лес во второй загадке?

- Подумайте, с чем еще можно сравнить лес?

Такая же работа проводится с другими загадками.

- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про облако по плану.

- Но перед этим вместе со мной составим загадку про солнце.

Солнце

Какое?

На что похоже?

Жаркое

на печку

Золотое

на яблоко, одуванчик

Круглое

на мяч, колесо, камешек, клубок, голову

Яркое

на огонь

-Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.

Золотое, как одуванчик.

Круглое, как колесо.

Яркое, как огонь.

- А теперь подобным образом составьте загадку про облако. У вас есть 2 минуты.

-Кто хочет загадать загадку своим одноклассникам?

-Я тоже успела придумать, послушайте.

Облако

Какое?

На что похоже?

Пушистое

на вату

Белое

на снег

Большое

на слон

Пушистое, как вата.

Белое, как снег.

Большое, как слон.

- Похлопайте себе, если справились с этим заданием. 

Знакомство с жанром «песенки».

Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.

- К какому жанру относится это произведение? (песни)

-Верно, второе слово в нашей теме урока «песни».

-Какую вторую задачу мы поставим перед собой?

2.познаокмиться с жанром «песни».

-Молодцы. О чем поется в песне?

-Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.

-Какие песенки вы знаете?

Сейчас я вам прочитаю песенку, которую предлагают нам авторы учебника «Идет матушка-Весна» , а вы внимательно послушайте и подумайте о чем она.

-Откройте учебник на стр. 44.

- Как названа весна в песне? Найдите и зачитайте. (Матушкой).

- Как вы думаете, почему её так назвали?

- О каких весенних месяцах говорится в песне?

- Назовите признаки весенних месяцев в этой песенке.

- С какой интонацией нужно читать эту песенку?

-Сейчас вместе с вами прочитаем песенку передавая голосом радость. Будет выборочное чтение.

-Я начинаю, а продолжает …

-Чем песенки отличается от загадки?

3. Знакомство с жанром «потешки».

-Ну а третье слово нашей темы вы узнаете открыв стр. ученика 45.

-Что написано? (потешки) 

-И какую третью задачу мы с вами поставим?

3. познакомиться с жанром «потешки».

- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.

- Как вы думаете, почему их так назвали?

- Прослушайте аудио запись чтения вслух одной из потешек, которая находится на стр. 45.

- Подумайте, сколько человек может читать потешку?

- Давайте попробуем прочитать текст потешки по ролям.

- Как вы думаете, какие слова будет говорить Кисонька? Кто говорит в тексте другие слова( автор)?

- Сейчас мы с вами попробуем прочитать 1 потешку по ролям (чтение потешки детьми, 1- 2 пары).

Личностные УУД: обучающиеся проявляют интерес к литературному творчеству, творчеству писателей; демонстрируют способность полноценно воспринимать художественное произведение

Регулятивные УУД: обучающиеся способны корректировать свои ответы и ответы одноклассников

Коммуникативные УУД: обучающиеся способны слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Коррекционно-развивающая работа: обучающиеся демонстрируют навыки контроля и самоконтроля в учебной деятельности через сличение результата деятельности с образцом.

Обучающиеся демонстрируют навыки диалогической и монологической речи.

Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (объяснение), практические (упражнение)

- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем из-за парт так, чтобы нам ничего не мешало. Задвинем стулья.

Встало утром солнышко (потягивание)

И гулять отправилось (ходьба на месте)

И на нашей улице

Все ему понравилось (наклоны головы вправо-влево)

Побежало солнышко

Золотой дорожкой (бег по кругу)

И попало солнышко

Прямо к нам в окошко (складывают руки в фигуру «окошко»)

Вместе мы отправимся

С солнцем в школу (ходьба по кругу)

Приласкало солнышко

Сразу всех ребят (дети гладят рукой по своей голове)

- Молодцы. Теперь встаньте все около своих мест. Сейчас мы послушаем, кто сядет тише всех. Первым садится первый ряд. Как тихо они сядут?

- Так, молодцы! А второй ряд сядет еще тише.

- Ничего себе, их почти не слышно. А третий ряд сядет вообще без звуков.

-Здорово! Почти все у нас тихо сели. Молодцы! 

Обучающиеся отдохнули от занятия, сняли мышечное и эмоциональное напряжение

  1. Организация самостоятельной работы

Задача: развивать у обучающихся умение воссоздавать художественные образы литературного произведения; развивать способность слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; развивать умение вести диалог

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение), практические (упражнение), наглядные (демонстрация)

Методы развития речи:

коммуникативный (умение выражать свои мысли)

Методы обучения по уровню включения в продуктивную деятельность: стимулирование учебно-познавательной деятельности

-Ребята, у вас есть ещё одна небольшая потешка.

-Подготовьте выразительное чтение 2 потешки. Распределите роли со своим соседом по парте.

-Если у кого то будут трудности, поднимите руку.

-Как думаете, что мы будем оценивать в чтении?

1. Выразительное чтение.

-А что значит читать выразительно? (Читать громко, чётко, внятно, правильно расставляя знаковые паузы)

2. Передавать настроение героев.

-Согласно этим пунктам подготовьте чтение потешки в паре.

-У вас есть 2 минуты.

-Кто желает прочитать потешку?

- Ребята, чье чтение по ролям вам понравилось, кому из чтецов удалось прочитать потешку выразительно, без ошибок, передавая настроение героев.

Познавательные УУД: обучающиеся умеют воссоздавать художественные образы литературного произведения

Коммуникативные УУД: обучающиеся способны слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Коррекционно-развивающая работа: обучающиеся демонстрируют умение вести диалог.

Обучающиеся демонстрируют навыки диалогической и монологической речи, умение ориентироваться в задании, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

  1. Информация о домашнем задании

Задача: развивать у обучающихся способность контролировать свое внимание; развивать способность слушать и понимать других

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (объяснение).

Прием мнемотехники «Мнемотаблица»

-Домашним заданием будет выучить песенку на стр. 44 «Иди, весна, иди, красна…»

-Но, чтобы вам было легче её выучить и запомнить. Я предлагаю вам интересную таблицу, посмотрите.

-Я некоторые слова заменила картинками.

https://image.flaticon.com/icons/png/512/32/32523.png весна,

https://image.flaticon.com/icons/png/512/32/32523.png красна.

Принеси ржаной http://www.agroatlas.ru/content/related/Secale_segetale/Secale_segetale.jpg

Овсяной https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/04df/00003f76-4b691ba6/img13.jpg,

Большой урожай

В наш край.

-Есть ли такие картинки, которые вам не понятны?

Посмотрите, как выглядит колосок.

Сноп- это связка срезанных стеблей с колосьями, посмотрите, перед вами картинка.

 -К кому автор обращается в песенке?

- С какой просьбой?

-Я уверенна, что с помощью такой таблицей вы сможете быстро выучить эту песню.

Регулятивные УУД: обучающихся способны контролировать свое внимание

Коммуникативные УУД: обучающиеся способны слушать и понимать других

  1. Рефлексия учебной деятельности

Задача: развивать у обучающихся умение оценивать и анализировать собственную деятельность; развивать способность слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Методы организации учебно-познавательной деятельности: беседа

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы развития речи:

коммуникативный (умение выражать свои мысли)

- Наш урок подходит к концу. И пора нам подвести итоги. Скажите, какую тему мы с вами сегодня изучали?

- Верно. Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Как мы их достигали?

-Давайте ещё раз вспомним все виды устного народного творчества, что мы узнали.

- Какие жанры устного народного творчества мы вспомнили? Кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор)

- Почему устное народное творчество называют мудростью народа?

- В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде устного народного творчества.

- Вы сегодня очень хорошо поработали, большие молодцы!

В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Красное - ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ

Жёлтое - ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ

Зелёное - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ

- Хочу поблагодарить …. за верные и полные ответы. За активность и старание благодарю , за внимательное выполнений всех заданий и помощь одноклассникам , за полный и правильный рассказ .

- Спасибо вам за работу! До свидания!

Регулятивные УУД: обучающиеся умеют оценивать и анализировать собственную деятельность

Коммуникативные УУД: обучающиеся способны слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» Тема: «В.А. Осеева «Хорошее»»

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» Тема: «В.А. Осеева «Хорошее»»Перспективная цель: создание  условий для осознанного восприятия и...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему: «Картинная галерея»

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана 2.Воспитательные воспитывать эстетический вкус; - развивать речь, логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить с...

Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"

Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...

Технологическая карта по литературному чтению 1класс на тему: "Загадки, песенки потешки, небылицы. Н. В. Пикулева «Загадки»"

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений учащихся о жанрах устного народного творчества: загадках, песнях, потешках, небылицах; формирование умений: отгад...