Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Маугли" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)

Тема: «Р.Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы

Цели урока:  формирование представления о героях через изучение произведения Р. Киплинга «Братья Маугли».

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь осмысливать художественную идею произведения;  

- понимать и уметь объяснять значение общечеловеческой ценности «быть толерантным»;

- уметь анализировать и обобщать информацию

Личностные:

- оценивать предлагаемый материал или ситуацию;  

- дополнять и расширять имеющиеся знания и представления;

- находить закономерности;

- проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: ​открытие нового знания   

Оборудование: ​учебник УМК “Перспектива”, 3 кл., 2 часть, презентация, компьютер, проектор

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maugli_1.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.2019г.

Школа: № 1

Класс: 3

Учитель: Никитина М.Н.

Студент: Першина А.Д.

Методист: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)

Тема: «Р.Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы» 

Цели урока:  формирование представления о героях через изучение произведения Р. Киплинга «Братья Маугли».

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь осмысливать художественную идею произведения;  

- понимать и уметь объяснять значение общечеловеческой ценности «быть толерантным»;

- уметь анализировать и обобщать информацию

Личностные:

- оценивать предлагаемый материал или ситуацию;  

- дополнять и расширять имеющиеся знания и представления;

- находить закономерности;

- проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: ​открытие нового знания   

Оборудование: ​учебник УМК “Перспектива”, 3 кл., 2 часть, презентация, компьютер, проектор

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный (фронтальная беседа)

1 мин

Здравствуйте, ребята!

- Нахмурьте брови и посмотрите на своего соседа по парте.

-  А теперь улыбнитесь друг другу.

- Скажите, когда вам было приятнее смотреть друг на друга, когда вы сердито смотрели, или когда улыбались друг другу?

- Конечно же, когда улыбались. Когда  вы улыбаетесь – вы такие милые, симпатичные. -Давайте с улыбки начнем наш урок!  

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Здравствуйте.

Выполняют указания учителя.

- Было приятнее, когда мы улыбались друг другу.

Лич.: личностное самоопределение.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный (опрос)

Практический (артикуляционная разминка)

Словесный (Подводящий диалог).

8 мин.

Ребята, что мы с вами изучали на прошлом уроке?

Что такое переводная литература?

Кто переводит произведения иностранных писателей на русский язык?

Кто такие переводчики?

Хорошо! Молодцы!

Давайте проведем речевую разминку

Речевая разминка.

Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня

Ба-ба-ба - гудит медная труба.

Бом-бом-бом - фотографию в альбом.

Бы-бы-бы - в лесу выросли грибы.

Бак-бак-бак - сидит с удочкой рыбак.

Буз-буз-буз - сладкий, сахарный арбуз.

А сейчас, ребята, я прочитаю вам загадку, вы отгадаете её и мы определим тему нашего урока.

Мальчик вырос в волчьей стае,

Волком он себя считает,

Дружит с мишкой и с пантерой,

Ловким он слывет и смелым.

Правильно!

Значит тема нашего урока?

Давайте поставим цели на урок.

-Б.Заходер «Винни-Пух». Особенности переводной литературы.

-Переводная литература — это тексты, первоначально написанных на одном языке, а затем переведённых на другой.

-Переводчики.

-это человек, который занимается переводом слов с одного языка, на другой.

-выполняют речевые упражнения.

-Ответ: Маугли

-Р. Киплинга «Братья Маугли».

- узнать больше об авторе Р.Киплинг, развивать навык техники чтения и учить работать с текстом, анализировать прочитанное.

Р: вносить необходимые

коррективы в действие его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К.: контролировать действия партнера.

Л.: умение принимать и сохранять учебную задачу.

3. Постановка учебной задачи

Словесный (слово о писателе)

2 мин.

Итак, ребята, сейчас я расскажу вам немного интересных фактов из биографии Редьярда Киплинга.

Джозеф Редьярд Киплинг — английский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители.

Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных.   Но в 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу. В Англии Р.Киплинг учился в пансионе, где к нему относились очень жестоко. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь.

Киплинг общался с туземцами, наблюдал их быт, слушал их рассказчиков, изучал природный мир Индии. По возвращению из этого путешествия он написал «Книги Джунглей», в которые входят рассказы о Маугли - человеческом детеныше. Сказкам исполняется 120 лет.

В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

"Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", -  обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг.

Слушают учителя

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

4. Открытие нового знания

Словесный (беседа)

Словарная работа

Практический (чтение и беседа по тексту)

5 мин.

А теперь откройте учебник на стр. 97.

Чтение текста Р.Киплинг «Братья Маугли»

-по цепочке, по абзацу.

/читают хорошо читающие ученики/

Не забываем подчеркивать карандашом непонятные слова.

Какие слова вам непонятны?

        

(Лизоблюд-это тот, кто прислуживается к кому-либо из мелких, корыстных побуждений; не брезгует значит обычно относится к грязным тряпкам и обрывкам кожи, роясь в мусорных кучах; приёмыш-животное, принятое другим животным домой).

Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение?

Какие чувства переживали, читая произведение?

Назовите главных героев главы «Братья Маугли».  

Какие персонажи показались вам особенно интересными?

Есть ли среди героев кто-то похожий на вас или ваших друзей?

Можно ли утверждать, что автору нравятся все герои сказки «Маугли»?

Верно ли, что Мать Волчица дорожила своей жизнью, больше чем жизнью детенышей? Опишите образ  Матери Волчицы и Шер-Хана.

 

Верно ли, что Балу и Багира вступились за Маугли, желая досадить Шер-Хану?

/видео-физкультминутка/

Назовите значение выражения «Закон Джунглей».

Назовите первый «Закон Джунглей».

Назовите  второй «Закон Джунглей».

Назовите третий «Закон Джунглей».

А каком законе еще идёт речь?

- слова «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш».

-высказывания учащихся.

-отец  и мать волки, шакал Табаки, Шер-Хан, Акела, Маугли, Балу, Багира.

(нет)

(нет, он их защищала не на жизнь, а на смерть).

(Мать волчица была грозным и яростным хищником, которая не боялась ничего, её глаза были, как две зелёные луны и называли ее Демон; Шер-Хан был тигром живущим в двадцати милях от пещеры, у реки Вайнганги.Мать волков называла его (Лангри), что значит Хромой, т. е он самого рождения хромает на одну ногу).

 (они сказали, что когда , он подрастет, то станей отличной забавой для волков).

(т.е значит выживает сильнейшей или каждый сам за себя).

(Охота на территории Волков и на берегах Вайнганги).

(Позволяет зверям охотиться на человека, только тогда, когда они учат своих детёнышей убивать). (Каждый волк обзаведясь семьёй, может покинуть свою Стаю. Но как только его волчата подрастут и станут на ноги, он должен привести их на Совет Стаи, который собирается обычно раз в месяц, во время полнолуния, и показать все другим волкам).

(Если поднимается спор о том, можно ли принять детёныша в Стаю, в его пользу должны высказаться, по крайней мере, два волка Стаи, но не отец и не мать).

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: задавать вопросы.

К.: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Включение в систему знаний

Практический (работа по карточке)

10 мин.

Обсудите в паре и дополните  фразу ( записана на доске):

Произведение Р.Киплинга «Маугли» сказка ………….,  потому что ее герои - …………..,  умеют………………. и обладают……………… .

(Произведение Р.Киплинга «Маугли» сказка о животных, потому что ее герои – звери умеют разговаривать и обладают человеческими качествами).

П.: дополнять и расширять знания.

Р.: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

6. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный метод

5 мин.

Какие цели мы перед собой ставили?

Домашнее задание

-А домашнее задание у вас будет дочитать сказку до конца.

- Подведём итог нашей работы.

Оцените свою работу.

 Поднимите красный смыйлик, если на уроке было интересно и у Вас все получилось; зеленый-на уроке было интересно, но некоторые задания вызвали трудность; желтый- было скучно, трудно выполнять задания.

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! До свидания!

узнать больше об авторе Р.Киплинг, развивать навык техники чтения и учить работать с текстом, анализировать прочитанное.

Р.: понимать      причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР

Технологическая карта урока ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  по теме "Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»", 2 класс, УМК ШР...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Если бы у меня был цветик-семицветик..." (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся сочинять рассуждение на тему, подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению; оформлять сочинение...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...