Открытый урок по литературному чтению.
консультация по чтению

Разуваева Анна Яковлевна

Открытый урок по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-zhivaya_shlyapa.doc74 КБ
Office presentation icon zhivaya_shlyapa-prezentatsiya.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к литературному наследию России через понимание роли и значения деятельности детских писателей  для развития нашего общества; проявлять уважение к людям, формировать способность видеть комическое в повседневной жизни; отличать  по-настоящему смешное от несмешного.

Метапредметные (МПР): регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

коммуникативные: - составлять характеристику героев  рассказа;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в коллективе.

Предметные: - выделять героев рассказа, характеризовать их, сравнивать, выделять признаки рассказа;

-  читать текст вслух; находить в тексте нужные отрывки, правильно передавать эмоциональный окрас слов рассказа, читать диалоги.

Цель: знакомство с творчеством Н.Н. Носова, познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”, особенностями юмористического рассказа.

Задачи:
1. Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего
интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного
возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской
книгой,обладающего определённой начитанностью.
2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться
комической ситуацией.
3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, проекторный экран, презентация, книги с произведениями Н.Н. Носова

Используемые учебные пособия, литература:
• Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2010.-240с.
• Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 2006– 640 с.
• Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.
• Литературное чтение, 2 класс, 2 ч.: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2012.

Педагогические технологии:
• объяснительно – иллюстративного обучения;
• словесной продуктивной и творческой деятельности;
• педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
• информационно- коммуникативная технология.

Используемые приёмы:

  • антиципация (умение предвидеть сюжет),
  • составление характеристики героев,
  • литературное слушание мастера слова.

Ожидаемые результаты:
• повышение активности на уроках;
• улучшение результатов обучения;
• развитие творчества у учащихся.

Содержание урока

  1. Организационный момент.

(Слайд №1  Солнечные лучи)

- Сегодня замечательный солнечный день. Надеюсь, что на нашем уроке вы сможете сохранить тепло солнечного дня. И наши гости смогут почувствовать его. Давайте поприветствуем их.

Психологический настрой учащихся. 
- Повернитесь к гостям, Улыбнитесь гостям. Повернитесь ко мне, Улыбнитесь мне. Повернитесь друг к другу, Улыбнитесь друг другу.

- С помощью эмоционального светофора расскажите нам  о своём настроении.

(Дети делятся своим настроением: с помощью эмоционального светофора, где зелёный цвет-отличное настроение, готов к работе; жёлтый цвет – не могу понять, затрудняюсь ответить; красный цвет – нет желания находиться на уроке).

- Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Речевая разминка

(Слайд №  )

Котик Васька  на окошке,

Корку  кушал он по крошке.

- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса. Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.

- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.  Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.  Прочитайте скороговорку обиженно.

- У кого как получилось? Оцените с помощью эмоционального светофора  то, как  у вас получилось прочесть скороговорку?

3.  Целеполагание. 
(Слайд №   -портрет Н.Носова ) 

-Рассмотрите внимательно фото, кто это? Да, на предыдущем уроке мы говорили о творчестве Николая Николаевича Носова.  Попробуйте понять,  каким был человек. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

 - Ребята, я сегодня очень торопилась на урок, потому что хотела поделиться с вами новостью. Дело в том, что сегодня на нашем уроке чтения открывается медиамузей. В нём уже появились первые вещи писателя, о котором мы будем говорить. Давайте, скорей посмотрим на них. А вы, вспоминая о том, что узнали о жизни Н.Н.Носова, попробуйте объяснить, какое отношение к писателю они имеют.

(Слайд №     с изображением кинокамеры, киноплёнки, ордена Красной Звезды).

- Как вы думаете, кому принадлежат эти вещи?

(Дети: - Николаю Николаевичу Носову.)

 - Правильно. А почему именно эти вещи попали к нам в музей? Как вы думаете?

( Был режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов (в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 году орден Красной Звезды).

- А хотите узнать ещё больше о творчестве  писателя?

III. Постановка целей урока.

- Как думаете, что нам нужно будет сделать на сегодняшнем уроке и что нужно сделать, чтоб урок литературного чтения не прошёл бесполезно для вас ?

- Я хочу, чтобы вы не только продолжили знакомство с биографией Н.Носова, но и полюбили бы чтение. Мне хотелось бы, чтобы вы, после нашего урока, с удовольствием бегали в библиотеку за новыми книгами.

 ( Дети: - Продолжить работу над рассказом, поговорить о героях, какие они, что с ними произошло; быть внимательными, вдумчивыми, высказывать свою точку зрения и т.п.)  

( Слайд №   тема, название урока)

IV. Работа над новым материалом.

(Слайд №   с изображением  Н.Н.Носова и его семьи)

   - По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Писал он предельно просто. У него нет сложных предложений, а часто вообще сплошные диалоги, именно поэтому дети помнят их наизусть. А вы помните, что такое диалог?

(Дети: - Диалог - это разговор двух и более лиц.)

( Слайд № книги Н. Носова )

- Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

  - В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

- Весёлые рассказы  Н. Н. Носова вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное  в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

 (Слайд №  Обложка «Живая шляпа» ) 
-Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?
-А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

-С чего начнем работу?
-Что для этого нужно сделать?
-Чему я учусь сегодня на уроке?
- Как учиться читать?

4. Прогнозирование содержания по заголовку.
-Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь?

Словарная работа 
-В тексте встретились слова, значение которых, возможно, не всем было понятным. Давайте уточним их значение.
(Слайд №   ) 
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Треснуть - ударить.
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

(Слайд №     -слова по слогам)

- Давайте прочтём слова, которые встретятся нам в тексте, по слогам.

плюх-ну-лось

со-скольз-ну-ла

по-смо-три

        рас-кра-ши-ва-ли

под-прыг-нет

при-от-кры-ли

5. Физминутка  

1) Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть глаза, посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.

2 ) Исходное положение – сидя на стуле, 1-2 отвести голову назад, наклоняя ее, 3-4 наклонить голову вперед, плечи не поднимая.(темп медленный). Повторить 4 раза.

3) Изобразите напуганного котёнка (может, к нему подбежала собака!), а теперь изобразите ласковую кошечку. (Дети наблюдают друг за другом – как удалось изобразить и оценивают аплодисментами ).

6. Анализ произведения, выборочное чтение. 
Чтение 1-ой части (до слов «увидели возле комода шляпу»)

Выполняют хорошо читающие ученики.

- Чем занимались мальчики?

- Что произошло этим временем с котом Васькой?

- Оцените чтение одноклассников.

Чтение 2-ой части (до слов «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?»)

(Инсценирование отрывка учениками)

- Как мальчики повели себя, когда увидели шляпу?

- Как вы думаете, ребята, мальчики поверили, что шляпа живая? Почему?

- Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель?

- Ребята, как сыграли наши актёры?

(Оценивают эмоц.  квадратами)

Чтение 3-ей части (до слов «Мяу!»)

(Слайд№       кочерга, лыжная палка, картофель)
(На доске картинки: кочерга, лыжная палка и картошка.)

- Ребята, какое отношение имеют эти предметы к рассказу?

-Найдите слова в тексте, которые подтверждают связь с рассказом.

(Дети называют предметы и читают отрывки, в которых говорится о них.)

- Вовка и Вадик до сир пор верят, что шляпа ожила?  Докажите.

(Мальчики обращаются к шляпе так, будто она живая)

Чтение 4-ой части (от слов «Мяу!»)

(Просмотр озвученного диафильма до конца)

            -Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.
- А читатели?

-Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.

- А мальчишки, которые ничего ещё не знали, что испытывали они?
- Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?
- Какие они были по характеру?
- Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

- Для этого прочитаем диалог на кухне.

(Чтение по ролям несколькими учащимися)

- Оцените эмоциональными светофорами чтение по ролям.

- Каким вам представляется Вадик? Вовка?

- Что же испугало мальчиков?
- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

- Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?
- Как можно побороть свой страх?

-Как думаете, для чего Н. Н. Носов написал рассказ- какова его идея?

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно. Не всегда нужно бояться того, что на первый взгляд кажется страшным. Ведь, в конце концов, если разобраться, это страшное может оказаться очень смешным.

- Это весёлый, юмористический рассказ, читая который  мы  вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

- Ребята, на доске рисунки, сюжеты которых показывают нам последовательность развития событий рассказа. Наша с вами задача определить их правильный порядок.

 (Восстановление хронологии событий по рисункам «наоборот» и «правильно»).

- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
(Слайд №   )

• Волков бояться – в лес не ходить.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
• У страха глаза велики.

7. Итог урока. Рефлексия
-Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?
- Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

  - Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

-Оцените свою работу на уроке (эмоциональный светофор).

8. Домашнее задание:

(Слайд №   Домашнее задание )

- Выберите задание на дом из трёх то, которое вам хочется выполнить. И покажите с помощью цифр на эмоциональном светофоре, какое вы выбрали.

1) прочитать текст по ролям, подготовить краткий пересказ;

2) прочитать рассказ, подготовить чтение по ролям;

3) прочитать рассказ, добавить слайд к рассказу.

-На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

( Слайд №    С юмором и доброй шуткой жизнь становится радостней!)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Котик Васька на окошке, Корку кушал он по крошке.

Слайд 3

Носов Николай Николаевич (1908 -1976) Носов- детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел!

Слайд 4

МУЗЕЙ

Слайд 5

«Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа. Она требует много знаний.»

Слайд 6

Произведения Николая Николаевича Носова

Слайд 9

КОМОД Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

Слайд 10

КОЧЕРГА Приспособление для перемешивания топлива в печи ( это толстый железный прут с прямо загнутым углом)

Слайд 11

плюх-ну-лось со-скольз-ну-ла по-смо-три под-прыг-нет рас-кра-ши-ва-ли при-от-кры-ли

Слайд 15

• Волков бояться – в лес не ходить. • У страха глаза велики. • Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Слайд 16

1.Прочитать текст по ролям, подготовить краткий пересказ. 2.Прочитать рассказ, подготовить чтение по ролям. 3.Прочитать рассказ, добавить слайд к рассказу.

Слайд 17

С юмором и душой жизнь становится радостней!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...