Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».
методическая разработка по чтению (4 класс)

Громова Ольга Игоревна

 Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.21.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Технологическая карта урока

                                                                                                                         

Класс: 4                                                         Литературное чтение

  Учитель: Громова Ольга Игоревна

Тема:    А.С. Пушкин  «Няне». 

Цель:    познакомить с жизнью и творчеством А.Пушкина

Задачи образовательных областей:

- выразительно читать стихотворение

- создать условия для  проведения анализа стихотворения

Планируемые результаты

Предметные

- Выразительно читать стихотворение и отвечать на вопросы учителя по тексту.

- Находить слова, на которые падает логическое ударение.

- Рассказывать о стихотворении.

Метапредметные

- Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение.

- Анализировать  поэтический текст, определять развитие чувства автора, создавать текст на основе анализа.

             Личностные

 - Проявлять интерес к поэзии. К жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Межпредметные  связи (интеграция): 

 Изобразительное искусство, темы «Урок любования», «Умение видеть»

Ресурсы занятия:   Учебник ч.1 , с.66, 67, аудиоприложение к учебнику, презентация

Формы работы:    фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая. 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Актуализация необходимых знаний  

- Читает написанные на доске отрывок из стихотворения  А.Пушкина «Сон»

« И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы».

Предлагает сказать о ком  пойдет речь на уроке, и вспомнить, что вы о няне  знаете.

- Предлагает сформулировать учебную задачу урока.

 

 - Читают отрывок, высказывают свои предположения , что пойдет речь о няне А.С. Пушкина Арине Родионовне- простой русской женщине. Будущий поэт  любил слушать страшные истории , хотя и очень боялся.

- Формулируют учебную задачу: узнать больше об Арине Родионовне и об отношении Пушкина к ней.

                                                                                         Мотивация познавательной деятельности                                    

- Рассказывает о Михайловской ссылке А.С. Пушкина и о роли, которую сыграла Арина Родионовна в его жизни.

- Показывает презентацию об Арине Родионовне, сопровождая рассказ о её жизни.

-Слушают рассказ учителя .  Обсуждают. Делают вывод, что за  долгие зимние вечера в Михайловском, проведенные   с няней у Пушкина, появилась любовь к фольклору, и это способствовало созданию его знаменитых сказок.

- Смотрят и слушают рассказ учителя о няне А.Пушкина, узнают новые сведения её жизни.

                                                                                           Организация познавательной деятельности

-Предлагает рассказать о А.Пушкине, используя иллюстрации на с.62-63 учебника.

-Предлагает прочитать текст о детстве А.Пушкина на с.64-65 учебника и найти непонятные слова.

- Проводит словарную  работу: «арка» - дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами, сооружение в виде больших ворот такой формы. «Рампа» - низкий барьер вдоль авансцены, закрытый от зрителя осветительные приборы, направленные на сцену.

 - Предлагает послушать стихотворение «Няне» в аудиозаписи и сказать с каким цветом ассоциируется настроение произведения.

-Предлагает перечитать стихотворение самостоятельно и описать возникшие в воображении картины.

- Предлагает назвать слова, которые отражают темную палитру красок.

- Предлагает в группах выполнить языковое исследование стихотворения и заполнить таблицу с выбранной графой:        

Фонетический уровень (звукозапись)

Лексический уровень (средства художественной выразительности)

Грамматический уровень (количество разных частей речи)

Синтаксический уровень (знаки препинания, конструкции предложений)

Предлагает рассказать о стихотворении по плану:

  1. Автор и название
  2. Тема, настроение
  3. Композиция (построение)
  4. Средства выразительности

 

- Рассматривают иллюстрации и рассказывают о А.Пушкине.

-Читают и выделяют непонятные слова в тексте.

- Слушают стихотворение и говорят, что представляют себе темный, синий, черный цвета.

- Читают стихотворение и называют воображаемые картины: маленькая деревенская избушка в глуши леса, у окна сидит женщина с вязанием в руках.

- Называют слова и словосочетания: одна, в глуши лесов, горюешь, забытые вороты, черный, отдаленный путь, тоска, предчувствия, заботы.

- Заполняют таблицу:

Фонетический уровень (звукозапись)

Стук спиц, шаги старой няни; повторяющиеся звуки [ш], [ж], [п], [т], [ч], [щ], [о], [у].

Лексический уровень (средства художественной выразительности)

Метафора подруга дней моих суровых, народное слово голубка, эпитет дряхлая, местоимение моя; в этих обращениях-любовь к няне, нежность и забота. Эпитеты дряхлая, наморщенных руках  рисуют облик няни. Повтор давно, давно; метафора глушь лесов,  эпитеты забытые вороты, черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни. Сравнение горюешь, будто на часах  передает постоянство ее томительного ожидания.

Грамматический уровень (количество разных частей речи)

16 существительных, 5 глаголов ( глаголы настоящего времени несовершенного вида передают томительность долгого ожидания), 3 прилагательных, 3 причастия, 8 местоимений, из которых 4 личных.

Синтаксический уровень (знаки препинания, конструкции предложений)

В стихотворении 5 предложений, обращение с восклицанием,  сравнительных оборот, однородные члены.

 

Делают анализ по плану используя устойчивые выражения: поэт изображает, перед читателем возникает образ, мне видится, для создания настроения автор использует,  мы словно слышим звуки, меня взволновало и т.д.

                                                                               Диагностика планируемых результатов:  

 Предлагает ответить на вопросы теста (даны несколько вариантов ответа) :

1)Какое настроение создает стихотворение?

2) Какие звуки мы слышим в стихотворении? Какие слова помогают услышать эти звуки?

3)Какие картины мы представляем? Какие слова помогают эти картины увидеть?

Обсуждают  (работа в паре)

.Анализируют свой выбор

 Отвечают на вопросы теста:

                                                                                                                Подведение итогов

-Предлагает оценить ответы по разработанным  критериям

Организует обсуждение домашнего задания: выучить наизусть стихотворение «Няне» А.С.Пушкина

 Обсуждают и оценивают ответы

Обсуждают домашнее задание.

           Дополнительный материал: Самостоятельно составленная презентация, использование   учебного материала  лицензионных СМИ ; портрет А.С.Пушкина (лицензионный диск к учебнику)  

           Дополнительное творческое задание: Проиллюстрировать, по желанию, стихотворение А. С. Пушкина « Няне»

                                                                                                          Самоанализ

Достижения

                        Сложности

                        Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...