Отрытый урок по теме: Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка- путешественница"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шкурнова Екатерина Гавриловна

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lyagushka_-_puteshestvennitsa.docx53.31 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  4класс  

Тема урока: Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка- путешественница

.

 Учитель:    Шкурнова  Е.Г.

C:\Users\Екатерина\Desktop\0-02-04-73f73c337c59730a84bce57a5bfc6910bf072b5558e4eaaf0fad976d7eb77dde_6e101d7e.jpgC:\Users\Екатерина\Desktop\еще к аттестации\нужно\IMG_0699.JPG

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.

Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Оборудование: текст, проектор, интерактивная  доска, индивидуальные листы для рефлексии учебного материала .                                                                                                              


Ход урока

  1. Организационный момент.

Придумано кем–то  просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

«Доброе утро» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.(слайд 2)

 

2. Предварительная беседа и формулирование темы урока.

-Прочитайте загадки ,отгадайте их и подумайте, почему к этому уроку я выбрала именно такие загадки.

Загадка№ 1 Вдоль по речке, по водице ,

Плывёт уток вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт. ( утка с утятами) ( слайд 3)

Загадка№2 

Едят комаров, а болото их кров

Для цапли они очень вкусный улов.

Квакая, прячут зеленые брюшки

За камышами смешные лягушки.

3.Актуализация опорных знаний. Виды сказок.

Дома вы познакомились с произведением самостоятельно. Как вы думаете, к какому жанру относится произведение? К какому виду сказок? (о животных)

Это сказка авторская или народная?

Назови автора произведения. (слайд 5) 

4. Формулирование цели урока.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы. ( слайд 4)

Вспомним ….. (литературную сказку)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

5. Вступительная беседа.

А начать  работу над  произведением я бы хотела с эпиграфа к нашему уроку. Прочитайте его про себя.

                                     Хвастовство само себя наказывает.

-   Что это? (поговорка)

-   Как вы думаете, как эта поговорка может  быть связана с темой нашего урока?

-  Как вы можете её объяснить?

7. Работа по тексту.                                                                                                            

Игра»Прятки» 

-Сейчас проведём игру «ПРЯТКИ». Я буду читать начало каждой части, а вы должны отыскать начало в тексте сказки.

1часть. Жила-была на свете лягушка-квакушка.

2часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

3часть. И она шлёпнулась с сучка, на который было, снова влезла.

4часть. Утки летели над сжатыми полями.

5часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.

6часть. Но вокруг неё никого не было.                                                                         Посмотрите на выставку рисунков.

-Ребята, дайте   рисункам  заглавие   и расположите их последовательно.

-Можно по рисункам  составить план текста? (Нет)

-Добавьте пункт плана, устно нарисовав картину  к пропущенному эпизоду.

-Какова основная мысль произведения?

-Кто автор легенды? ( В.М.Гаршин)

 По картинкам которые разбросала лягушка нужно составить план рассказа

1

Беззаботная жизнь лягушки.

2

Решение лягушки лететь с утками.

3

Сообразительность лягушки.

4

Восхваление лягушки.

5

Результат хвастовства.

6

Хвастливые рассказы путешественницы.

3.Рисование словесного портрета лягушки.(Применение технологии критического мышления -кластер)

                

        

 Это  портрет нашей героини. А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.

ХВАСТОВСТВО

Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

Дай характеристику из прилагательных нашей героине-путешественнице и запиши их на листочке. ( работа бригадой) (Слайд41)

- Какие слова можно отнести к лягушке?

                     ЛЯГУШКА

       любознательная

       умная

       воспитанная

       трудолюбивая

       сообразительная

       скромная

       трусливая

       смелая

       болтливая

       любопытная

       решительная

       хвастливая

       вежливая

Паспорт.

Имя – Лягушка

Создатель – М. Гаршин

Прописка – сказочная повесть «Лягушка-путешественница»

Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая.

Где впервые встречается – на болоте

Личные качества – любопытная, смелая, хвастливая

Заветное желание – побывать на юге

 Самостоятельная работа

  А сейчас я предлагаю вам поработать.  в группах:

Задания будут такими.

1.Хвастливый рассказ путешественницы.

2. Рассказ прутика о лягушке

3. Рассказ уток о лягушке

4. Чем  может иначе закончиться путешествие лягушки

Проверка выполненной работы. 

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

1.         Лягушка сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась:

а) теплым солнышком;

б) теплым дождиком',

в) прохладной погодой.

2.         От восхищения она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, MI мом и ила, что уже:

а) была осень,

б) была весна;

в) было лето.

3.         Утки не стали есть лягушку, потому что:

а) были сыты;

б) она была слишком велика;

в) она была далеко от них.

4.         Что особенно интересовало лягушку в рассказе о юге?

а) много ли там червяков;

б) много ли там других лягушек;

в) много ли там мошек и комаров.

5.         Чтобы хорошо подумать, лягушка спряталась:

а) в песок;

б) в тину,

в) в кусты.

6.         Утки должны были лететь:

а) три тысячи верст;

б) две тысячи верст;

в) четыре тысячи верст.

7.         Лягушка прицепилась к прутику:

а) ртом;

б) лапками;

в) ртом и лапками.

8.         Она отцепилась, потому что:

а) боялась;

б) устала;

в) закричала.

9.         Путешественница упала:

а) в грязный пруд;

б) в болото;

в) в реку.

 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

глазами ученого и отыскать научную информацию, содержащуюся в тексте. Вы будете  пользоваться дополнительным материалом. В группах читают  рассказ о лягушках. Используя   метод инверта 

Чтение сказки
Предлагает прочитать  текст  и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; !  этим я удивлен; * - это было интересно. 
Выполняют задания

         Рефлексия

         Подведение итогов урока


-Составим синквейн про лягушку. ( в переводе с французского – 5 строчек- нерифмованное стихотворение)
Инструкция:
1-я строчка: тема (одно существительное);
2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);
4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);
5-я строчка: синоним из одного слова к теме.

Составляют синквейн:
Лягушка;
Лупоглазая, толстая;
соображает, болтает, хвастает;
изобретает необыкновенный способ летать;
Путешественница.

 Итог урока.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство

Домашнее задание

Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает».

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

-Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Хвастовство само себя наказывает. Хвастовство мешает в достижении целей, мешает совершать хорошие поступки. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная, и могла бы долететь до юга)

Данная сказка имеет сходство с каким литературным жанром?( В басне животные разговаривают и действуют как люди)На какую басню похожа эта сказка?

Какова основная мысль сказки? ( не быть хвастливым)

какую черту характера данного героя ты бы хотел иметь (не иметь) у себя и почему? Такой вопрос побуждает детей понимать, каким должен быть (не должен быть) человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"

Конспект урока литературного чтения  для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...

Всеволод Михайлович Гаршин "Лягушка -путешественница"

Книга-лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой.Я люблю тебя читать!Думать,мыслить и мечтать!...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Конспект урока по литературному чтению по теме: В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Цель: Учить правильному, беглому, осознанному мышлению. Развивать мышление, оперативную память. Уточнить и расширять словарный запас. На основе сказки расширять представление о жизни животных....

Тема:"В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница"

Цель:  познакомить учащихся с произведением В. М. Гаршина.Задачи:       Ознакомить учащихся с новой литературной  сказкой;Подвести учащихся к пониманию основной...