урок-конспект и презентация по литературному чтению на тему "Рукописные книги"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кошлакова Ольга Сергеевна

Тема: «Древние рукописные книги». Подготовка сообщения.

Тип: изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с историей появления Древних рукописных книг. Учить анализировать текст.

Задачи:

1.вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;

2.развивать устную речь учащихся, словесно-лексическое мышление произвольное и не произвольное внимание;

3. учить читать выразительно, понимать смысл прочитанного, раскрыть содержание понятий летопись, пергамент;

4.воспитывать бережное отношение к книгам.

 

Планируемые результаты.

Предметные:

•        Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

•        Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

•        Использование разных видов чтения (изучающее (смысло¬вое), выборочное, поисковое);

 

         Метапредметные:

•        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

•        Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

•        Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

•        Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

•        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

•        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;    

 

        Личностные:

-Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Формирование уважительного отношения к иному мнению.

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;

 

Межпредметные связи: связь с русским языком (понимание лексического значения новых слов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukopisnye_knigi.docx17.06 КБ
Файл rukopisnye_knigi1.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древние рукописные книги». Подготовка сообщения.

Тип: изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с историей появления Древних рукописных книг. Учить анализировать текст.

Задачи:

1.вовлекать учащихся в активную учебную деятельность;

2.развивать устную речь учащихся, словесно-лексическое мышление произвольное и не произвольное внимание;

3. учить читать выразительно, понимать смысл прочитанного, раскрыть содержание понятий летопись, пергамент;

4.воспитывать бережное отношение к книгам.

Планируемые результаты.

Предметные:

•        Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

•        Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

•        Использование разных видов чтения (изучающее (смысло¬вое), выборочное, поисковое);

        Метапредметные:

•        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

•        Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

•        Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

•        Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

•        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

•        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;        

        Личностные:

-Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Формирование уважительного отношения к иному мнению.

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;

Межпредметные связи: связь с русским языком (понимание лексического значения новых слов)

Ресурсы урока: презентация с озвучиванием файлов, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Прочитайте ее медленно, попробуйте отгадать.

На полке в комнате моей 
Всегда полным-полно друзей.
Они утешат, развлекут,
А надо – и совет дадут.  
(Книга.)

— Как вы поняли последние две строчки?

— Прочитайте выразительно эту загадку.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Что вы узнали на прошлом уроке о книге?

— Что вы узнали в библиотеке? Расскажите об этом.

— Рассмотрите иллюстрацию (с. 5) учебника. Попробуйте определить тему и цели урока. (Высказывания детей.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как писали книги раньше, кто и как их создавал.

IV. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя (презентация)

       Нам известны времена, когда люди не умели ни писать, ни читать. Все знания передавались от старших к младшим. Как вы думаете, когда появилась первая книга и как ее создавали?

2. Первичное восприятие материала.

— Почему старинные книги называют рукописными? (Потому что они писались от руки. Ведь раньше не было печатных машин и станков.)

— Что вы узнали о рукописных книгах?

— Кто их писал и переписывал?

V. Физкультминутка

Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа в группах

- Соедините линией части каждой пословицы, объясни ее смысл.

1) Кто много читает,                               1) а правду сказывают.

 2)Книги не говорят,                               2)друг человека.

 3)Книга,                                                  3) тот много знает.

4) Книга,                                                  4)скуки не знать.

5)Книги читать,                                      5) маленькое окошко, через него  весь мир видно.

6) Дом без книги                                     6)что без окон.

7) В книге ищи не буквы                        7) а мысли.

- Какие пословицы о книге вы еще знаете?

- Назовите основные правила пользования книгой.

2. Подготовка сообщения (работа в парах)

— Прочитайте текст.

— Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Используйте вопросы учебника (с. 7).

(Самостоятельная работа учащихся. Получившиеся тексты дети записывают в рабочую тетрадь.)

VII. Подведение итогов урока

— Какие были и бывают книги?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 6—7, доработать сообщение.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Кошлакова О. С г. Йошкар-Ола 2018г Рукописные книги Древней Руси

Слайд 2

На полке в комнате моей Всегда полным-полно друзей. Они утешат, развлекут, А надо – и совет дадут. Книга

Слайд 4

Рукописные книги настоящее произведение искусства

Слайд 5

Рукописная книга была большой и тяжёлой. Переплёт для неё делался из досок и обтягивался кожей или тканью.

Слайд 6

Орудиями письма служили птичьи перья, чаще всего гусиные.

Слайд 7

Книги было запрещено выносить из библиотек и их приковывали к столбам железными цепями

Слайд 8

Чаще всего книги писались и переписывались учёными монахами.

Слайд 9

Летописец Нестор Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад. Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево - Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

Слайд 10

Ученые считают, что монах Нестор написал самую знаменитую летопись «Повесть временных лет» в начале Х II века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа спец курса по литературному чтению В мире книг

рабочая программа для 4  класса по спецкурсу  В мире книг...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Презентация по литературному чтению "Викторина по книгам В.Осеевой"

Данная викторина позволяет детям вспомнить произведения В.Осеевой...

Презентация по литературному чтению "Необычные книги" 3 класс

Презентация по литературному чтению "Необычные книги" 3 класс. Ежедневно люди сталкиваются с книгами. Сегодня все чаще с электронными. Однако, среди печатных изданий встречаются такие полигр...

Презентация по литературному чтению Из старинных книг К.Д.Ушинский «Гусь и журавль», Л.Н.Толстой «Зайцы и лягушка» 1 класс Школа России

Цели урока:Образовательная – ознакомление со сказками К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» и Л.Н. Толстого «Зайцы и лягушки»;Развивающая – развитие навыков сознательного...

Презентация. Литературное чтение "История создания книги"

Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.II).Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за эти...