Отражение основных положений ФГОС начального общего образования по литературному чтению (УМК «Перспектива»).
презентация к уроку по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Калугина Елена Васильевна

Характеристка учебника по литературному чтению (УМК «Перспектива»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon literatur_chtenieumk_perspektiva.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Изучение литературного чтения в начальной школе (по материалам ФГОС) направлено на достижение следующих целей: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, осмысление ценностных категорий средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Слайд 3

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Слайд 4

Программа по литературному чтению. Автор: Л.Ф. Климанова. Учебники. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Творческая тетрадь. Литературное чтение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. Тетрадь для формирования навыка чтения «Читалочка». Автор: Л.Ф. Климанова. Тетрадь по формированию культуры речи «Волшебная сила слов». Авторы: Т.Ю. Коти, Л.Ф. Климанова. Методические рекомендации. Уроки чтения. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.

Слайд 5

Программа Л.Ф. Климановой, как и примерная программа ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»), состоит из: пояснительной записки; основного содержания начального литературного образования; основных требований к знаниям, умениям и навыкам.

Слайд 6

Пояснительная записка программы отражает два основных направления: формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Основными задачами литературного чтения являются: сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребёнка, чувство эстетического переживания прочитанного.

Слайд 7

1. Круг детского чтения. Тематика. 2. Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения. 3.Опыт эстетического восприятия и понимание художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром. 4. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Слайд 8

В раздел «Круг детского чтения» входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества. Основным элементом содержания программы являются высокохудожественные произведения, но представлены и научно-популярные тексты. Произведения, изучаемые в 1—4 классах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что даёт возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни, познакомить детей с основными литературными жанрами.

Слайд 9

развитие навыка чтения; формирование речевых умений при работе с текстом; воспитание культуры речи и чтения. В разделе «Коммуникативные умения и навыки работы с текстом» рассматриваются следующие блоки программы:

Слайд 10

расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки; слушание художественных произведений; перечитывание художественных произведений и их анализ; опыт творческой деятельности; практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. В разделе «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром» рассматриваются следующие блоки программы:

Слайд 11

учащиеся должны знать...; учащиеся должны уметь... Содержание требований к учащимся определено по каждому году обучения (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс) и чётко разграничивает содержание знаниевого и навыкового компонента. Раздел «Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся» состоит из двух блоков:

Слайд 12

Кроме программы, в УМК по литературному чтению входит учебник , составленный известными авторами в области начального литературного образования: Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г.Горецким. Учебники по литературному чтению состоят из разных, повторяющихся в каждом классе тематических разделов : - Любите книгу (Книга как великое чудо) - Устное народное творчество - Краски осени (стихи и лирические зарисовки Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина, В. Брюсова, М. Пришвина и др.) - Мои любимые писатели (стихи, басни, рассказы А. Пушкина, Л. Толстого, И. Крылова) - Люблю всё живое (стихи и рассказы советских писателей: А. Шибаев, В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков и др.) - Здравствуй, матушка Зима! (стихи И. Бунина, К. Бальмонта, С. Есенина, Ф. Тютчева и др.) - Мы — друзья (стихи и рассказы В. Осеевой, В. Берестова, Ю. Ермолаева и др.) - Весна! Весна! И всё ей радо! (стихи Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина и др.) - Весёлый хоровод (стихи и рассказы В. Драгунского, Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, Г. Остера, И. Токмаковой и др.) - Мои самые близкие и дорогие (стихи и рассказы русских поэтов и писателей) - Сто фантазий (стихи, рассказы, сказки русских и зарубежных поэтов и писателей) - Литература зарубежных стран

Слайд 13

Таким образом, содержание учебника направлено на литературное развитие ученика, поэтому главным на уроке литературного чтения является текст как эстетическая ценность. Основная задача учителя — на основе художественного произведения сформировать систему духовно-нравственных ценностей средствами литературы, средствами искусства, что и отражается в основных положениях ФГОС начального общего образования (цели ФГОС).

Слайд 14

Также данный учебник помогает решать и основную задачу на уроке литературного чтения — анализ литературного произведения . Учебник даёт возможность применять несколько подходов к анализу художественного произведения. - Стилистический анализ, выявляющий в подборе слов-образов, проявляется авторское отношение к изображаемому. - Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами — эпизодами, главами. При этом разбор идёт от поступка к характеру, от события — к смыслу текста. Важно привлекать внимание детей к мотивам поступков, переживаниям героям, взаимоотношениям действующих лиц, приучать сравнивать поступки и характеры с аналогичными жизненными ситуациями. - Анализ художественных образов. Для эпического произведения основные образы — это действующие лица, пейзаж, интерьер. Основное время на уроке отводится именно анализу изучаемого произведения, строящемуся на основе принципов опоры на возрастные и индивидуальные особенности восприятия младшего школьника, единства формы и содержания художественного произведения. Таким образом, очевидно, что вся система вопросов и заданий методического аппарата учебника направлена на развитие умения анализировать художественное произведение, что предусматривает и ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).

Слайд 15

На основе данного учебника восстанавливаются традиции семейного (домашнего) чтения. Организация семейного или самостоятельного чтения может проходить по-разному. Чаще всего сами родители читают своим детям предложенные тексты, а затем обсуждают вместе с детьми. Но, возможно, если ребёнок хорошо читает, то текст он будет читать самостоятельно, а в роли слушателя выступает родитель. Затем следует совместное обсуждение прочитанного. Также это может быть комбинированное чтение: читает и взрослый, и ребёнок, а затем происходит совместное обсуждение прочитанного. Для обсуждения прочитанного авторами предлагаются вопросы, ответы, на которые высказывает как взрослый, так и ребёнок.

Слайд 16

После знакомства с текстом и обсуждения необходимо, чтобы прочитанные произведения были найдены в домашней библиотеке. И тогда возникает другая сторона вопроса: как мы можем догадаться, что именно в этой книге представлено это произведение, какую дополнительную информацию даёт книга, чтение аннотации, вступления и т. д. Такое направление образовательного процесса приведёт к созданию интереса у ребёнка к чтению и книге вообще. Таким образом, данный учебник позволяет простроить всю систему по восстановлению традиций семейного чтения, что отражено и в ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).

Слайд 17

Кроме этого, особое внимание в данном УМК по литературному чтению уделяется развитию творческой деятельности учащихся посредством работы с текстом. Для этого создана даже специальная творческая тетрадь по литературному чтению. Авторами её являются Л. Ф. Климанова и Т. Ю. Коти. Задания творческой тетради позволяют учащимся развивать грамотную устную и письменную речь, внимание к слову, обогащать лексику. В тетради выделяются темы в соответствии с темами, изучаемыми в учебниках литературного чтения. Каждая тема тетради дополняет и расширяет знания и умения по теме учебника. Работа в тетради и учебнике может идти параллельно, а чередование различных видов работы, форм обучения способствует глубокому усвоению изучаемого жанра и обогащению читательского опыта младшего школьника. Работа по разделу творческой тетради может предварять работу по разделу учебника.

Слайд 18

Содержание данной тетради может быть использовано учителем и во внеклассной кружковой работе по литературному чтению . Одному из видов детского творчества – инсценированию- посвящён в тетради раздел «Наш театр». Таким образом, приёмы, которые были реализованы средствами творческой тетради - интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация - отражены в ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).

Слайд 19

Процесс формирования полноценного навыка чтения осуществляется в начальной школе, а в большей степени — в 1—2 классах. Материал для отработки навыка чтения в данном УМК представлен и в самом учебнике по литературному чтению, и в пособии Л.Ф. Климановой «Читалочка». Данное пособие может быть использовано и в период обучения грамоте, и в период обучения литературному чтению. Работа с художественным произведением, которая занимает центральную часть урока, должна быть тесно связана с развитием коммуникативно-речевых умений, с различными видами перечитывания текста: выборочным, повторным, индивидуальным, групповым и хоровым чтением. Перечитывание текста является одновременно и важнейшим приёмом погружения ребёнка в смысловую ткань текста, и способом отработки навыка чтения. Процесс формирования навыка чтения представлен и в ФГОС начального общего образования (литературное чтение).

Слайд 20

Урок литературного чтения — это урок, на котором, прежде всего, рассматривается система формирования нравственных ценностей средствами предмета ( духовно-нравственное развитие и воспитание ), а также формируются специфико-предметные умения, связанные с читательской деятельностью (умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой — читательская компетентность). Одной из приоритетных задач ФГОС является духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. В учебники по литературному чтению (УМК «Перспектива») входят произведения о детях, о взаимоотношениях со сверстниками, их жизни и весёлых играх, о природе, о нашей Родине и т. п. Само содержание текстов позволяет формировать у школьников модель поведения ребёнка в той или иной ситуации, формирует и ценностное отношение, и систему ценностно-смысловых ориентаций средствами художественного текста. В учебниках и творческих тетрадях целые разделы и темы посвящены проблематике духовно-нравственного развития и воспитания.

Слайд 21

Формирование читательской компетентности (в УМК «Перспектива») связано с формированием навыка чтения , беглости чтения в 1 классе по материалам страниц «Читалочки» и учебника литературного чтения, где представлены тексты, соответствующие возрастным особенностям детей данного возраста: С. Маршака, С. Михалкова, К. Ушинского, А. Барто и других. Формированию сознательности и выразительности чтения уделяется особое внимание при работе с текстом. В 1 классе от учащегося требуется научиться «вычерпывать» информацию (ответы на вопросы по содержанию текста), осуществлять пересказ сказки. Во 2 классе учащийся овладевает подробным и выборочным пересказом, осуществляет деление текста на части, определяет главную мысль текста. В 3 классе учащийся выполняет эту работу самостоятельно, также в этот период используется приём комментированного чтения. В 4 классе реализуются умения работы с текстом полностью и работа по составлению собственных текстов на основе прочитанных художественных текстов.

Слайд 22

Достаточно распространённым приёмом при работе по данному УМК является характеристика героя произведения . Здесь важно привлекать внимание детей к мотивам поступков, переживаниям героям, взаимоотношениям действующих лиц, приучать сравнивать поступки и характеры с аналогичными жизненными ситуациями.

Слайд 23

Ещё одним приёмом, который применяется в УМК, можно назвать анализ художественных образов в эпических произведениях (рассказах, сказках, баснях, повестях)— это действующие лица, пейзаж, интерьер. В учебниках по литературному чтению представлена вся система уроков внеклассного чтения в разделе «Мы идём в библиотеку». Таким образом, для формирования читательской компетентности в указанном УМК по литературному чтению (УМК «Перспектива») представлена вся система работ: умение читать, умение работать с текстом, умение работать с книгой. Формирование читательской компетентности — основная цель литературного образования, представленная в ФГОС.

Слайд 24

Система проверки результатов сформированности читательских умений, а значит, уровня сформированности читательской компетентности, заложена в ФГОС начального общего образования (раздел «Планируемые результаты освоения содержания начального литературного образования»). Материал для проверки и диагностики результатов освоения основных образовательных программ представлен также и в учебнике по литературному чтению Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого в разделе «Маленькие и большие секреты страны Литературии». На основе отбора произведений и текстов в учебниках по литературному чтению УМК «Перспектива» выстраивается система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся и формированию читательской компетентности младшего школьника, что напрямую соответствует ФГОС начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению.

В результате изучения курса выпускник начальной школы осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него буд...

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению "Школа России"...

ФГОС начального общего образования по литературному чтению

Соответствие курса "Литературное чтение" /Авт. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова/  требованиям Стандарта....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...