Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Наталья Ивановна Лысенко

Комбинированный урок-игра с элементами  литературного творчества.  УМК "Перспектива", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 3 класс

Тема: Сочиняем вместе волшебную сказку

Форма проведения: комбинированный (урок-игра с элементами литературного творчества)

 Цели: 

- развивать творческие способности, речь, память, мышление;

- обогащать словарный запас;

- прививать интерес к чтению;

- совершенствовать умение работать в паре, группе;

- воспитывать уважительное отношение к родному (русскому) художественному наследию

Оборудование: 

Перед началом урока детям раздаются эмблемки-значки (на двустороннем скотче)

Дети рассаживаются по группам за те столы, на которых  такие же  картинки, как у них эмблемы(5-6 групп по 4 человека)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Звучит фонограмма «В гостях у сказки»

Уч.:        Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Меня зовут Н. И. Как и ваша Л.Н. учу ребятишек нашей школы, второклассников. Много добрых слов слышала о вас от Л.Н., давно хотела побывать у вас в гостях, познакомиться. Вот случай и представился. Но пришла я не с пустыми руками и не одна.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Появляется гостья бабушка-сказочница)

Уч.:    Начинаются сказки,

         Катятся  с гор салазки.

         Бабушка Федора на передке

         Едет с мешком в руке.

         Завязан мешок завязками…

         Бабушка, развяжи!

         Ребята, а вам интересно, с чем мешок-то?

Дети:  Да!

Бабушка:        Со сказками!

Уч.:        Бабушка, расскажи!

Бабушка:        А было это, голубчики, в старину,

                Когда задумал дед Архип  залезть на луну.

                Тогда сказки по воздуху летали,

                Друг друга за крылышки хватали.

                А я за ними на золотом коне скакала

                Да в мешок эти сказки собирала!

        Расскажу вам одну сказочку, а вы мне давайте - помогайте!

        Но сначала загадку отгадайте:

                Кругла, а не шар,

                С хвостом, а не мышь,

                Желта, как мёд,

                А вкус не тот!

Дети:                Репка!

Уч.:        Бабушка, мы же в гостях у третьеклассников! Они эту сказку с пеленок знают!

Бабушка:        «Репку»-то, может и знают, а другие сказки отгадают?

(Каждая группа вытягивает листок с загадкой.  Дети  читают вслух и говорят отгадку.  После того, как все загадки отгаданы, переворачивается лист на столе с названием группы. По рисункам, изображенным на эмблемках, дети догадываются, как называется их команда-группа)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.  («Петушок - Золотой Гребешок»)

        

        По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. («По щучьему велению»)

        Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Как названье этой сказки? («Три медведя»)

        

        Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.

У кого ты не спроси,

Всяк ответит на Руси:

Эта сказка для ребят

…………………….. («Волк и семеро козлят»)

        Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок»)

        Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей. («Царевна-лягушка»)

  1. Актуализация знаний. Определение темы, цели и задач урока.

Уч.:          Позабавила нас бабушка Федора. Спасибо ей за это! А ведь она не просто так приходила к нам на урок.  Кто из вас догадался, зачем? А может, кто-то догадывается, о чем пойдет речь на уроке?

Дети:  О сказках!

Опорное слово «СКАЗКА»

Уч.:        Ребята, большинство из нас познакомились со сказкой в первый раз еще в раннем детстве. А вы можете сказать, что такое сказка?

Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.


        Какие бывают сказки? Откуда они берутся?

Опорное слово «СОЧИНЯЮТ»

Вспомните, кто сочиняет сказку, кто автор?

(Если народ – народная, если  конкретный автор – авторская, или литературная сказка)

Примеры сказок: на экране – отрывки сказок. Нужно догадаться - из какой сказки, если литературная – кто автор

Игра «СКАЗКИ_ПЕРЕПУТКИ»

  • Сел Иван-Царевич на печку, впряг в нее Конька-горбунка,  Сивку-бурку вещую каурку, гусей-лебедей и поехал в гости к Снегурочке.
    (6 сказок: "Иван царевич и Серый Волк", "По щучьему велению", "Конёк-горбунок", "Сивка-бурка", "Гуси-лебеди", "Снегурочка".)

Уч.:         Есть ли среди этих сказок литературные сказки? Как называется? Кто ее автор? Кто читал?

А еще на какие группы (категории, жанры) можно поделить все сказки?

(По содержанию: бытовые, сказки о животных, волшебные)

Уч.:         Какие сказки больше всего любят взрослые и дети?

Опорное слово «ВОЛШЕБНЫЕ»

Пословица: Одна голова – хорошо, а две – лучше!  (Объяснить, как понимают)

Опорное слово «ВМЕСТЕ»

Уч.:        Кто-нибудь догадался, каким сказкам мы посвятим сегодня урок? (Волшебным)

        А кто-нибудь догадался о цели урока?  (Будем учиться сочинять волшебную сказку)

Тема урока: «Сочиняем вместе волшебную сказку»

Уч.:        Как вы думаете, трудно или легко сочинить свою сказку?  (Ответы детей)

        Что для этого необходимо уметь делать? Какими способностями обладать?  (Ответы детей:

- Уметь фантазировать;

- Много читать;

- Иметь богатое воображение;

- Знать, как сказка строится, по каким законам… и т. д.

Уч.:        А если сочинять придется в паре, группе?

- Уметь слушать друг друга, договариваться, не перебивать друг друга и т. д.

  1. Работа по теме урока. Выявление возможных затруднений

Уч.:        Ребята, а как вы определяете: волшебная сказка или не волшебная?

(Ответы детей и последовательное выявление  и фиксация признаков волшебной сказки):

  1. Волшебные существа и волшебные предметы

«СУНДУЧОК» с предметами: дети догадываются по описанию предмета, о чем идет речь.

- гребешок

- ленточка

- дудочка

- клубочек

- яблочко на блюдечке

- зеркальце

- скатерть-самобранка

- ковер-самолет

- шапка-невидимка и др.

КАРТИНКИ С ВОЛШЕБНЫМИ ГЕРОЯМИ (Кто это?)

- Водяной

- Леший

- Русалка

- Баба-Яга

- Кощей Бессмертный

- Старичок-Лесовичок и др.

  1. Волшебные события (Примеры)
  2. Волшебные числа  (История числа три: В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно,  число «три» значило «много», всё, что больше двух.)
  3. Борьба добра со злом (Фонограмма «Песенка о сказке»  на стихи Ю. Мориц)
  4. Построение сказки (Зачин. Действие. Концовка)

Физминутка «У оленя дом большой»

Работа в группах: Технологическая таблица  №1

Какие из сказок являются волшебными?

Признаки волшебной сказки

«Гуси-лебеди»

«Маша и медведь»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Три медведя»

 1.      Борьба добра со злом
 

 2.      Построение сказки (зачин, действие, концовка)
 

 3.      Волшебные числа
 

 4.      Волшебные события
 

 5.      Волшебные существа
волшебные предметы
 

Вывод:

 Вопросы:

Каков основной закон волшебной сказки?
2) Как обычно начинаются сказки?
3) Как обычно заканчиваются сказки?
4) Как называются части сказки?
5) Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?
6) Что может происходить во время пути?
7) Что является волшебным в сказках?


Уч.:     Две из четырех сказок – сказки о животных. А можно ли сделать так, чтобы они стали волшебными? Как?  

Работа в парах: Технологическая таблица  №2

Превращение сказки о животных в волшебную (см. Приложение)

Дети читают 2-3 варианта полученных сказок

Уч.:     Можно ли считать сказку «Три медведя» зачином для волшебной сказки?

  1. Самостоятельная творческая работа

Работа в группах:  Творческая работа по превращению сказки «Три медведя» в волшебную. (Каждой группе выдаётся карта-заготовка  «Путь-дорога девочки Маши домой» и набор картинок с волшебными героями. Для работы: фломастеры, клей)

Дети читают 1-2 варианта продолжения сказки

  1. Рефлексия

− Что нового вы узнали на уроке? 
– Какую цель поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Что вам помогло в работе?

Кем вы себя ощущали на уроке? Выберите значок «сказочника» или  «слушателя»

  1. Домашнее задание:

Записать продолжение своей волшебной сказки «Три медведя»



Предварительный просмотр:

Какие из сказок являются волшебными?

Признаки волшебной сказки

«Гуси-лебеди»

«Маша и медведь»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Три медведя»

 1.      Борьба добра со злом
 

 2.      Построение сказки (зачин, действие, концовка)
 

 3.      Волшебные числа
 

 4.      Волшебные события
 

 5.      Волшебные существа
волшебные предметы
 

Вывод:

Какие из сказок являются волшебными?

Признаки волшебной сказки

«Гуси-лебеди»

«Маша и медведь»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Три медведя»

 1.      Борьба добра со злом
 

 2.      Построение сказки (зачин, действие, концовка)
 

 3.      Волшебные числа
 

 4.      Волшебные события
 

 5.      Волшебные существа
волшебные предметы
 

Вывод:



Предварительный просмотр:

Маша и медведь

Русская народная сказка

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит: сидит посреди поляны

Волшебные существа

Старичок-лесовичок

Леший

______________?

Просит Машенька:

- ___________, помоги мне, пожалуйста, из лесу выбраться.

- Помогу, - отвечает ___________, но за это ты отдай мне своё лукошко с ягодами.

Отдала Машенька своё лукошко ___________.  Взамен получила волшебные предметы: клубочек, горшочек, дудочку и скатерть-самобранку. Рассказал ____________ девочке, что нужно делать с этими предметами:

- Клубочек приведет тебя к избушке медведя. Медведь страшный, но ты его не бойся.

В первый день приберись в избушке. В этом тебе поможет волшебная дудочка. Во второй день навари каши. В этом тебе поможет волшебный горшочек. В третий день напеки пирогов. В этом тебе поможет скатерть самобранка. Медведь подобреет. Проси его, чтобы часть пирогов отнёс бабушке и дедушке, а сама возьми большой короб, влезь в него,  а сверху себе на голову поставь блюдо с пирогами.

Как сказал ______________, так всё и случилось...

Медведь ничего не заподозрил и отнёс короб с пирогами и Машенькой в деревню, где ждали внучку бабушка и дедушка.

Жалко стало девочке ягод, не стала она отдавать лукошко ____________.

- Сама выберусь! – решила девочка.

Снова стала искать дорогу домой и набрела на избушку. А в той избушке жил большущий медведь. Увидел Машеньку с лукошком, обрадовался.

- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить, - а сам все ягоды из лукошка съел.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь в лесу весь день бродит, а Маша по дому хозяйничает.

В первый день Маша порядки в избушке навела и бросилась ягоды собирать. Только набрала лукошко, а медведь тут как тут – опять всё съел.

Во второй день каши наварила и снова за ягодами. Медведь этому рад, ягоды есть не стал, а велел напечь пирогов с начинкой. На третий день Маша напекла пирогов, но не с ягодами, а с шишками. Пока медведь по лесу бродил, схватила лукошко с ягодами, да быстрее на поляну – искать ______________.  Отдала ему ягоды, а _____________...

…велел обернуться вокруг себя три раза. Машенька так и сделала и оказалась у себя дома рядом с бабушкой и дедушкой.

…дал  ленточку, гребешок и клубочек.

- Это волшебные предметы. Они помогут тебе убежать от медведя и выбраться из лесу.

Только успел сказать, а тут и медведь бежит, Машеньку схватить хочет. Маша бросила перед медведем ленточку. На этом месте разлилась широкая река. Пока медведь реку переплывал, Маша далеко убежала, но медведь стал её нагонять. Тогда бросила Маша гребешок на землю – вырос тут же дремучий лес. Пока медведь пробирался сквозь него, ломая деревья, Машенька бросила перед собой волшебный клубок. Он и вывел её прямо к дому бабушки и дедушки.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Урок литературного чтения "Знакомство и анализ арабской сказки «Аладдин и волшебная лампа"", 3 класс

Цель: Знакомство с восточным народным творчеством, со сказкой «Аладдин и волшебная лампа».Задачи:Развивать речь детей, выразительность чтения и умение анализировать художественные произведения;У...

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Урок литературного чтения на тему: «Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

На данном уроке в группах проходит исследование и изучение особенностей жанра волшебной сказки в произведении Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Особенности волшебного мира" в сказке Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик" УМК Л. В. Занкова

В данном конспекте проводится анализ главы "Битва" сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик"...

Проверочная работа по литературному чтению (3 класс) тема «Волшебная сказка»

К УМК "Перспектива" электронный вариант создан на основе  методички С.В. Кутявиной 2Поурочные разработки по литературному чтению"...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...