Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе. В конспекте используются методы и приемы технологии  деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска

Урок литературного чтения

по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»»

4А класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Составил учитель начальных классов

Переслегина Юлия Геннадьевна

2018

Урок литературного чтения по теме «Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»»

4А класс УМК Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой

Тип урока: обобщение знаний

Цель: формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами поступков, оценивать поступки героев;

Задачи урока:

  1. Формировать умение анализировать прочитанное, развивать навыки и способы деятельности ( компетенции), речевой деятельности, в работе с информацией, в организации деятельности;
  2. Формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать;
  3. Развивать интерес к чтению;
  4. Воспитывать волевые качества, эстетические чувства.

Планируемые результаты:

Личностные: учиться планировать и оценивать свою работу, воспитывать культуру учебного труда, формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев, воспитывать правильное отношение к героям сказки.

Предметные: учиться анализировать литературное произведение, адекватно понимать и оценивать прочитанное; развивать умение обосновывать своё высказывание о героях литературного произведения и подтверждать его фрагментами из текста; развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; формировать умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать.

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин)

Раз – скорее улыбнись,

Два – к соседу повернись,

 Три – тихонечко садись

Я вижу, что у вас хорошее настроение, и я приглашаю вас в снова отправиться в гости к великому сказочнику Г.Х. Андерсену.  Пусть этот урок принесёт вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами. Хорошей нам всем работы.

2. Актуализация знаний (3-4мин)

Работа по фактическому знанию текста сказки

Выполнение тестовой работы, с последующей взаимопроверкой.

Вопросы и ответы на презентации (2 слайда)

- если ваш сосед выполнил правильно, скажите «ты молодец» 

- если ответил с ошибками «ты можешь лучше»

3. Постановка цели и задач урока (2-3мин)

Индивидуальная работа выход на тему урока (вызываются 3 ученика)

Определите, о ком из героев сказки идет речь. Поставьте цитаты в правильно последовательности.

1 ученик

Да только она, наверно, знатного рода.

она, как бабочка, порхнула в печку…

-но самой красивой была хозяйка дворца (танцовщица)

2 ученик

- он выскочил из табакерки

-ты меня еще вспомнишь

- она слишком хороша для тебя  (тролль)

3 ученик

-его отливали последним

-но держался он стойко

-не сводил с красавицы глаз

- что весь горит - то ли от огня, то ли от любви… (солдатик)

Кто главный герой сказки?

Почему автор выделяет оловянного солдатика?

О ком мы будем говорить на уроке?

На какие вопросы будем искать ответ?

-Какой солдатик?

- В чём стойкость оловянного солдатика? Противоречие !

-Почему именно с ним происходят невероятные приключения?

-Как автор относится к своему главному герою?

Словарная работа по заглавию

Оловянный - т. е. сделанный из олова – мягкого металла, который хорошо плавится во время нагревания.

Кластер

Стойкий - а) стойкий, неослабевающий; 

                 б) непоколебимый, упорный, твёрдый;

- В каком значении, по вашему мнению, употреблено слово «стойкий» в заглавии? (2)

- Чтобы вы еще добавили в характеристику нашего героя? (Выдержанный, смелый, отважный, верный своим чувствам, скромный).

Устанавливаем соотношение между реальным образом солдатика и его стойкостью (до 15 мин)

- Кем на самом деле был солдатик?

Оловянный солдатик  Андерсена - это маленькая игрушка, стоящая на одной ноге, но сказочник оживляет его, наделяет душой, мыслями, чувствами, характером, пускает  в опасное приключение.

Составление соотношения -  выборочное чтение  

- Подтвердите цитатами из текста, что препятствия, которые, встречались на пути солдатика, были не только страшны для него, но и во много раз его больше  (выстраивание плана)

Озвучка отрывка мультфильма «Стойкий оловянный солдатик»

Посмотрите на доску. Какое заметили противоречие?

(Солдатик маленький, а смог преодолеть огромные препятствия)

- Какой возникает проблемный вопрос?

(Слайд) - В чём стойкость оловянного солдатика?

Физкультминутка:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да, смотри, не упади.

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Раз  два раз два вот и кончилась игра

Поиск решения проблемы

Работа с картиной  (10мин)

- Для того чтобы решить поставленную проблему, я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины художника Марка Шагала «На прогулке»

- Какой вопрос вам бы мне хотелось задать?

(Как эта картина поможет нам в решении проблемы? Что объединяет эти два произведения?)

- Выделите зрительно, тот фрагмент рисунка, в котором главными героями будут люди.

- Дайте название этому фрагменту.

- А теперь выделите зрительно пейзаж с домами. Озаглавьте.

- Кто занимает большую часть картины и является главными героями её?

(Это влюблённые)

- Как чувствуют себя герои картины?

- Обратите внимание на то, как крепко они держатся друг за друга.

- Страшно ли девушке лететь так высоко?

- Что же произошло? Что же могло их так высоко поднять?

- Слышали такое выражение: «быть окрылённым любовью»?

(Летящие в небе, окрылены любовью, поэтому и способны летать.

Это сама любовь подняла их в небо)

- Есть ли препятствия на их пути?

- Что может преодолеть все? (Сила любви может преодолеть всё!)

Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к нашему  вопросу. Что вы хотели сегодня выяснить?

(В чём стойкость оловянного солдатика?)

- Какой же ответ вы можете дать?

Вывод:

- Сильное настоящее чувство оловянного солдатика к танцовщице помогло ему преодолеть все трудности и испытания.

- Стойкость солдатика – это сила духа, которая «подпитывалась» любовью к танцовщице.

- Чем же закончилась эта сказка? (прочитайте)

- Это счастливый конец?

( И да, и нет. Герои сгорели - и от этого грустно, но после их гибели осталось маленькое сердечко – символ любви).

- Автор даёт нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик соединился с танцовщицей после смерти.

Вывод

Вернемся к заглавию сказки. Какие два значения есть у слова стойкий?

Первый понятен читателям сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге.

Второй смысл открывается вдумчивым читателям: стойкость – это сила духа. Происшествия сказочные, а чувства настоящие, достойные уважения.

Рефлексия

Нам кажется, игрушки,
Как будто не живые,
И все они друг другу,
Совсем, совсем чужие.
Но это все не правда,
Из сказок знаю я
Про стойкость оловянного
Солдатика, друзья.
Влюбился он в танцовщицу,
И глаз не отводил,
И ею восхищался,
А слов не говорил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образ солдатика в сказке Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» подготовила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» Переслегина Юлия Геннадьевна

Слайд 2

Тест по сказке 1.Сколько было оловянных солдатиков? 2.Кто была мать оловянного солдатика? 3.На какой праздник были подарены солдатики мальчику? 4.Кем была девушка из картонного дворца? 5.С какого этажа упал оловянный солдатик? 6.Кого встретил в канаве солдатик? 7.Кто жил в табакерке? 8.Где побывал солдатик? 9.Что осталось от оловянного солдатика?

Слайд 3

Ответы на вопросы теста 1. Б 2. А 3. Б 4. В 5. Б 6. В 7. Б 8. А 9. А, Б

Слайд 4

В чём стойкость оловянного солдатика?

Слайд 5

Марк Шагал «На прогулке»

Слайд 6

В чём стойкость оловянного солдатика? Стойкость солдатика – это сила духа и сильное искреннее чувство к танцовщице, имя которому - ЛЮБОВЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи  урока:·         Рассказа...

Класс 1 -2 класс «Начальная школа XXІ века» Тема урока: Сказка Андерсена "Стойкий оловянный солдатик " ,татарская сказка « Три сестры».

1кл-создать условия для ознаком­ления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солда-гик», для развития навыков чтения.2кл- создать условия для ознаком­ления с татарской народ...