Рабочая программа «Как хорошо уметь читать»
рабочая программа по чтению на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat_n.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Рабочая программа «Как хорошо уметь читать» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  №373 от 06 октября 2009 года);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

- Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

- Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

- Программы внеурочной деятельности, ООП НОО  МОУ лицея;

- Авторской программы Л.А.Ефросининой и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что во всем мире чтение рассматривается как одна из технологий интеллектуального развития, способ обретения культуры подрастающим поколением, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает  число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы.  Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для  решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка  для учащихся 1-4 классов «Как хорошо уметь читать»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.      

Программу планируется реализовывать в 3 классе. Изучение данного курса рассчитано на 1  час в неделю, 35 часов в год.  Продолжительность учебного занятия 45 минут.

Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус,  формировать культуру чувств, общения.

Задачи:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей,

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений 

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов

Новизна

Программа данного курса состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • принцип природосообразности;
  • принцип прогностичности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации;
  • принцип рефлексивности.

Ожидаемые результаты реализации

программы внеурочной деятельности «Как хорошо учеть читать!»

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Формы организации деятельности обучающихся:

викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс –кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, занятие-диспут, занятие-спектакль, занятие-праздник, занятие-интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературная игра.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

    Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.

Форма организации: школьное научное сообщество.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная

Способы определения результативности:

- прослушивание и рассматривание книг под руководством учителя;

- знакомство с книгой в опоре на 3 показателя: иллюстрация, заглавие, автор;

- узнавание сюжета по иллюстрации;

- последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя;

- разучивание стихов на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций;

- разгадывание загадок по рифме;

- пересказ произведения, отдельных эпизодов, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, чувств, действий героев;

- постановка живых картин;

- инсценирование;

- осмысливание заглавия – почему названо?

- оценивание поступков героев, опираясь на текст и личный опыт;

- свободные высказывания учащихся по теме; на основе вопроса: чем запомнился герой?

- побуждение учащихся к самостоятельному чтению, рассматриванию книг дома, семейному чтению;

- викторины;

- рисование иллюстраций (по впечатлению).

Формы подведения итогов реализации программы

В конце каждой темы для выяснения уровня знаний проводится игра-ситуация или тестирование. В конце года проводится открытое занятие для родителей и педагогов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Книги о природе и человеке (4ч.)

Деление произведения на смысловые части.

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  

  1. Веселые истории (2ч.)

Особенности произведений юмористического жанра.

  1. Произведения о приключениях (2ч.) 

Литературное слушание. Анализ произведения.

Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.

  1. Книжки с моей полки (10ч.)

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям.

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром  и темпом чтения.

Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных профессий.

Детальный анализ произведения.

Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие. Анализ поступков героев.

Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение  жанра «Мифы» со сказкой.

Особенности энциклопедических публикаций.

  1. Русская литература (7ч.)

Выделение особенностей уральских сказаний.

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.

Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов.

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн.

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.

  1. Зарубежная литература (10ч.)

Особенности произведений зарубежных писателей, имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку  произведения.

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

Умение находить в книгах общие признаки.

Слушание, чтение и рассматривание книги.

Темп чтения, передача настроения голосом.

Анализ произведения по вопросам учителя.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35ч.)

Тема

Формы организации деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

М.Пришвин «Гаечки»

Деление произведения на смысловые части.

Р.Киплинг «Маугли»

Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.

Б.Житков «Мангуста»

М.Пришвин «Рождение кастрюльки»

Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  

М.Зощенко «Глупая история»

Особенности произведений юмористического жанра.

И.Сухин «Вот такой затейник»

Особенности произведений юмористического жанра.

И.Сигсгорд «Палле один на свете»

Литературное слушание. Анализ произведения.

А.Погорельский «Чёрная курица»

Формирование нравственной позиции младшего школьника.

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

А.Гайдар «Тимур и его команда»

Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование

И. Тургенев «Капля жизни»

Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям

А.Милн «Непослушная мама»

Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром  и темпом чтения

В. Дуров «Наша Жучка»

Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных профессий.

«Приключения Толи Клюквина»

Детальный анализ произведения.

М.Цветаева стихи

Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Анализ поступков героев

Мифы и легенды древней Греции.

«Рождение героя», «Геракл в Фивах»

Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение  жанра «Мифы» со сказкой.

Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории

Особенности энциклопедических публикаций.

П. Бажов «Огневушка-поскакушка»

 Выделение особенностей уральских сказаний.

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.

Стихотворные сказки

В. А. Жуковский

«Сказка о царе Берендее»

 Особенности стихотворных сказок,

Сравнение сказок разных авторов.

Стихи о природе. Страницы русской классики.

Ф.Тютчев, И.Суриков

Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн

Т.Лихоталь «Синяк»

Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Волков А.М. «Огненный бог Марранов»

Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение.

Погодин Р.П. «Книжка про Гришку»

Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям.

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

Особенности произведений зарубежных писателей, имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку  произведения.

«Пеппи длинный чулок»

Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.

Э.Браун «Сипсик»

Умение находить в книгах общие признаки

Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

Слушание, чтение и рассматривание книги

Гауф В. Маленький Мук

Чтение и рассматривание книги

Янссон Т. «Мумми-Тролль и комета»

Чтение и рассматривание книги

Джеймс Барри Питер Пэн

Умение находить в книгах общие признаки

Д.Родари «Приключения Чиполлино»

Темп чтения, передача настроения голосом

Д.Родари «Приключения Чиполлино»

Д.Родари «Приключения голубой стрелы»

Анализ произведения по вопросам учителя.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На внеурочных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, других изданий (справочных, энциклопедических).

Использование следующих ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернета, ИКТ.

        

Используемая литература:

1.  Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2.  Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.

3.  Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4.  Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3

5.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:      Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.

8.  Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

    М. Просвещение, 1985.

9.  Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.

11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия проведения

Средства технического оснащения

кабинет на 30 посадочных мест

Компьютер, мультимедиа, экран, колонки

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

________/

Протокол №

«  » августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/

  « » августа  2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Как хорошо уметь читать» (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа «Как хорошо уметь читать!»»  для детей 5 - 6 лет (старшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на ...

Рабочая программа кружка " Как хорошо уметь читать"

Программа кружка для 2класса, направлена на правильное, беглое чтение с пониманием прочитанного материала....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать"

Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Как хорошо уметь читать» для 1-4 классов. Базовый уровень...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы

Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Как хорошо уметь читать" 1-4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Как хорошо уметь читать"

Программа составлена для учащихся 1-4 классовМБОУ"Тарбагатайская сош"...

Презентация. Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» (методические пособия)

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей,которое остается на всю жизнь.   Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньшенач...

Преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами программы «Как хорошо уметь читать!» часть 2

Причины дислексии:  •Нейробиологические причины   связаны с недоразвитием илипоражением головного мозга в разные периоды развития ребенка(период беременности, родов и после ро...