Урок литературного чтения в 1 классе «Верный четвероногий друг»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чижова Светлана Александровна

Урок литературного чтения с использованием исследовательского метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе «Верный четвероногий друг»

(К.Д. Ушинский «Играющие собаки», С.В. Михалков «Болонка и Дог»)

                          Чижова С.А., учитель начальных классов

                           высшей категории ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки

Тип урока: урок-исследование

Задачи:

  1. Совершенствование навыков чтения, навыков работы с текстом.
  2. Формирование коммуникативных и регулятивных учебных действий.
  3. Воспитание любви к животным, сострадания, терпимости к окружающим.

Оборудование: видеопроектор, костюмы старика и старухи, книжки-коллективки с текстами художественных произведений, атлас-определитель собак, листы с тестом, дешифраторы, заготовки для оформления обложек книг-коллективок, выставка книг о собаках.

Ход урока

I.Мотивационный этап (создание проблемной ситуации)

Разгадывание кроссворда

1)

М

о

С

ь

к

а

2)

Т

о

т

О

ш

к

а

3)

Б

у

л

ь

к

а

4)

А

р

т

е

м

о

н

5)

Д

р

у

ж

о

К

6)

Ш

А

р

и

к

  1. Задиристая собака из басни И. Крылова, лающая на слона? (Моська)  
  2. Друг девочки Элли из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)
  3. Друг Пульки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»? (Булька)
  4. Друг Буратино из сказки А. Толстого? (Артемон)
  5. Щенок из рассказа Н. Носова, совершивший путешествие в чемодане? (Дружок)
  6. Друг кота Матроскина из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»? (Шарик)

- Прочитайте ключевое слово. О ком пойдёт речь на уроке?

Инсценировка с участием учеников

Учитель: Предлагаю вам, друзья,

Не терять минуты зря.

Поспешим мы в гости к сказке. (Слайд)

Ах, как ярки в сказке краски!

Вот собачка, вот плетень,

Вот герои. Добрый день!

Старуха: Кто сказал, что добрый день?

Старый, что стоишь, как пень?

Успокой свою дворнягу!

Прочь гони ты доходягу!

Нужен пёс породистый!

Сильный! Неуродистый!

Благородных чтоб кровей!

Вот такой пёс мне милей!

Старик: Жалко друга верного,

Доброго, душевного.

Что же делать буду я? 

Помогите мне, друзья!

- Согласитесь, ребята, невесёлая история? Какая проблема возникла в этой сказочной семье? (Старуха хочет приобрести породистую собаку, а старик хочет оставить дворняжку)

- Ребята, а вы готовы помочь решить данную проблему и разобраться, какая же из собак лучше, породистая или беспородная?

- Какой гипотезы придерживаетесь вы? Почему?

- Возникшую проблему нам помогут решить художественные произведения, авторов которых вам предстоит определить. (Слайд)

  1. Баснописец, сказочник, автор произведений: «Про мимозу», «Фома», «Песенка друзей», «Бараны», «Дядя Стёпа»?

(С.В. Михалков)

  1. Писатель, педагог, автор старинного учебника «Детский мир»?

(К.Д, Ушинский)

- Прочитайте, с какими произведениями данных авторов мы познакомимся. (Слайд)

II. Исследование

Словарная работа (в группах)

- В текстах речь пойдёт о разных породах собак. Какие породы собак вам уже знакомы? (Слайд)

- Чтобы текст был понятен, определим, о каких породах поведают нам авторы. Сегодня нам предстоит работать в группах. Сейчас каждая группа получит карточку с изображением собаки. С помощью атласа-определителя вам предстоит узнать породу данной собаки. (Работа в группах)

- Проверим работу групп: о каких породах пойдёт речь в текстах? (Выслушиваются ответы каждой группы)

Самостоятельная работа учащихся с текстом, выполнение

заданий к нему с помощью инструкционной карты (в группах)

- Итак, мы выяснили породы трёх собак. А вот этой собаки (Слайд) в атласе не нашлось. Как вы думаете, почему? (Собака беспородная)

- Можете ли вы предположить, какая из собак лучше? (Нет)

- Каждая группа сейчас будет работать со своим текстом. После того, как вы познакомитесь с текстом, вам предстоит выполнить ряд заданий по плану, указанному в инструкционной карте. (Ученики работают в группах по указанному в инструкционных картах плану; используя приём выборочного чтения, отвечают на вопросы. Перед выполнением работы дети распределяют обязанности в группе).

 Содержание инструкционных карт:

1 группа

- Прочитайте текст.

- Выполните задания, ответьте на вопросы.

1. Кто главные герои произведения?

2. Опиши Полкана

       - порода собаки - ___________

      - размер собаки - ____________

      - лапы - ___________

      - взгляд - ___________

      - что ещё автор сообщает о Полкане? ____________

3. Опиши Мопса

      - размер - ____________

      - что делала собака? _____________

4. Кто из собак повёл себя верно, а кто неверно? Почему? ____________

5. За что отец осуждал сына Володю? _____________

6. Какова основная мысль текста? (Чему учит текст?) _____________

7. Каков жанр произведения?_______________

2 группа

- Прочитайте текст.

- Выполните задания, ответьте на вопросы.

1.  Кто главные герои произведения? ______________

2. Опиши Дога

      - цвет - ____________

      - размер - ____________

      - нрав - ____________

3. Опиши Болонку

      - какая собака? _____________

      - что делает?  ____________

4. Кто из собак повёл себя неверно? Почему?_____________

5. Каков жанр произведения? Докажите. _____________

6. Какова мораль басни?____________

III. Обмен информацией, организация информации

- Проверим работу групп. (Хорошо читающие ученики читают текст всему классу. Далее дети озвучивают ответы на вопросы.)

- Итак, мы познакомились с двумя произведениями. Что в них общего? (Есть большие и маленькие собаки)

-  Чем отличаются произведения? (В рассказе «Играющие собаки» большая беспородная собака ведёт себя благородно. В басне «Болонка и Дог» большая породистая собака ведёт себя грубо. Маленькие собаки вели себя  по-разному)

IV. Связывание информации, обобщение изученного

- Как же нам проверить истинность утверждения старухи о том, что породистые большие собаки гораздо лучше остальных?  (Сравнить поведение больших собак)

- Поведение какой большой собаки вы не одобряете? Почему? (Дог вёл себя грубо - испугал маленькую собаку)

- Поведение какой большой собаки вы одобряете? (Дворняга, большая сильная собака, не стала наказывать свою маленькую обидчицу)

- Права ли была старуха, когда утверждала, что породистые собаки лучше, благороднее? (Нет)

Оформление продукта исследования – книги

(работа в группах)

- Каждая группа знакомилась с произведением с помощью книжки-коллективки. Какой недостаток вы заметили в книжке? (Не оформлена обложка)

- Оформлением обложки вам сейчас и предстоит заняться. (Каждая группа оформляет обложку своей книжки, имея для этого необходимые заготовки. Вместо аннотации подбирают подходящую пословицу. По окончании работы осуществляется демонстрация оформленных книжек-коллективок)

Беседа о собаках

- Вспомните нашу капризную старуху. Права ли была она, когда хотела заменить беспородную верную собаку на большого породистого пса? (Нет)

- Всегда ли слово «породистый» означает «воспитанный и верный»? (Нет)

- Подобное относится и к людям: людей нужно оценивать не по внешности, а по внутреннему содержанию – по уму, по поступкам.

- А что же нужно ценить в собаках? (Верность, преданность, смышлёность)

- Как человек очень часто называет собаку? (Четвероногий друг)

Знакомство с текстами о памятниках, установленных собакам

(работа в группах)

- Собаки очень часто приходили на выручку людям, спасали им жизнь. А порой, теряя своих хозяев, демонстрировали неслыханную преданность. Удивительные истории о собаках и не только о них собрал со всего мира автор книги «От кота до кита» В. Бульванкер. Его книга представлена на нашей книжной выставке наряду с другими книгами о собаках. Бульванкер собирал истории о животных, которым люди установили памятники. Сейчас каждой группе предстоит познакомиться с одной из таких историй и узнать, за что собакам были поставлены памятники. (Дети в группах читают текст и отвечают на поставленный вопрос. Затем каждая группа озвучивает ответ.)

- Мы с вами убедились, что звание «четвероногий друг» собаки получили неслучайно. Таких верных и преданных друзей, как собака, человек порой не может найти даже среди людей.

Тест с последующей самопроверкой и самооценкой

(Детям раздаётся тест, где в качестве ответа им предстоит поставить знак на соответствующей строчке, в соответствующем столбике (на одной строке может быть несколько знаков). После заполнения таблицы ученики проверяют правильность ответов, вставляя лист с тестом в дешифратор (файл-пакет с верно заполненной таблицей). Оценка ребёнка зависит от количества совпадений его ответов с ответами в дешифраторе.)

Задания и таблица для ответов

Дворняга

Мопс

Болонка

Дог

1

2

1.Большая собака.

2.Маленькая собака.

3.Беспородная собака.

4.Породистая собака.

5.Глупая собака.

6.Грубая собака.

7.Робкая собака.

8.Благородная собака.

9.Чёрная собака

10.Угрюмая собака


V. Подведение итогов. Рефлексия

- Наш урок подходит к завершению. О ком мы говорили сегодня?

- Смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока – какие собаки лучше?

- Какая гипотеза у вас существовала в начале урока? Подтвердилась ли она?

- К какому выводу мы пришли?

- Какой урок вынесли для себя?

- Что на уроке особенно понравилось, запомнилось?

- Молодцы!

(Детям предлагается выразить своё настроение и впечатление от урока. Для этого они подходят к одному из плакатов: «День» (солнце, символизирующее радость, удовлетворение) или «Ночь» (месяц, символизирующий недовольство)).

- Урок окончен.

Список литературы

  1. Бульванкер В.З. От кота до кита: Научно-художественная литература. –    Л.: Детская литература, 1991.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Минская А. Всё о собаках. Мн.: Книжный дом, 2005.
  4. Михалков С.В. На мой вкус: Басни.- М.: Современный писатель, 1996.
  5. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Тихонов А.В. Про собак и кошек. Моя первая книга о животных. – М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  7. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия. СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант»,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

Конспект к уроку литературного чтения 4 класс ПНШ Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»

Тема урока: Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно желаю…»Учебник:  Н. А. Чуракова «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть (УМК «Перспективная начальная школа»)...

Урок литературного чтения 2 класс: " Учимся слушать друг друга. Стихотворения о семье"

Мы будем учиться, не только выразительно читать стихи, но и внимательно слушать друг друга. За каждым столом сидит команда....

Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Урок литературного чтения, 4 класс

Урок литературного чтения, по теме Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» .Цель урока : способствовать формированию представлений учащихся о доброте к...

презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу"

презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу"  УМК Планета знаний...