Открытый урок по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа России" Тема: В.Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ольга Новосельцева

Презентация и технологическая карта к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_k_uroku.docx29.57 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово».

Цель урока: познакомить детей с произведением  В.А.Осеевой, показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.

  Задачи: формировать у учащихся универсальные учебные   действия:  

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

- воспитывать внимательное отношение к слову; воспитывать умение понимать других людей и сопереживать им,

 - формировать чувство прекрасного на основе художественных текстов;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций):

- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества, доброжелательное отношение между учащимися при работе в паре.

- формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация.

№ п/п

Этапы работы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Константиновна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу я.

Сегодня на уроке у нас гости, поэтому давайте поприветствуем наших гостей .

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2

Речевая разминка. Опыт.

- В начале нашего урока я хочу вам кое-что показать. А чтобы это что-то у меня получилось, вы мне немного поможете.

Опыт 1. Опыт 2.

- на доске вы видите необычные слова. Давайте их прочитаем шепотом.

- ну а сейчас произнесите эти слова поочередно хором и вы увидите, что произойдет.

1-сим-саля-бим

2-крибли-крабли-бум

- Как можно назвать то, что вы видели?

-Что вам помогло в этих превращениях? (волшебные слова)

- где вы встречали такие слова?

- рядом у меня есть еще волшебные слова.

- Как вы думаете, какие это слова?

- Запишите свои предположения в «книгу мыслей» на странице 1.

- К этим предположениям мы с вами вернемся в конце урока.

- Как вы думаете, о каких словах мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока: Волшебные слова. (слайд 1)

- Какая цель урока?

- откройте страницу 221 вашего учебника

- Что вы видите  на этой странице?

- Найдите на этой странице произведение, название которого связано с темой нашего урока.

- Откройте нужную станицу.

- Назовите фамилию автора.

- Это замечательная детская писательница написала очень много рассказов. А кто главные герои её рассказов?

Дети произносят слова  хором для выполнения опыта.

- превращения, изменения, волшебство, магия.

- Волшебные слова.

Дети записывают свои предположения в книгу мыслей на страницу 1.

- О волшебных

- узнать всё о волшебных словах.

- Валентина Осеева

- Дети

3

Актуализация опорных знаний.

- Об одном мальчиков я предлагаю прочитать стихотворение на странице 2 в книге мыслей (стихотворение на экране)

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята школы нашей

Он и к старшим пристаёт

И ребят помладше бьет.

Плачут от задиры

И малыши в квартире

Он досаждает детворе

И каждой кошке во дворе.

- Понравился вам герой?

- Почему?

- Вы осуждаете его поведение?

- Кто попробует прочитать стихотворение с интонацией осуждения. (по желанию)

- Давайте дадим характеристику герою. Запишем несколько слов в рамки на странице 3.

- В произведении, с  которым мы с вами сегодня познакомимся главный герой тоже мальчик.

- А сейчас я предлагаю вам построить дерево предположений, с помощью которого мы попробуем представить, о чем будет этот рассказ.

-На стволе нашего дерева записано название произведения «Волшебное слово».

- Скажите, каких черт у мальчика больше положительных или отрицательных?

- Давайте это и будут наши веточки, положительная и отрицательная.

- Это будут наши веточки.

- В сказках с помощью волшебных слов хорошего человека можно превратить… в какого?

- Какие в этом случае появятся качества у него? (пишу слова в листья к положительной веточке)

- А ведь можно и наоборот плохого превратить в хорошего.

- А в этом случае какие появятся черты? (пишу слова в отрицательной веточке)

- К нашему дереву мы вернемся после прочтения произведения.

- читают стихотворение.(самостоятельно)

Невежда, грубиян, задира, бессовестный.

Заполняют таблицу в книгах памяти на странице 2.  

- Отрицательные или положительные.

- Добрым, вежливым, воспитанным, доброжелательным, честным, и другое…

- Вредным, грубым, капризным, драчливым, грязнулей и др.

5

Изучение нового материала.

-

1. В рассказе вам встретятся слова, которые возможно, вам будут не понятны. Давайте некоторые из них найдем самостоятельно и прочитаем в словаре, что они означают.

Есть еще слова, значение которых может вызвать затруднение. Посмотрите на экран

- Может от мамы или бабушки вы слышали слово протвень, но правильно говорить протИвень.

- Может кто-то знает что означают эти слова?

Противень – железный лист для жарения, выпечки.

морщинки – складки на коже лица

сквер – городской сад для отдыха.

- Для чтения рассказа вам понадобятся простые карандаши, ими вам нужно будет делать пометы.

+ - нравится поведение героя, - - не нравится поведение героя.

- Читаем до слов на странице 89 «Он вскочил и побежал домой». Здесь поставим

 

- Поведение какого героя вам понравилось и почему?

- Найдите в тексте, как выглядел старичок. Прочитайте.

- Кого он вам напомнил?

- Почему?

-А что вы можете сказать о Павлике (какой он)?

-Давайте сравним героя стихотворения и героя рассказа.

- Чем похожи?

- Как вы думаете, какое слово прошептал старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете? Чтобы узнать кто из вас прав, необходимо продолжить чтение по ролям и найти это слово.

- Как только вы найдете это слово, остановитесь, поднимите руку

3. чтение по ролям 2 части рассказа (до слов: - Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

- Какое же это слово? (перевернуть карточку «пожалуйста» в правом столбике)

Просыпается цветок

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко низко наклоняется

Снова к солнцу поднимается

И всем дружно улыбается

5. Чтение по логическим частям (выборочно ученики)

- Дочитаем рассказ до конца.

-Оправдались ли ваши предположения? 

- Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Как слово «пожалуйста» изменило Павлика?

- Так почему слово «пожалуйста» можно назвать «волшебным»?

- Давайте запишем  на странице 4 «книги мыслей», какие качества появились у  Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

– Как изменялся герой под влиянием мудрого совета старичка?

– Какие изменения произошли в отношениях близких и Павлика?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

- Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным? (найдите и зачитайте эти слова в рассказе)

–как вы думаете, какое слово хотел сказать Павлик старичку, когда вернулся в сквер? (перевернула «спасибо»)

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Давайте вернемся к нашей книге мыслей на страницу 1, где вы записали ваши предположения о волшебных словах.

- У кого предположения подтвердились? У кого есть эти слова?

- У нас не все слова открыты. Попробуйте угадать какие слова там скрыты.

- молодцы! Вы знаете много волшебных слов, но именно эти слова помогут вам выполнить следующее задание. Вы будете работать в парах. На странице 5 книги мыслей вам необходимо вставить пропущенные слова в стихотворение.

- Проверьте ваши получившиеся стихотворения с эталоном. Посмотрите на экран.

- Ребята, у кого возникли затруднения?

- На последней странице книги мыслей у вас есть сердце,

- Возьмите сердечко, напишите на нем волшебные слова и подарите это сердце близкому человеку, чтобы у него на сердце стало тепло от вашего волшебства.

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу. 

Дети отвечают.

- Самостоятельно читают с пометами

- Волшебника.

- Он говорит о волшебном слове

Ответы детей.

- Предполагают.

- Это слово «пожалуйста».

- Положительное.

6

Физкультминутка

7

Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Отвечают на вопросы учителя.

8

Рефлексия.

Отвечают на вопросы.

- О волшебных словах.

Называют все варианты

Читают стих и вставляют пропущенные слова

9

Домашнее задание

Пересказ рассказа от лица Павлика.

-Наш урок закончен, спасибо!

Записывают домашнее задание.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебные слова

Слайд 2

Не хотят общаться с Сашей Все ребята школы нашей Он и к старшим пристаёт И ребят помладше бьет. Плачут от задиры И малыши в квартире Он досаждает детворе И каждой кошке во дворе.

Слайд 3

противень железный лист для жарения и выпечки морщинки - складки на коже сквер - городской парк для отдыха

Слайд 4

Есть слова чудесные, Очень всем полезные. «Разрешите» и «простите» При встрече «здравствуй» говорите. Скажи друзьям ты на прощанье, Когда уходишь слово «до свидания» Когда помогут от души «Спасибо» всем произнеси. Все они нам помогают И всегда добра желают.

Слайд 5

Волшебные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....