рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Долженко Елена Викторовна

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд  психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

      Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических  проблем, волнующих разные народы мира.

      Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.

      Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных  текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.

      Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, по¬свящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

      Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

      В соответствии с учебным планом  МБОУ «Веселовская  сош»  на 2016-2017  уч. год  предмет «Литературное чтение » изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Веселовская оош» расписанию на 2016-2017  уч. год общий объём учебного времени составляет 136 ч.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx58.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

Рабочая программа по литературному чтению   в 3 классе.

Пояснительная записка

               Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по литературному чтению  являются:

  1. Закон « Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
  3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 31 марта 2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  4. Постановление федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 « Об утверждении СанПиН организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г № 03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  7.  Рекомендации министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. № мд-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
  8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г/4.11-4851/М «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
  9. Примерная программа начального общего образования .
  10. Авторская программа Э. Э. Кац  «Литературное чтение » . Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2012г.)
  11.  Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области « Об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области  № 405 от 09.06.2016г. на 2016-2017 учебный год

12.Основная образовательная программа начального общего образования на   2016- 2017 учебный год МБОУ «Веселовская СОШ»

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции падшего школьника. Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны  личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

  1. формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса к чтению и потребности в нем;
  2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
  3. развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
  4. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  5. формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  6. развитие воображения, творческих способностей;
  7. формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  8. обогащение представлений об окружающем мире.

        Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд  психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

        Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических  проблем, волнующих разные народы мира.

        Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения.

        Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных  текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики (о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей.

        Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомится с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, по¬свящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

        Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

        В соответствии с учебным планом  МБОУ «Веселовская  сош»  на 2016-2017  уч. год  предмет «Литературное чтение » изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Веселовская оош» расписанию на 2016-2017  уч. год общий объём учебного времени составляет 136 ч.  

 Планируемые результаты изучения учебного предмета(личностные, метапредметные и  предметные  )

                                                                                                       

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение».

У учащихся будут формироваться:

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;
  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение».

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьей (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение».

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл про читанного (вслух — примерно 60-70 слов в минуту, про себя — примерно 90 слов в минуту);
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
  • объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
  • составлять план произведения, рассказ о героях от лица героев;
  • сопоставлять разных героев, схожие по сюжету произведения;
  • определять свое отношение к произведению и героям, обосновывать его;
  • выявлять отношение автора к персонажам;
  • делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие;
  • создавать словесные иллюстрации к художественному тексту;
  • читать текст по ролям, участвовать в инсценировках;
  • различать литературные произведения по жанрам (сказка, рассказ, басня, стихотворение), объясняя различия;
  • различать малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, колыбельные и т.п.);
  • находить в тексте метафоры, олицетворения;
  • выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера;
  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст  сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений, творчески (с добавлением личных представлений о неописанных автором поступках и мыслях героев);
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать свое суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы  в письменной форме;

составлять краткие аннотации к рекомендованным

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1. ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
  2. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  3. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
  4. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  5. использование критериальной системы оценивания;
  6. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их нормирования;
  7. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5»

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворительно)

Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов, произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данной ступени обучения (не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию и т.п.)

Минимальный

уровень

«3»

(удовлетворительно)

Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе

«4»

(хорошо)

Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без серьезной помощи учителя, знание авторов и произведений с несерьезными ошибками

Программный уровень

(решение нестандартной задачи,которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4» (очень хорошо)

Выполнение нестандартного задания с привлечением посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат

«5»

(отлично)

Выполнение нестандартного задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно

Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

«5»

(превосходно)

Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы) самостоятельно и без ошибок

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п.

Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность (правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию.

Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы (тестирования) в устной и письменной форме.

Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить уровень владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.

Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:

  • индивидуальную динамику развития скорости чтения;
  • индивидуальную динамику развития плавности чтения (по слогам, по слогам и целыми словами, целыми словами, плавное быстрое чтение);
  • индивидуальную динамику развития выразительности чтения;
  • индивидуальную динамику развития понимания текста;
  • индивидуальную динамику развития умения выделять основную мысль текста, объяснять поступки героев и т.п.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

         Содержание программы:  

                                                Круг чтения

«Уж небо осенью дышало...»(15 ч.)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу» И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»

Народные сказки (15 ч.)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (6 ч.)

  1. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая  баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

          Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (11 ч.)

Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев: «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».  

  Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа...»(8 ч.)

С.        Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро»,  «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки(14 ч.)

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х.К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (9 ч.)

О.        Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновьяя», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».  Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»;  Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие(16 ч.)

А.        Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».

О        совести и долге (13 ч.)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (10 ч.)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьез (19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Виды деятельности

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

Тематическое планирование

Тема урока

Характеристика

учебной деятельности учащихся

1

« Уж небо осенью дышало…» (15 ч.)

Выразительно читать, передавать нужную интонацию.

Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.

Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.

Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.

Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.

Определять и оценивать позиции литературных героев.

Выявлять главную мысль произведения.

Находить сравнения в тексте произведения.

Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.

Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Различать сказку и рассказ. 

✶✶✶

Составлять план рассказа.

Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.

Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.

Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему

2

Народные сказки (15 ч)                         

Выразительно читать.

Читать по ролям.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Определять главную мысль произведения.

Сопоставлять героев, идеи разных произведений.

Продолжать сюжет произведения.

✶✶✶

Составлять план рассказа.

Находить нужные книги в библиотеке.

Ориентироваться в сборниках произведений.

Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

Уважать культуру разных народов.

Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.

Подбирать репродукции картин на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

3

Поэтические страницы(6 ч)

Выразительно читать лирическое произведение.

Привлекать читательский опыт.

Определять свое впечатление от прочитанного.

Выявлять авторскую позицию.

Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.

✶✶✶

Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.

Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)

4

О мужестве и любви (11 ч)

Выразительно читать.

Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста  для подтверждения своей позиции.

Определять свое и авторское отношение к героям.

Рассказывать по плану, от лица персонажа.

Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных категориях.

Бережно относиться к животным.

Находить нужные источники информации.

Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)

5

Зимы ждала природа…(8 ч)

Выразительно читать.

Заучивать наизусть.

Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.

Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.

Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.

✶✶✶

Анализировать собственные переживания и находить их причины.

Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.

Находить в библиотеке книги заданной тематики

6

Басни (9 ч)

Выразительно читать басню.

Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

Сопоставлять персонажей.

Определять главную мысль произведения.

Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.

Различать басню и стихотворение.

Сочинять рассказы, произведения других жанров.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли

7

Братья наши меньшие ( 16 ч)

Выразительно читать.

Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.

Определять идею и тему произведения.

Составлять план рассказа по теме.

Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.

Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.

Различать сказку о животных и рассказ.

✶✶✶

Находить в библиотеке книги заданной тематики.

Внимательно и бережно относиться к живой природе

8

О совести и долге (13 ч)

Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.

Составлять план произведения.

Определять главную мысль.

Создавать письменные творческие работы.

Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.

Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.

Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.

✶✶✶

Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

Использовать разные источники информации.

Работать с аппаратом книги.

Участвовать в диалоге.

9

Весна пришла (10 ч)

Выразительно читать лирическое произведение.

Участвовать в инсценировании.

Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.

Создавать устно и письменно произведения разных жанров.

✶✶✶

Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.

Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках

10

И в шутку, и в серьёз (19 ч)

Определять главную мысль произведения.

Пересказывать сжато от лица персонажа.

Задавать вопросы.

Составлять план по теме.

Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.

✶✶✶

Работать со словарями и другими источниками информации.

Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.

Знакомиться с детской периодической литературой

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения  3 класс

136 ч (4 ч в неделю)

Дата

Тема урока

План

факт

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО … (15 ч)

1

1.09

К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Первичное знакомство с текстом

2

2.09

К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Работа с текстом

3

6.09

К. Г. Паустовский «Барсучий нос». Обобщение

4

7.09

И. А. Бунин «Листопад». Знакомство с текстом

5

8.09

И. А. Бунин «Листопад»

6

9.09

М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук»

7

13.09

М. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

8

14.09

Н. Рубцов«У сгнившей лесной избушки»

9

15.09

К. Г. Паустовский «Подарок». Первичное знакомство с текстом

10

16.09

К. Г. Паустовский «Подарок». Работа с текстом

11

20.09

Внеклассное чтение.Осень в произведениях русских писателей.Анатолий Жигулин, А. Фет и др.

12

21.09

Внеклассное чтение.Осень в произведениях русских писателей

13

22.09

Картинная галерея.И. И. Левитан «Лесное озеро»

14-15

23.09

27.09

Работа с научно-популярными текстами. Контрольное чтение

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (15 часов)

16

28.09

«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом

17

29.09

«Семь Симеонов» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение

18

30.09

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Первичное знакомство с текстом

19

4.10

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). Анализ текста, обобщение

20

5.10

Внеклассное чтение. Русские народные сказки

21

6.10

Внеклассное чтение. «Иван-царевич и серый волк» (русская народная сказка)

22

7.10

Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

23

11.10

«Жаба-королева» (литовская народная сказка)

24

12.10

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)

25

13.10

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Первичное знакомство

26

14.10

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка). Анализ текста, обобщение

27

18.10

Внеклассное чтение. Сказки народов мира. «Царевна-лягушка» (русская народная сказка)

28

19.10

Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Библиотечный урок

29-30

20.10

21.10

Внеклассное чтение. Читательская конференция «Сказки народов мира»

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (6 ч)

31

25.10

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

32

26.10

Ю. Мориц «Песенка про сказку»

33

27.10

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

34

28.10

Г. Сапгир «Сны»

35-37

8.11

9.11

10.11

К.Д. Бальмонт «У чудищ», С. Островой «Сказки…» Контрольное чтение

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (11 часов)

38

11.11

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась»

39

15.11

В. Белов «Еще про Мальку»

40

16.11

И. С. Тургенев «Воробей»

41

17.11

Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

42

18.11

Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

43

22.11

Н. Г. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Обобщение

44

23.11

Л. Н. Толстой «Прыжок»

45

24.11

Читальный зал. В. Астафьев. «Белогрудка»

46

25.11

Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца

47

29.11

Внеклассное чтение. Сказки В. Каверина

ЗИМА ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА (8 часов)

48

30.11

С. Есенин «Разгулялась вьюга...»

49

1.12

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок)

50

2.12

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

51

6.12

А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок)

52

7.12

Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...»

53

8.12

Картинная галерея. Н. Крылов «Зима»

54

9.12

Внеклассное чтение. Читальный зал. Зима в произведениях разных жанров

55

13.12

Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров

14.12АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (14 Ч)

56

14.12

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

57

15.12

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

58

16.12

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

59

20.12

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обобщение

60

21.12

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

61

22.12

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

62

23.12

Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Обобщение

63

27.12

Читальный зал. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла»

64

28.12

Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена

65

29.12

Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена

66-67

11.01

12.01

Л. Н. Толстой «Царь и рубашка»

68-69

13.01

17.01

Читальный зал. С. Седов. «Король красуется»

БАСНИ (9 ч)

70

18.01

О. Мандельштам «Муха». Эзоп «Мухи»

71

19.01

Эзоп «Кошка и мыши»

72

20.01

Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»

73

24.01

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

74

25.01

И. А. Крылов «Слон и Моська»

75

26.01

И. А. Крылов «Две Бочки»

76

27.01

Пословицы. Контрольное чтение

77-78

31.01

1.02

Читальный зал.  Басни

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ(16 ЧАСОВ)

79

2.02

А. П. Чехов «Белолобый»

80

3.02

А. П. Чехов «Белолобый». Первичное знакомство с текстом

81

7.02

А. П. Чехов «Белолобый». Работа с текстом

82

8.02

М. М. Пришвин «Лимон». Первичное знакомство с текстом

83

9.02

М. М. Пришвин «Лимон». Работа с текстом

84

10.02

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Первичное знакомство с произведением

85

14.02

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Работа с текстом

86

15.02

К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Первичное знакомство с текстом

87

16.02

К. Г. Паустовский «Кот Ворюга». Работа с текстом произведения

88

17.02

Читальный зал. С. Черный «Осленок»

90

21.02

Внеклассное чтение.Книги о животных

91

22.02

Внеклассное чтение. Литературный журнал «Братья наши меньшие» (научно-популярная литература, детская периодика)

92

28.02

Картинная галерея. Б. Мурильо «Мальчик с собакой»

93-

94

1.03

2.03

Работа с научно-популярными текстами

О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (13 Ч)

95

3.03

Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

96

7.03

Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении)

97

9.03

Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении). Обобщение

98

10.03

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

99

14.03

А. Платонов «Разноцветная бабочка»

100

15.03

А. Платонов «Разноцветная бабочка». Контрольное чтение

101

16.03

А. Кешоков «Мне больно, мальчики»

102

17.03

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 1 части

103

21.03

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Чтение 2 части

104

22.03

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Обобщение

105

23.03

Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского

106

24.03

Внеклассное чтение. Сказки К. Г. Паустовского

107

4.04

Читальный зал. К.Д. Ушинский «Слепая лошадь», Р. Сеф «Добрый человек»

ВЕСНА ПРИШЛА (10 Ч)

108

5.04

«Жаворонушки…», «Березонька (народные песни)

109

6.04

А. А. Фет «Весенний дождь»

110

7.04

М. М. Пришвин «Лесная капель»

111

11.04

К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

112

12.04

А. А. Фет «Рыбка»

113

13.04

Внеклассное чтение. Народные песни

114

14.04

В. Астафьев «Весенний остров»

115

18.04

Овсей Дриз «Как сделать утро волшебным»

116-117

19.04

20.04

Научно-популярные тексты

И В ШУТКУ, И В СЕРЬЕЗ (19 Ч.)

118

21.04

Шутки-прибаутки. Контрольное чтение

119

25.04

«Болтливая баба» (русская народная сказка)

120

26.04

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Чтение 1 части

121

27.04

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Чтение 2 части

122

28.04

А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». Обобщение

123

2.05

Внеклассное чтение.  А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»

124

3.05

Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»

125

4.05

Внеклассное чтение. Сказки А. Линдгрен. Литературная викторина

126

5.05

С. Маршак «Про двух соседей»

127

10.05

С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»

128

11.05

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение 1 части

129

12.05

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение 2 части

130

16.05

М. Зощенко «Великие путешественники». Итоговое контрольное чтение

131

17.05

Внеклассное чтение. Детская периодическая литература

132

18.05

Картинная галерея. З. Серебрякова «За обедом»

133

19.05

Читальный зал. А. Усачев «На чем держится Земля?»

134

23.05

А. Дорофеев «Укушенные»

135-136

24.05

25.05

Итоговый урок. Литературная викторина

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Веселовская СОШ»

______________Е.В.Бадаева

«_____» ________________ 2016г.

Рассмотрена и рекомендована к применению  педагогическим советом № 1 от 26.08.2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс

Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний", 3 класс

Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго покол...